Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Глушко Наталья Евгеньевна

Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач,  эмоционально-символические методы.

Направления: социализация, познание.

Цель: формирование стереотипов этнотолерантного поведения в детской среде, стимулирования потребности в самопознании и познании особенностей окружающих.

Задачи:

1.Создать эмоционально благополучный психологический климат в группе.

2.Научить сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия.

3.Развивать терпимость к друг другу, к различным национальностям и народам, к их культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приветствие»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди, ласковые прикосновения.

Тренируем эмоции

Ребята должны попробовать:

- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

- позлиться, как человек, которого ударили;

- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научится бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

Беседа на тему:

«Какими чувствами нужно уметь управлять?»

Ведущий обсуждает с детьми вопрос: Какими чувствами в первую очередь нужно

уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства – злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

Упражнение»Хозяин своих чувств»

Дети вспоминают понятие»хозяин своих чувств».Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берёт его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

Доклад  на тему: «Мужской и женский Чеченский национальный костюм »

Воспитатель Наталья Евгеньевна: В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов.

     На шапки и шубы использовались овчины. На обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов.

     Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника.

Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.

Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.

     Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.

Прочтение и обсуждение чеченской народной сказки «Спящий джигит»

«Рисунок героя». После обсуждения дети рисуют портрет главного героя сказки, затем рассказывают о своём рисунке.

Упражнение “мировое приветствие”.

Приветствовать друг друга  без слов принятыми в различных странах способами:

1) Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

2) Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

3) Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

4) Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

5) Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

6) Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

7) Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.

8) Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

9) Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Упражнение «Танец мира»

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинцами. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

В заключении – детская рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей  старшего дошкольного возраста  

«Дружба начинается с улыбки»

        Составила        воспитатель ДОУ№24

        г. Невинномысска

        Ставропольского края

        Глушко Наталья Евгеньевна

        2014

Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач,  эмоционально-символические методы.

Направления: социализация, познание.

Цель: формирование стереотипов этнотолерантного поведения в детской среде, стимулирования потребности в самопознании и познании особенностей окружающих.

Задачи:

1.Создать эмоционально благополучный психологический климат в группе.

2.Научить сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия.

3.Развивать терпимость к друг другу, к различным национальностям и народам, к их культуре.

«Приветствие»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди, ласковые прикосновения.

Тренируем эмоции

Ребята должны попробовать:

- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

- позлиться, как человек, которого ударили;

- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

Научившись понимать чувства других, ребенок научится бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

Беседа на тему:

«Какими чувствами нужно уметь управлять?»

Ведущий обсуждает с детьми вопрос: Какими чувствами в первую очередь нужно

уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства – злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

Упражнение»Хозяин своих чувств»

Дети вспоминают понятие»хозяин своих чувств».Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берёт его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

Доклад  на тему: «Мужской и женский Чеченский национальный костюм »

Воспитатель Наталья Евгеньевна: В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов.

     На шапки и шубы использовались овчины. На обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов.

     Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника.

Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.

Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык.

     Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны. Поверх рубахи одевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.

Прочтение и обсуждение чеченской народной сказки «Спящий джигит»

«Рисунок героя». После обсуждения дети рисуют портрет главного героя сказки, затем рассказывают о своём рисунке.

Упражнение “мировое приветствие”.

Приветствовать друг друга  без слов принятыми в различных странах способами:

1) Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

2) Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

3) Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

4) Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

5) Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

6) Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

7) Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.

8) Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

9) Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

Упражнение «Танец мира»

Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинцами. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.

В заключении – детская рефлексия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте средствами этнопедагогики

В статье раскрывается понятие "этнотолерантность". Актуальность проблемы ее формирования. Даются методические рекомендации по ее формированию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Программа по социально - личностному развитию детей дошкольного возраста "Дружба начинается с улыбки"

Создание условий для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Дружба начинается с улыбки»

Обучающие: уточнить представление о дружбе; обобщить и расширить знание таких понятий, как друг, дружба. Учить называть теплые цвета (желтый, оранжевый)Развивающие: совершенствовать диалогическую речь...

Развлечение для детей раннего возраста "Дружба начинается с улыбки"

Формирование у детей представления о доброте. Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми и сплочению коллектива, создание положительного эмоционального настроения....

Конспект ОД в младшей группе по социально-коммуникативному развитию на тему: "Дружба начинается с улыбки!"

Цель: создание условий для формирования у детей доброжелательного отношения к окружающим их людям.Задачи: Обучающие:- обучать детей доброжелательно общаться друг с другом;-  закрепить понятие, чт...