Современный педагог глазами родителей
статья на тему

Золотарева Ольга Викторовна

Данная статья предназначена для педагогов МБДОУ, которые работают в соответствии с ФГОС  ДО и профессиональным стандартом педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu_27.08.2014_g.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Новые образовательные стандарты –эта фраза давно на слуху у всех специалистов системы образования. Его  ждали, обсуждали всей страной,  и... пришло время начать применять новое на практике.

Социальный запрос родителей воспитанников определяет не только выбор  образовательных программ дошкольной  организации, но и предъявляет требования к профессии - «педагог». Для создания образа  современного воспитателя среди родителей воспитанников состоялся опрос «Современный педагог глазами родителей».

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

  • личное интервью;
  • наблюдение;
  • анкетирование.

Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности  педагога ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники. Нами были использованы следующие проективные методики:

  • словесные ассоциации;
  • завершение высказывания;
  • анализ отзывов родителей.

Анализируя  данные   мониторинга и оптимизируя  содержание современных нормативно- правовых документов /ФГОС ДО, профстандарт педагога/ портрет педагога ДОО выглядит  многогранным и многоликим.

Для справки:

Термины и определения применительно к педагогу:

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога /воспитателя/ складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Педагог должен обладать:

1. Знанием  специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знанием общих закономерностей  развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенностей становления и развития детской деятельности  в раннем и дошкольном возрасте.

3. Умением организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную  и игровую, обеспечивая развитие детей.

4.Способностью организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

5. Владением теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

7. Умением реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

9. Владением методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых целевых ориентиров.

10.Профессиональной ИКТ-компетентностью- квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

11. Способностью демонстрировать знание предмета /направления/ и программы обучения.

12. Умением планировать и  проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ).

13. Владеть формами и методами обучения и воспитания,  выходящими за рамки непосредственно образовательной деятельности /например: экскурсии, походы/.

14. Умением объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля.

15. Способностью эффективно регулировать поведение воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.

16. Способностью эффективно управлять группой детей, с целью вовлечения  дошкольников  в процесс обучения и воспитания, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию дошкольников.

17. Умением общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

18. Умением  проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

19. Умением строить воспитательную деятельность с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.

20. Умением поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) дошкольников, привлекать семью к решению вопросов воспитания и развития ребенка.

21. Умением сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами в решении образовательных,  воспитательных  и  развивающих задач.

22. Способностью поддерживать в детском коллективе здоровую, дружескую  атмосферу.

23. Способностью в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

24. Способностью оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

25. Готовностью  к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умением составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

26. Владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

27. Умением отслеживать динамику развития ребенка.

Педагог должен иметь:

1.Профессиональное образование.

2. Квалификационную категорию.

3. Мотивацию на постоянное повышение квалификации.

4. Личностные качества.

5.Расширенные границы  в плане профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка в соответствии с современным наполнением психолого-педагогическим компетенциями.

Педагог несет ответственность за результаты своего труда!!!

Новый ФГОС по словам разработчиков, «Особенно социален» и требует при  его реализации обновленной роли педагога в ДОУ. Но какой? В чем может быть новая роль педагога? Воспитателя? Возможно    в современных условиях помощь могут оказать  следующие  педагогические технологии:

1. Гуманно- личностная технология:

Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

- резервы семейной педагогики;

- образовательная  деятельность: контроль за посещением занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2. Технология использования Интернета в образовательном процессе, технология социального консультирования и посредничества: 

Использование возможностей сайта ДОУ с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений /через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах/.

3. Технология социальной адаптации: 

Взаимодействие психолого-педагогической  службы ДОО с родителями и детьми, в которой каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии психолого-педагогическая  служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений.

К направлениям деятельности по социализации воспитанников относится:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: уважение родителей; уважение достоинства другого человека, ответственность, любовь; забота о старших и младших; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая ответственность);

• воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, (ценности: картина мира, уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности дошкольника  на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Несмотря на новые образовательные стандарты,  приоритет у  родителей  педагогам,  которые  всегда ждут детей, уважают, любят и искренне рады им.