Комплекс трех занятий непосредственной образовательной деятельностью в разновозрастной группе на тему «Посткроссинг в международную неделю письма»
методическая разработка (окружающий мир) на тему

Урсуленко Людмила Михайловна

 

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Комплекс НОД: комплекс включает в себя 3 занятия по 40 минут – «Как путешествует письмо?»,  «Кто стучится в дверь ко мне?», «Письмо для тайного друга».

Цель:  познакомить детей с культурой письма на примере технологии «Посткроссинг»

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить воспитанников с произведением С. Я. Маршака «Почта»;

- сформировать представление о том, какой путь проходит письмо от отправителя к получателю;

- обогатить представление о том, как могут выглядеть почтальоны разных стран;

-  познакомить с культурой оформления письма;

-  изучить особенности форменной одежды и ее функций.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pochtalony.pdf1.34 МБ
PDF icon raskraski_i_podarok.pdf950.78 КБ
Файл nod_postkrossing_v_mezhdunarodnuyu_nedelyu_pisma.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплекс трех занятий

непосредственной образовательной деятельностью

в разновозрастной группе на тему

«Посткроссинг в международную неделю письма»

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Комплекс НОД: комплекс включает в себя 3 занятия по 40 минут – «Как путешествует письмо?»,  «Кто стучится в дверь ко мне?», «Письмо для тайного друга».

Цель:  познакомить детей с культурой письма на примере технологии «Посткроссинг»

Задачи:

1. Образовательные:

- познакомить воспитанников с произведением С. Я. Маршака «Почта»;

- сформировать представление о том, какой путь проходит письмо от отправителя к получателю;

- обогатить представление о том, как могут выглядеть почтальоны разных стран;

-  познакомить с культурой оформления письма;

-  изучить особенности форменной одежды и ее функций.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Оборудование:

Книга С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный и другие истории»  с иллюстрациями А. М. Елисеева и М. А. Скобелева.

Почтовый конверт формата А4 и конверты стандартного размера по числу воспитанников.

Копии иллюстраций из произведения «Почта».

Иллюстрации «сказочных» почтальонов и Герды.

Фотографии почтальонов разных стран.

Открытки почтальонов разных стран прошлых лет.

Набор одежды из гардероба воспитанников.

Компьютер с доступом в сеть Internet и принтер, цветной ксерокс.

Канцелярские принадлежности для аппликации.

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников к тетрадям «Здравствуй, мир!» образовательной программы «Детский сад 2100»

Любимые книги данных воспитанников.

Самодельный почтовый ящик.

   


Непосредственная образовательная деятельность

«Как путешествует письмо?»

Ход занятия

I. Организационный момент.

Для того чтобы детям было проще переключиться с игровой деятельности на образовательную, воспитатель собирает детей в «паровозик» (дети-вагончики держатся друг за друга), который «приезжает» к месту занятий. Пока паровоз едет, дети проговаривают игровую присказку. Присказка заканчивается, дети рассаживаются на свои места.  

II. Знакомство с художественным произведением и иллюстрациями к нему.

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для того чтобы дети настроились на предстоящее занятие, воспитатель показывает книгу С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный и другие истории» и задает по ней вопросы.

Вопросы от воспитателя*:

- Знаете ли вы, как называется эта книга?

- Кто ее написал?

- Какие другие произведения этого автора мы знаем? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый-полосатый» и т.д.)

- Кто нарисовал иллюстрации к книге? Мы знакомились с этими художниками ранее? (Елисеев А. М. - «Крошечка-хаврошечка», «Конек-горбунок» и стихи Агнии Барто)

- Какие произведения есть в этой книге? («Вот какой рассеянный», «Почта», «Мистер-твистер»)

* Воспитатель следит, чтобы все воспитанники приняли участие в обсуждении.

Эти вопросы также способствуют укреплению долговременной памяти.

Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию к произведению»

Для того чтобы воспитанники могли быстро включиться в работу, используется прием технологии введения новых знаний «проблемная ситуация».

Воспитатель предлагает детям разделиться на три подгруппы. Каждой подгруппе выдается набор из 9 иллюстраций. Воспитатель просит воспитанников разложить иллюстрации на группы по числу произведений из книги.

После завершения работы каждой группе предлагается рассказать об одной подборке иллюстраций на выбор: что это за произведение и почему они так решили.

Воспитатель следит за тем, чтобы воспитанники рассказали о каждом произведении.

Далее воспитатель показывает разворот книги, на котором изображен титульный лист произведения «Почта» и задает воспитанникам вопросы.

Вопросы от воспитателя:

- Что изображено на листе?

- Из чего состоит паровоз? Почему это паровоз, а не поезд?

- Есть ли на иллюстрации корабль? Что это за корабль (из чего он состоит)?

- Почему мы рассматриваем именно эту иллюстрацию?

- Для чего я выбрала именно это произведение?

После этого воспитатель подводит итог и рассказывает детям о том, что каждый год в течение второй недели октября проводятся праздничные мероприятия, посвящённые почте и её работникам. Эта неделя называется «Международная неделя письма»

2. Расширение представлений по теме занятия.

Воспитатель предлагает воспитанникам подумать над вопросом: «Что такое письмо и для чего оно нужно?». После того, как дети ответят на этот вопрос, воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

Дидактическая игра «Почтовый конверт».

Каждой подгруппе выдается один чистый почтовый конверт формата А4. Детям предлагается написать и нарисовать на конверте все, что необходимо для его доставки получателю.

Перед детьми лежат карандаши и фломастеры, детские штампы различной формы, маленькие журнальные картинки, клей, ножницы, книга С. Я. Маршака с произведением «Почта». Воспитанники могут обращаться к книге, как к справочному пособию в поисках нужной информации.

После завершения работы подгрупп воспитатель просит по одному участнику группы презентовать конверт и рассказать об его оформлении.

Вопросы от воспитателя:

- Что общего есть между вашими конвертами?

- Чем они отличаются?

- Какой конверт оформлен правильно?

После трех презентаций воспитатель показывает на экране проектора (или плазменной панели) реальный конверт и просит сравнить свои работы с ним.

Подвижная игра «Как путешествует письмо?».

Данный этап позволяет воспитанникам отдохнуть от мыслительной деятельности, размяться и пообщаться с друзьями в неформальной ситуации.

Воспитатель дает каждому ребенку карточку, на которой изображен способ доставки письма (карточки сделаны по копии иллюстрации из книги). Детям нужно попробовать по памяти выстроить цепочку, встав в нужное место шеренги.

После того, как задание выполнено, дети сравнивают свою цепочку с иллюстрацией. Воспитатель спрашивает: «Все ли способы есть на этих карточках?». В результате обсуждения дети должны прийти к мысли о том, что доставка писем изменилась и в наше время нужна карточка, изображающая Internet.

Дидактическая игра «Чего не хватает?».

Воспитатель собирает карточки с предыдущей игры, раскладывает их перед детьми на столе и просит их рассмотреть и запомнить их как можно лучше. После этого дети закрывают глаза, и воспитатель убирает одну карточку. Детям нужно вспомнить, какой карточки не хватает.

III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Данный этап направлен на закрепление знаний о том, как должен оформляться конверт.

Воспитатель выдает каждому воспитаннику свой чистый конверт стандартного размера и набор для оформления (описан выше). Воспитаннику нужно оформить конверт, но поле с информацией о получателе оставить чистым. После изготовления конверта каждый воспитанник проводит его презентацию.

Подвижная игра «Посткроссинг».

Воспитатель приглашает детей выйти из-за столов и встать в круг. Он собирает конверты воспитанников, перепутывает их и раздает в случайном порядке. Дети переворачивают конверты раскрашенной стороной вниз и меняются ими «вслепую». После того, как конверт попал к его отправителю, он может сесть за стол.

IV. Итог занятия.

Данный этап направлен на закрепление изученного материала.

- Какое произведение мы сегодня прошли?

- В чем отправляется письмо?

- Какая важная информация должна быть на конверте?

- Какие способы доставки письма вы знаете?

По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои материалы на определенное за ними место, пододвигает свой стул к столу.

Непосредственная образовательная деятельность

«Кто стучится в дверь ко мне?»

Ход занятия

I. Организационный момент.

Аналогичен описанному выше.  

II. Знакомство с иллюстрациями на тему «Почтальоны разных стран».

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для того чтобы воспитанники могли быстро включиться в работу, используется прием технологии введения новых знаний «проблемная ситуация».

Дидактическая игра «Письмо для Герды»

Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображена Герда и рассказывает, что герои сказки «Снежная королева» вернулись домой. Герда за время своего путешествия познакомилась с разными героями, и они к ней очень привязались.

Воспитатель: «Представьте себе ситуацию: все герои, с которыми встречалась Герда, решили» отправить ей письмо со своим почтальоном. Письмо маленькой разбойницы принес разбойник, письмо лапландки – лапландец, письмо финки – финн, письмо принца и принцессы – паж, письмо старушки-чародейки – гном. Детям предлагаются иллюстрации всех сказочных почтальонов. Им нужно вспомнить, в какой стране жила Герда и подумать, были ли у этих почтальонов трудности в пути. С чем они могли быть связаны? Воспитатель с помощью наводящих вопросов приводит детей к мысли, что для работы в конкретных погодных условиях нужна подходящая форма одежды.

2. Расширение представлений по теме занятия.

При помощи проектора или плазменной панели воспитатель демонстрирует воспитанникам пары иллюстраций почтальонов разных стран: открытка, на которой изображен почтальон данной страны в прошлом и фотография, на которой изображен современный почтальон. Представленные страны: Россия, Дания, Англия, Мексика, Австралия, Италия, Китай, Япония, Франция.

Дидактическая игра «Связь времен и стран»

Воспитатель дает каждому воспитаннику иллюстрацию из числа тех, которые они рассматривали ранее на экране. Ему необходимо в таких разных иллюстрациях начти что-то общее.

Воспитатель: «Я прошу вас сравнить картинки и найти как можно больше сходств». Детям дается время для поиска, после чего каждому предоставляется возможность рассказать, какие сходства он нашел.

Воспитатель подводит итог о том, что каждый элемент форменной одежды почтальона имеет свое функциональное значение и является отражением времени и культуры данной страны.

Вместе с воспитанниками воспитатель определяет список тех элементов формы, которые схожи на разных иллюстрациях и определяет их значение.

Дидактическая игра «Как путешествует письмо?».

Воспитатель показывает карточки, выполненные по иллюстрации к произведению «Почта» и спрашивает воспитанников: «Какие виды транспорта нам встречались на открытках и фотографиях сегодня? Были ли такие, каких нет на карточках?»

Подвижная игра «Кто стучится в дверь ко мне?».

Воспитатель предлагает воспитанникам принести из шкафчиков по 3 любых предмета одежды (кроме нижнего и нательного белья) и один аксессуар.

Воспитатель выбирает считалочкой почтальона и просит остальных детей его нарядить и рассказать в какое время года он работает, и в какой стране.

III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Данный этап направлен на закрепление знаний о том, как функционирует униформа.

Воспитатель выдает каждому воспитаннику чистый лист бумаги и набор для аппликации.

Воспитатель: «Предлагаю вам выбрать любую сказочную страну и придумать для нее почтальона. Как он будет выглядеть? Какая у него будет форма? На чем он будет передвигаться?»

Для выполнения данного задания воспитатель дает детям карточки наглядного и раздаточного материала и поясняет, что может откопировать любые из них, которые подойдут для аппликации. Есть только одно условие – карточки после копии нужно класть в ту папку, в которой они были.

По завершению работы воспитанники делают презентацию своего персонажа.

Если воспитатель предполагает, что воспитанникам будет трудно выполнять работу индивидуально, их можно разбить на группы.

Можно подготовить набор персонажей и элементов одежды заранее, если этого требует ситуация.

IV. Итог занятия.

Данный этап направлен на закрепление изученного материала.

- С почтальонами каких стран мы сегодня познакомились?

- Какие элементы формы у них были?

- На каком виде транспорта они передвигались?

- Какой почтальон вам понравился больше?

По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои материалы на определенное за ними место, пододвигает свой стул к столу.

Непосредственная образовательная деятельность

«Письмо для тайного друга»

Ход занятия

I. Предварительна работа и организационный момент.

Дети вместе с воспитателем читают свои любимые книги, которые они принесли для этого занятия. Книги можно читать как до него, так и после.

Воспитатель договаривается с каким-либо учебным учреждением, где воспитываются дети данного возраста о взаимном посткроссинге. Для данной НОД посткроссинг был организован между Красноярским Центром гармоничного развития ребенка «Белочка» и Школа иностранных языков «Time».

Организационный момент данного НОД аналогичен  описанному выше.  

II. Знакомство с традицией обмена письмами «Посткроссинг».

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для того чтобы дети настроились на предстоящее занятие, воспитатель показывает детям конверт письма от Незнайки, которое они получили годом ранее на праздник мальчиков и девочек.

Воспитатель: «Ребята, помните, как Незнайка прислал нам письмо с заданиями?»

Дети вспоминают обстоятельства, воспитатель показывает им на экране фотографии с того праздника. Все вместе обсуждают самые яркие воспоминания того дня

Воспитатель: «Ребята, а Незнайка знаком с нами? А почему тогда он прислал нам письмо?»

Дети высказывают свои предположения, а воспитатель их плавно подводит к рассказу о «Посткроссинге».

2. Расширение представлений по теме занятия.

Воспитатель предлагает воспитанникам подумать над вопросом: «Что такое посткроссинг (обмен письмами) и для чего он нужен?». После того, как дети ответят на этот вопрос, воспитатель обобщает информацию: «Посткроссинг – это обмен открытками или письмами. Участники посткроссинга друг с другом не знакомы. Они отправляют письмо «тайному другу», чтобы сделать ему приятное. Я предлагаю вам подготовить такие письма для детей, которые учатся в школе иностранных языков. Им столько же лет, сколько и вам».

Воспитатель: «Мы с вами не знаем, умеют ли те дети читать слова, но я уверенна, что они любят картинки. Я предлагаю вам нарисовать письмо. А рисунок выбрать такой, чтобы ваш «друг по переписке» смог догадаться, какую книгу вы любите. Какие способы нарисовать рисунок вы знаете?»

Воспитанники перечисляют те способы, которые им знакомы.

Воспитатель: «Я предлагаю сегодня выбрать один способ – раскрашивание готового рисунка. Сейчас мы с вами откроем компьютер и найдем для каждого рисунок с героем его любимой книги».

Информация о любимых книгах (раскраски см. в приложении):

1. Денис (5 с половиной лет): Игрушечный зайка и Мяули. Автор и иллюстратор: Дж. Керр. Переводчик: М. Аромштам. Издательство: Мелик-Пашаев, 2012

2. Саша (5 лет): Приключения Чиполлино. Автор: Дж. Родари. Иллюстратор: Е. Мигунов, Издательство: Эксмо, 2013.

3. Сева (4 года): Весёлая азбука. Автор: Г. Шалаева. Иллюстраторы: А. Игошин, А. Пирогов. Издательство: АСТ, Слово, 2009.

4. Лиза (4 с половиной года): Животные. Les Animaux (Серия: Первая энциклопедия малыша). Автор: Н. Косова. Издательство: Росмэн-Пресс, 2009.

5. Милана (почти 5 лет): Спят усталые игрушки (Серия: Лучшие стихи и сказки малышам). Авторы: З. Петрова, О. Корнеева, В. Брюсов, Н. Никитина. Издательство: Проф-Пресс, 2008.

6. Ярик (5 с половиной лет): Твои любимые машинки. Пожарная машина. Автор: Е. Карганова. Иллюстратор: В. Лесников. Издательство: Лабиринт Пресс, 2009.

7. Никита (5 лет): Моя Первая Библия. Иллюстратор: Мария Грация Болдорини. Издательство: Проф-Пресс. 1997.

8. Маша (6 лет): Морозко (Серия: Для самых маленьких. Книжки-малышки) Иллюстраторы: Е. Алмазова, В. Шваров. Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2008.

9. Катя (5 с половиной лет): Серебряная книга сказок. Read-to-me Treasury. Vol 2. Авторский сборник. Уолт Дисней. Издательство: Эгмонт Россия Лтд, 2004.

Раскраски распечатываются на принтере, дети их раскрашивают и складывают в конверт.

Воспитатель: «Мы готовим письмо, чтобы сделать «тайному другу» приятное, верно? Давайте придумаем подарочек для друга. Что можно положить в конверт?»

Дети перечисляют свои варианты, в числе которых называются и пазлы с наклейками. Вместе с воспитателем они находят рисунок пазла в интернете, распечатывают его для всех детей и вкладывают в конверт вместе с фирменной наклейкой (белочка, название центра, который посещают дети).

Конверты с письмами-рисунками и подарками запечатываются. На конверте пишется адрес получателя. В графе «кому» указываем «Тайному другу».

Подвижная игра «Посткроссинг».

Воспитатель приглашает детей выйти из-за столов и встать в круг. Он собирает конверты воспитанников, перепутывает их и раздает в случайном порядке. Дети переворачивают конверты раскрашенной стороной вниз и меняются ими «вслепую». После того, как конверт попал к его отправителю, он может опустить его в почтовый ящик (самодельный).

Воспитатель: «Вот мы и отправили свои письма. Они попутешествуют и попадут в руки к нашим друзьям, а они, в свою очередь, оправят письма к нам. Интересно, какие книги любят наши тайные друзья?»

Подвижная игра «Как путешествует письмо?».

Воспитатель дает каждому ребенку карточку, на которой изображен способ доставки письма (карточки сделаны по копии иллюстрации из книги). Детям нужно выстроить цепочку путешествия их писем, встав в нужное место шеренги.

Результат обсуждается с воспитателем.

III. Итог занятия.

Данный этап направлен на закрепление изученного материала.

- Что такое посткроссинг?

- Для чего он нужен?

- Какая важная информация должна быть на конверте?

- Каким способом будут доставлены ваши письма?

- Понравились ли вам занятия? Что понравилось больше всего?

По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои материалы на определенное за ними место, пододвигает свой стул к столу.

Список использованных ресурсов для подготовки НОД

  1. Как выглядят почтальоны в разных странах мира?  URL: http://www.phototopic.ru/novisti-v-fotografiyah/kak-vyglyadyat-pochtalony-v-raznyh-stranah-mira.html (Дата обращения: 01.10.2013)
  2. Маршак С. Я. Вот какой рассеянный и другие истории. М.: АСТ, 2011. – 88 с., ил.
  3. Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки). Пособие к тетрадям «Здравствуй, мир!» образовательной программы «Детский сад 2100»
  4. Почтальоны разных стран на открытках. URL: http://retro.cc/otkrytki/63-pochtalony-raznykh-stran-mira-na-otkrytkakh.html (Дата обращения: 01.10.2013)

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Урсуленко Л.М. Письмо о любимой книге. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/22/pismo-o-lyubimoy-knige (Дата публикации: 22.11.2014)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Составление коллективного письма"

Данная   совместная НОД  детей и взрослых позволяет:- закреплять умение детей составлять рассказ из личного опыта по плану воспитателя и придерживаться его;- закреплять умение участвова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему: «Домик для трех поросят»

Цели:Создание условий для формирования представлений детей  об объектах неживой  природы в процессе образовательной деятельности.Задачи:ОбразовательнаяПродолжать знакомить  детей ...

Конспект проведения открытого занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе, на тему «Большое космическое путешествие на Марс» (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Формировать представления детей о Космосе, космических планетах.Расширение представлений детей о Солнечной системе.Задачи:Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.Воспитывать в де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Легенда о трех братьях и отцом их Таганаем»

Продолжаем детей знакомить с вершинами горного хребта Таганай. Знакомство детей старшей группы с останцами "Три брата, расположенном у подножья большого Таганая, через легенду.  ...

Конспект занятия непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Витамины».

Конспект занятия  непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Витамины»....

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельностив средней группена тему: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»...