Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
статья по развитию речи

Иванова Наталья Валентиновна

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry_v_razvitii_rechi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приемы, методы развития речи в игре

В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой, правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения.

Речь имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильней у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В работе по развитию речи можно создать картотеку пальчиковых игр и словесных игр, в которую включать уже знакомые детям игры и те игры, которые будут разучивать совместно с детьми.

Использовать в работе пальчиковые игры – потешки, в которых дети будут с удовольствием принимать участие, например, такие как «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д

Использовать в своей работе игры и действия с предметами, которые способствуют развитию кисти и пальцев. Такие как;  игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Посели пуговицы в домик»); игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»); игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платочки»). В процессе игр развивается сенсомоторная координация, мелкая моторика рук, игра способствует улучшению координации движений, гибкость кисти и раскованность движений вообще, так как это является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

С детьми можно использовать в работе пальчиковый театр, например: «Колобок», «Репка» и т. д.,  в процессе работы дети получают удовольствие от проделанной работы, что способствует развитию речи, мелкой моторики рук, развивается фантазия и воображение, артистические и творческие способности детей.

Во время непосредственной образовательной деятельности с детьми проводятся игры на сближение детского коллектива, такие как «Дотронься до…», «Доброе животное», «Волшебные конфеты», «Носок – пятка», «Комплименты», которые развивают речевую активность детей, помогают настроить на доброжелательное отношение друг к другу, создают хороший эмоциональный настрой во время занятия.

Так же педагог проводит подвижные игры, такие как «Воробушки и бобик», «Воробушки и автомобиль», «Ловишки», «У медведя во бору…», «Гуси – гуси» и т. д., где главные роли отдавались детям менее популярным, для повышения самооценки среди сверстников.

Педагог в своей работе по развитию речи использует сюжетно – дидактические игры. Во всех   сюжетно-ролевых играх  присутствуют связные тексты (рассказ из личного опыта, рассказ-описание,  рассказ по серии сюжетных картинок, пересказ, продолжение рассказа по данному началу).  Проводятся сюжетно-ролевые игры, в ходе которых используется большое количество новых и уже знакомых детям слов. В ходе подготовительной работы и игровой деятельности дети активно общаются, а, следовательно, ими усваивается названия предметов, профессий. Ребенок стремится проявить свои знания, рассуждает, спорит. Детям очень нравится играть в сюжетно-ролевые игры, так как они могут представить себя в роли взрослых людей. Интерес детей бывает постоянным на протяжении всей длительности игр.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели.

Систематическое применение игр в детском саду и вне его может послужить созданию благоприятных условий для развития всех сторон речи дошкольников и успешной подготовки детей к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи  детей старшего возраста.  Можно использовать, как методические рекомендации  в уголок для родителей и воспитателей...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса....

Методическая копилка «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

игры и упражнения для развития речи детей...

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Презентация «Дидактические игры, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»  (СЛАЙД 2) Хочу представить вашему вниманию творческую презе...