Конспект открытого занятия в старшей грyппе на темy «Люблю берёзкy рyсскyю»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ольга Викторовна Калашникова

Конспект открытого занятия в старшей грyппе на темy

«Люблю берёзкy рyсскyю»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в старшей грyппе на темy

«Люблю берёзкy рyсскyю»

Программные задачи: Уточнять и расширять знания об окружающем мире, через разные виды деятельности, в поэзии, музыке, восприятие произведений искусства, формировать обобщённое представление о берёзе.

Вызвать интерес к изображению летней, осенней, зимней берёзки по мотивам лирических  стихотворений, репродукций, слайдов.

Воспитывать чувство любви к берёзке и бережного  обращения.

Оборудование: аудиокассеты с записями русских  народных песен и звуков природы;  репродукции картин русских художников; стихи поэтов; слайды; береста; макет берёзы; берёзовый сок.

Ход  занятия:

Дети входят в группу, где  звучит пение птиц.

Воспитатель: Ребята куда это мы попали?

Дети: В лес.

Воспитатель: В лесу много деревьев. Отгадайте загадку

Русская красавица,

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке

В белом сарафане. ( берёза. )

Разве можно представить  себе  русский лес  без светлой берёзовой рощи?   А  русское поле  без одиноко стоящей  белой берёзы?

Слайд:№1

Воспитатель: Чем отличается берёза  от других деревьев?

Дети: белой корой 

Воспитатель: Чем необычна кора берёзы?

Дети:  белую кору называют берестой.

Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.

Рассматривание бересты

Воспитатель: В древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Люди плели из берёзы лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали  берестяные ложки. Из веток делают мётлы и веники,  из древесины  фанеру, мебель, прочные лыжи.

Слайд:№2

Воспитатель: Почему берёзку называют русской красавицей?

Дети: белоствольная ,  кудрявая, (её ветки похожи на косы русской девицы), стройная.

Воспитатель: Где любит расти  берёза?

Дети: на солнце, она не боится жары и лютых морозов, очень устойчива к переменам погоды.

Воспитатель: Берёза - не только  красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?

- Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.

- Распаренный берёзовый веник  в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу

- Весной, когда  деревья просыпаются, начинается  сокодвижение,  у берёзы выделяется  вкусный берёзовый сок.

- Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

- Из  берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды. И было такое правило в старину: не брать у берёзы лишнего, не доводить её до болезни и тем самым не губить  до смерти. Брали у неё сок, как молоко у  белой  коровушки, столько, сколько нужно, чтобы берёза оставалась жива и здорова.

- В праздники берёзу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.

Физкультминутка.

А ну, честной народ

Становись-ка в хоровод.

Хоровод «Во поле берёза стояла»  ( макет  берёзы )

 Берёза -  символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в цветном сарафане осени, в пышном парчовом уборе зимы.

А теперь подойдём в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали  уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – берёзка.  

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил  берёзу?

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

( Е. Трутнева. )

Дети: Осенью

Воспитатель: Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественно радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.

Ребёнок:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

( С. Есенин.)

Дети: Зимой.

Воспитатель: Картина И. Грабарь « Февральская лазурь. На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защищает от ветра, снега, непогоды.

Ребёнок:

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

( С.  Есенин. )

Дети: Летом.

Воспитатель: Картина Ивана Шишкина «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзки, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.

А сейчас ребята прочитают вам прекрасные стихотворения о берёзе, написанные  поэтами.

Ребёнок:

Люблю берёзку  русскую

То  светлую,  то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

Ребёнок:

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и  в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Ребёнок:

 Белолица,  белоствольна,

 Как невеста, горда и нежна.

Словно русская песня раздольна,

К небесам устремилась она.

Воспитатель:

Поэты восхвалили русскую красавицу  в своих стихах. Народ  любит нашу  красавицу берёзу. Люди любят ходить в  берёзовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

Мне сегодня понравилось беседовать с вами, а теперь я предлагаю вам  попробовать  берёзовый сок, он очень полезный  и очень вкусный. Пусть он напитает вас силой и бодрым духом. Благодарю вас за интересное общение и желаю вам  крепкого  здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в подготовительной грyппе на темy «Пyтешествие по родномy краю»

Конспект открытого занятия в подготовительной грyппе на темy«Пyтешествие по родномy краю»...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Еда без вреда» Тема занятия: « Карлсон в гостях у ребят»

Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...