Развитие внимание ребенка в ваших руках.
статья (старшая группа) на тему

В статье даны примеры игр на развитие внимания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svetlany_val.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимание ребенка в ваших руках.

При подготовке к школьному обучению одним из важных факторов является развитие внимания у детей. В какие же игры играть, чтобы развивалось внимание

Внимание - это механизм, позволяющий нам сосредоточится на одном или нескольких объектах из множества, существующего вокруг нас. Этот механизм позволяет нам заниматься выбранным делом, игнорируя те внешние раздражители, которые к нашему делу не относятся. Развивается внимание постепенно и в индивидуальном темпе.

Дети дошкольного возраста могут быть внимательными, только если их не охватывает скука. Не интересный, не захватывающий, не вызывающий положительные эмоции предмет или деятельность вызывает скуку и желание переключить это самое внимание на что-то более интересное.

Произвольность внимания

Это способность сосредоточить внимание там, где “нужно”, а не там, где “хочется”. Для этого прекрасно подходят такие игры, как:

“Муха”. Поместите бумажную муху на поле 3х3, 4х4 или больше, в зависимости от возраста ребенка. Расскажите о том, куда отправилась муха: на одну клетку вверх, на две вправо, через одну вниз... Пусть ребенок следит вслед за вашим рассказом глазами по полю, а затем переместит муху на ту клетку, где она оказалась в результате своего путешествия.

“Летает-не летает”. Игр с мячом подобного рода множество. Если вы кинули ребенку мяч и назвали что-то, что летает (что съедобно, что живое, что сделано человеком, что работает от розетки и т.п.), то ребенок ловит мяч, а если это не летает (несъедобно и т.п.) - ребенок мяч упускает. Прекрасная возможность потренировать и ловкость, и слуховое внимание, и мышление. С малышами, которые еще не ловят мяч на расстоянии, начинайте перекатывать его из ладошек в ладошки.

“Черное и белое не называть, да и нет не говорить” и подобные речевые игры. Задавайте ребенку вопросы, на которые сложно ответить без использования запрещенных слов. “Какого цвета мороженое?” - “Светлого!”. Такие игры подходят для детей с 4-5 лет, так как до этого возраста многие дети еще не в состоянии удерживать в памяти правила игры, им может быть не понятно и обидно, почему нельзя говорить “да” - разве это плохо?

“Селекция”. Приготовьте вырезанные из бумаги разных цветов силуэты домиков, или грибочков, или шляп и т.п. Расскажите, что волшебник заколдовал все красные домики, и теперь их никто не может назвать. Разложите домики в ряд, так чтобы среди других цветов красные домики попадались в разных комбинациях, и предложите показывать на каждый домик, называя его цвет, кроме красных - раз они заколдованы, то их надо пропускать. Попросите ребенка проверить вас и сами пару раз ошибитесь. Игра для детей от 3 лет. Создавайте с малышом любые комбинации - из чередующихся баночек с крупой, из носков разного размера, из геометрических форм, из деталей конструктора…

Объем внимания

Это способность удерживать в поле внимания сразу несколько объектов. Эти упражнения и игры помогут увеличивать объем внимания:

“Что я слышу”. Послушайте с ребёнком звуки окружающего мира, предложите рассказать все, что он слышит: лай собаки, шум машин, пение птиц, звук лопаты или метлы дворника, разговор людей... Звуки можно слушать и на улице, и дома.

“Сортировка”. Известное упражнение Марии Монтессори на сортировку различных предметов по цвету, размеру, материалу и т.п. способствует развитию объема внимания.

“Две одинаковые картинки”. Стараясь найти два одинаковых изображения среди нескольких разных, ребенок будет удерживать внимание сразу на нескольких деталях, упражнения “Два одинаковых предмета” и “Все одинаковые предметы”, они наверняка понравятся ребятам 3-5 лет!

“Сложи узор”. Соберите узор из счетных палочек или палочек для канапе, а рядом предложите ребенку собрать такой же. Узоры можно собирать из геометрических форм, мозаики, кубиков, макарон, шнурков, пуговиц и многого другого - подключайте фантазию!

“Найди тень”. В этом упражнении ребенку нужно найти подходящую тень к предмету, найдя совпадение всех очертаний этого предмета.

“Лабиринт”. Рисуйте сами или находите в книгах лабиринты подходящей по возрасту сложности. Пусть ребенок показывает карандашом или пальцем путь героя от входа к выходу.

“Пазлы”. Простейшие пазлы из 4-9 кусочков можно делать и самим, разрезая на части любые картинки. Ребятам от 3 лет подойдут и покупные пазлы из большего количества частей. Пазлы осваиваются быстро и увлекают практически всех детей.

Распределение внимания

Это свойство, отвечающее за способность выполнять несколько дел одновременно. К примеру, писать и качать ногой, разговаривать и отбивать ритм... Чтобы ваш дошкольник умел слушать инструкцию и выполнять ее, а так же, чтобы качество выполнения им заданий было высоким, выполняйте следующие упражнения:

* занимайтесь творчеством в сопровождении музыки. Слушайте характерные классические музыкальные произведения и рисуйте, лепите, творите из подручных материалов то, что происходит в музыке.

* упражняйте сочетание речи и движения. Рассказывайте с ребенком хором разученное стихотворение, размахивая руками, прыгая на одной ножке, хлопая в ладоши и т.п. Прекрасно для этих целей подойдет логоритмика - упражнения, в котором стихи сочетаются с движениями по сюжету этих стихотворений.

* приучайте ребенка проговаривать свои действия. Играйте в пальчиковый и кукольный театр, комментируйте вместе с малышом сюжетно-ролевые игры.

* играйте в разнообразные игры-путалки. Простое упражнение “сели-встали”, когда вы говорите одно, а делаете другое, развивают концентрацию и распределение внимания. Договоритесь с ребенком, что он должен делать либо то, что вы говорите (не смотря на ваши действия), либо повторять за вами движения, не обращая внимания на слова. Несколько раз дайте команду “сели-встали” и сопровождайте ее действием, а затем скажите “встали”, а сами останьтесь сидеть на корточках. Если вы договорились повторять движения, то ребенок должен повторить вашу позу, не взирая на слова.

А еще развитию внимания здорово способствуют разнообразные логические упражнения, в которых необходимо находить закономерности. Выполняйте их вместе с ребенком, подсказывайте решения и следите за успехами!                                                        

 1. Где что?

Цель: Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развить внимание, а также расширить познавательную активность и кругозор.

Ход игры.

   Следует договориться с детьми, что они будут хлопать в ладоши, когда услышат слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

 Со временем можно усложнить задание, предложив детям вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

2. "Запретное слово"

Цель: развить находчивость, внимание и сосредоточенность.

Ход игры.

   Ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово –нет. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

3. " Шерлок Холмс "

Цель: развить наблюдательность.

   Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.

4." Обезьянки".

Цель: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т.д.

Ход игры:

  Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

 Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

5. Топ-хлоп.

Цель: развить внимание, память.

Ход игры.

   Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

 Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

 Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

6. "Запрещённые движения".

Цель: развить внимание, умение сосредоточиться.

Ход игры

  Взрослый показывает детям движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а дети повторяет все кроме одного. Кто ошибся тот проиграл.

7. «На стол! Под стол! Стучать!»

Цель: развить слуховое внимание ребенка.

Ход игры.

  Дети должны выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается их запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а дети повторяют за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, дети за ним повторяет. «Стучать!» и начинают стучать по столу, дети за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, дети за ним повторяют и так далее. Когда дети привыкнут повторять движения за взрослым, взрослый начинает их путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Дети должны делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

8. "Фотоаппараты"

Цель:  развить внимание и память.

Ход игры

  1-ый вариант: детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, а они должны как можно подробнее описать его.

  2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

9. «Найди отличия».

Цель:

развить внимание.

Оборудование:

две почти одинаковые картинки.

Ход игры.

   Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

10. «Ухо-нос».

Цель: развить слуховое внимание.

Ход игры.

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

11.«Карлики и великаны».

Цель:

развить слуховое внимание детей.

Ход игры.

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Здоровье ребенка – в Ваших руках".

                      Рекомендации для родителей:      Профилактика плоскостоия, нарушения осанки. Тренировка навыков прави...

Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках!

Памятки для родителей по безопасности жизнедеятельности детей...

Буклет "Здоровье вашего ребенка - в ваших руках"

Буклет посвящен здоровому образу жизни детей в семье....

Отчёт о мастер-классе «Здоровье вашего ребенка в ваших руках»

Отчёт о мастер-классе«Здоровье вашего ребенка в ваших руках» 17 февраля 2017 года в рамках работы родительского клуба «Мамина школа» был проведен мастер-класс по теме: &la...

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"...

«Успех вашего ребенка — в ваших руках!»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Успех вашего ребенка — в ваших руках!»...