Главные вкладки

    Современный педагог глазами родителей
    статья на тему

    Данная статья предназначена для педагогов МБДОУ, которые работают в соответствии с ФГОС  ДО и профессиональным стандартом педагога

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_konferentsiyu_27.08.2014_g.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые образовательные стандарты –эта фраза давно на слуху у всех специалистов системы образования. Его  ждали, обсуждали всей страной,  и... пришло время начать применять новое на практике.

    Социальный запрос родителей воспитанников определяет не только выбор  образовательных программ дошкольной  организации, но и предъявляет требования к профессии - «педагог». Для создания образа  современного воспитателя среди родителей воспитанников состоялся опрос «Современный педагог глазами родителей».

    С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

    • личное интервью;
    • наблюдение;
    • анкетирование.

    Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности  педагога ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники. Нами были использованы следующие проективные методики:

    • словесные ассоциации;
    • завершение высказывания;
    • анализ отзывов родителей.

    Анализируя  данные   мониторинга и оптимизируя  содержание современных нормативно- правовых документов /ФГОС ДО, профстандарт педагога/ портрет педагога ДОО выглядит  многогранным и многоликим.

    Для справки:

    Термины и определения применительно к педагогу:

    Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога /воспитателя/ складывается из его профессиональных компетенций.

    Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

    Педагог должен обладать:

    1. Знанием  специфики дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

    2. Знанием общих закономерностей  развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенностей становления и развития детской деятельности  в раннем и дошкольном возрасте.

    3. Умением организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную  и игровую, обеспечивая развитие детей.

    4.Способностью организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

    5. Владением теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

    7. Умением реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

    9. Владением методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых целевых ориентиров.

    10.Профессиональной ИКТ-компетентностью- квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

    11. Способностью демонстрировать знание предмета /направления/ и программы обучения.

    12. Умением планировать и  проводить занятия, анализировать их эффективность (самоанализ).

    13. Владеть формами и методами обучения и воспитания,  выходящими за рамки непосредственно образовательной деятельности /например: экскурсии, походы/.

    14. Умением объективно оценивать знания воспитанников, используя разные формы и методы контроля.

    15. Способностью эффективно регулировать поведение воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды.

    16. Способностью эффективно управлять группой детей, с целью вовлечения  дошкольников  в процесс обучения и воспитания, мотивируя их познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию дошкольников.

    17. Умением общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

    18. Умением  проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

    19. Умением строить воспитательную деятельность с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.

    20. Умением поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) дошкольников, привлекать семью к решению вопросов воспитания и развития ребенка.

    21. Умением сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами в решении образовательных,  воспитательных  и  развивающих задач.

    22. Способностью поддерживать в детском коллективе здоровую, дружескую  атмосферу.

    23. Способностью в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

    24. Способностью оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

    25. Готовностью  к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умением составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

    26. Владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

    27. Умением отслеживать динамику развития ребенка.

    Педагог должен иметь:

    1.Профессиональное образование.

    2. Квалификационную категорию.

    3. Мотивацию на постоянное повышение квалификации.

    4. Личностные качества.

    5.Расширенные границы  в плане профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка в соответствии с современным наполнением психолого-педагогическим компетенциями.

    Педагог несет ответственность за результаты своего труда!!!

    Новый ФГОС по словам разработчиков, «Особенно социален» и требует при  его реализации обновленной роли педагога в ДОУ. Но какой? В чем может быть новая роль педагога? Воспитателя? Возможно    в современных условиях помощь могут оказать  следующие  педагогические технологии:

    1. Гуманно- личностная технология:

    Применение данной технологии раскрывается через следующие методы:

    - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    - мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;

    - резервы семейной педагогики;

    - образовательная  деятельность: контроль за посещением занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

    2. Технология использования Интернета в образовательном процессе, технология социального консультирования и посредничества: 

    Использование возможностей сайта ДОУ с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей. Также следует активно использовать Интернет для собственного саморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний и умений /через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах/.

    3. Технология социальной адаптации: 

    Взаимодействие психолого-педагогической  службы ДОО с родителями и детьми, в которой каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии психолого-педагогическая  служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений.

    К направлениям деятельности по социализации воспитанников относится:

    • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, доверие к людям, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

    • воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

    • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: уважение родителей; уважение достоинства другого человека, ответственность, любовь; забота о старших и младших; духовно-нравственное развитие личности);

    • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая ответственность);

    • воспитание трудолюбия, сознательного отношения к труду, (ценности: картина мира, уважение к труду и людям труда; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость);

    • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

    Все направления важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности дошкольника  на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

    Несмотря на новые образовательные стандарты,  приоритет у  родителей  педагогам,  которые  всегда ждут детей, уважают, любят и искренне рады им.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

    Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

    Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    — воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

    Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    — воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

    НОД для педагогов и родителей-"Мир глазами детей", 2014-2015 год.

    Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим для педагогов и родителей....

    Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

    Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

    Родительское собрание «Дети — глазами родителей, родители — глазами детей»

    Цели:• воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;• формирование положительного отношения к своему дому;• побуждение детей и родителей к твор...