Главные вкладки

    ПРОЕКТ " Правовое воспитание"
    проект (старшая группа) на тему

    Чумакова Светлана Викторовна

    Согласно словарю русского языка под правом понимается " совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе". Проект затрагивает проблемы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста и формы работы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_opyta.docx47.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект представляет обобщение педагогического опыта по правовому воспитанию, направленного на поиск эффективных путей формирования правовых знаний, представлений  как детей старшего дошкольного возраста, так и педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников. В проекте представлена авторская методика педагогической работы соответствующей направленности.

    Проект на тему:  Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

    Цель:  предупреждение и профилактика семейного неблагополучия, создание условий для повышения педагогической и правовой компетентности воспитателей и родителей, разработка рекомендаций по защите прав и достоинства детей дошкольного возраста.

    Объекты исследования: дети старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста по правовым знаниям.

    Гипотеза исследования: формирование у дошкольников навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях будут более успешными при следующих условиях:

     если будут разработаны разнообразные формы и методы работы по правовому знанию для детей дошкольного возраста;

    ▪  если будет организована методическая работа в ДОУ по повышению педагогической компетенции воспитателей в организации профилактической работе с семьями;

    ▪ если будут выработаны механизмы социального партнерства на основе совместной деятельности с родителями воспитанников.

    Введение

    Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье,  будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

    Положение детей в России в настоящее время вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие.

    К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблеме детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

    Российское законодательство, и, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Но как они соблюдаются?

    Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в детском саду и семье в нашей стране мало изучена. Имеются лишь отдельные социологические исследования, которые в той или иной мере затрагивают вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства.

    Вопрос защиты прав детей – один из самых актуальных. Несмотря на принятую Конвенцию «О правах ребенка» не все современные родители знакомы с ней.

    Социально-экономические трудности усугубляются еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В Воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.

    У большинства родителей вызывают отношения те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными.

    К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

    Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.

    Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую  действительность, иначе думает, иначе ведет себя. Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

    Способы воспитания должны включать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство  обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий.

    Поэтому уже сейчас нельзя оставаться равнодушным к бедам маленьких граждан страны. И уже сейчас на защиту прав и достоинств маленького ребенка могут и должны встать дошкольные образовательные учреждения.

    Глава 1. Нормативные основы прав детей.

    Согласно словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе».

    Благодаря праву, человек получает возможность не только что либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав.

    Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

    1. Из истории.

    Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX в.

    Крестьянская реформа, по выражению М.Е.Салтыкова-Щедрина устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

    Вскоре эти проблемы начали обсуждаться на страницах газет и журналов педагогами, врачами, учеными, литераторами, общественными деятелями. К сожалению благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или  иных причин не получили поддержки и  дальнейшего развития.

    К сожалению, благодарные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития. Очевидно, поэтому наиболее значительными событиями, связанными с защитой прав детей, считается создание в 1919 году Лигой Наций Комитета детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты прав детей сыграл Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб . По существу именно этой организацией была разработана Декларация прав ребенка, которая в 1923 году была принята Лигой Наций.

    В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН–ЮНИСЕФ, призванный осуществлять международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

    – разработка деклараций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

    – создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

    –содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами;

    –оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

    К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающихся прав детей, относятся:

    Декларация прав ребенка (1959)

    Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

    Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и иных мер.

    В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

    Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка, в ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

    Но главное ее значение состоит в том, что она явилась основой для другого важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка.

    1. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих  возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

    Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

    – воспитание;

    – развитие;

    – защиту;

    – активное участие в жизни общества.

    Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого во Всеобщей декларации прав человека.

    Часть положений в Конвенции о правах ребенка более специфична.

    Так, государства–участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации (ст.19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31, п.1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от  выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или  служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1); ст.37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут…. унижающие его достоинство видам обращения или наказание.

    В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27, п.2).

    Особо следует отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

    а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

    б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

    в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

    г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;

    д) воспитание уважения к окружающей природе.

    И, наконец, согласно Конвенции все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

    Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально нравственного и педагогического значения.

    Значение этого документа состоит еще и в том, что впервые в рамках Конвенций был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых или мерах по осуществлению положений Конвенции. Это становится возможным только при наличии определенного механизма, позволяющего на уровне семьи ребенка или детского сада контролировать положение с соблюдением его прав. При этом, очевидно, что такой контроль может и должен сопровождаться возможностью воздействия на семью с целью устранения как  реальных, так и возможных нарушений прав ребенка.

    Нам представляется, что дошкольное образовательное учреждение, работая в тесном контакте с семьей, может стать важным элементом в системе этого контроля.

    1. Нормативно-правовые документы Федерального и Регионального уровня

    Для СССР Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» была ратифицирована Верховным Советом Союза ССР 13 июля 1990 г. и вступила в силу 15 сентября 1990 г. и, таким образом, в соответствии с п.4. статьи Конституции стала составной частью правовой системы Российской Федерации.

    Перед нашим государством встала задача превращения требований Конвенции в реальные нормы национального законодательства. В связи с этим отдельные права детей и обязанности родителей были закреплены не только в Конституции, но и в Гражданском и Семейном кодексе. Кроме того в России был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав  ребенка в Российской Федерации».

    Семейный кодекс Российской Федерации вступил в силу 1 марта 1996 г. и представляет собой принципиально новый документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

    В семейном кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение» и т.п.

    В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В нем специально выделялась особая категория детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

      Закон вводит понятие социальных служб для детей. С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по защите прав детей, получили возможность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, органов государственной власти  и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

    Кроме того, государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья и развития детей:

    ▪ Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    ▪ Указы Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»;

    ▪ программы:

       – президентская – «Дети России»;

       – федеральная – «Развитие образования в России» и т.д.

    Право ребенка –дошкольника на образование гарантируется государством статьей 43 Конституции и конкретизируется в статье 18 Закона  «Об образовании», которая целиком посвящена  образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности.

    Для воспитания детей дошкольного возраста охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

    Обеспечение прав ребенка – это не только глобальная проблема мирового сообщества. Конвенция о правах ребенка касается всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения– детей, педагогов, родителей.

    Положения Конвенции органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и Законе «Об образовании». В результате система нормативного обеспечения прав детей в сфере образования включает четыре уровня – международный, федеральный, региональный и локальный, который соответствует уровню каждого детского сада.

    Глава 2. Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

     2.1. Право на охрану здоровья

    В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение.

    По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причины для этого много. Так, академик Ю.Е.Вельтинцев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

    Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

    Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются  с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня).В период дошкольного детства происходят  глубинные «перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.

    Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье детей в один из самых ответственных периодов их жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

    Меры по охране здоровья детей.

    Совершенствование системы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стало одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. При организации оздоровления детей, в первую очередь, решаются следующие задачи:

    ▪ целостность подхода к сохранении., укреплению и формированию физического, психического и духовного здоровья детей;

    ▪ личностное развитие дошкольников, предполагающие творческий и индивидуально-дифференцированный характер оздоровительной работы, направленной на развитие природных возможностей каждого ребенка;

    ▪ комплексный подход к оздоровлению детей дошкольного возраста, включающий различные направления работы (физкультурно-оздоровительная деятельность, санитарно-профилактическая деятельность) правильная организация педагогического процесса (стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать нагрузку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, дни здоровья, детский туризм, спортивные игры и развлечения, спартакиады и олимпиады).

    Несмотря на сложное финансовое положение органы управления образованием продолжают создавать условия для детей, имеющих проблемы со здоровьем.

    Рассмотрим результаты изучения эффективности осуществления этих мероприятий в дошкольном учреждении (МДОАУ «Детский сад № 29») и в семье.

    Режим дня, питание, закаливание имеют особое значение для здоровья ребенка.

    Результаты наблюдений, опросов, анкетирование по соблюдению режима дня, виды закаливания представлены в таблице 2.1. и диаграммы 2.1.

    2.2. Право на образование

    Право на образование гарантировано ребенку государством с самого раннего возраста.

    Решению данной проблемы способствует разработанная группой ученых Концепция содержания непрерывного образования, которая адресована всем категориям работников системы образования и широкой общественности. В ней указано на необходимость стимулировать в дошкольном детстве именно игровой деятельности, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении семье и детского сада.

    Данные опросов детей и взрослых показаны в диаграмме 2.2.

    2.3. Право на защиту и помощь

    Игнорирование ряда направлений в работе с детьми по данному вопросу отмечается как среди педагогов, так и среди родителей.

    В первую очередь это связано с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляется все больше «проблемных детей». К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.).

    Отмечается, что в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед системой дошкольного воспитания, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада для защиты прав ребенка.

    Мы исследовали юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста.

    Мы также хотели узнать, кого родители считают более ответственными за воспитание ребенка – семью или дошкольное образовательное учреждение.

    Значительная часть родителей (48%) считают, что педагоги могут помочь только советом, а действовать все равно должны, в первую очередь, сами родители. 42% считают, что родители сотрудники учреждения в равной степени отвечают за воспитание детей, и только 10% согласились с утверждением, что они хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия. Эти данные показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей, что является позитивной предпосылкой для ведения коррекционной работы с ними.

    Для определения наиболее эффективных методов воздействия на родителей мы исследовали их отношение к источникам информации.

    Результаты ранжирования оказались следующими:

    1. собственная интуиция;
    2. книги по педагогике и психологии;
    3. воспитатель детского сада;
    4. опыт собственных родителей в воспитании.

    От детского сада родители хотели бы получить:

    1. максимально полную информацию о ребенке;
    2. педагогические советы по общению с ним;
    3. рекомендации.

    На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:

    ▪ Правовое воспитание родителей недостаточно сформировано. Представление о правовых нормах не связано однозначно с представлениями о конкретных формах воздействия на ребенка. Поэтому необходима специальная работа по формированию правового сознания родителей – разработка ее содержания, форм и методов  ведения.

    ▪ Родители на уровне сознательных установок готовы уважать права ребенка на проявление собственной воли, но в реальных ситуациях часто не умеют согласовывать волю ребенка с правилами поведения, не прибегая к мерам, нарушающим его права.

    ▪ К числу раздражающих родителей факторов относятся как большая подвижность, так и медлительность детей, а также истерические проявления. Поэтому в первую очередь необходимо разработать и предложить родителям адекватные стратегии поведения с детьми, имеющими указанные психологические особенности.

    Глава 3. Защита прав в дошкольном образовательном учреждении

    3.1. Профилактическая работа по соблюдению прав ребенка.

    Очевидно, что в настоящее время «нормативная» и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются.

    С одной стороны, эти различия вызваны социально-экономическими трудностями, а с другой – рядом серьезных недостатков в работе с детьми, связанных с институтом семьи. При этом в защите нуждаются как дети, семьи которых испытывают материальные трудности, так и дети из обеспеченных семей.

    Очевидно, что решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы, где основными направлениями является формирование ценностей  ориентации педагога.

    Убежденность в том, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

    Во-вторых, нужно проводить работу по повышению правовой и педагогической культуры. Для этого необходимы методические рекомендации по взаимодействию с родителями и практические материалы (в виде анкет, памяток и др.) для  решения конкретных задач.

    При обучении воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка необходимо:

    ▪ общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с ребенком; рассказ о факторах,  способствующих жестокому обращению с ребенком; информирование педагогов о группах риска в отношении жестокого обращения с ребенком;

    ▪ оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения. При информировании педагогов о том, что такое жестокое обращение с детьми, как оно проявляется использую следующую пометку (см.приложение 1).

    Факторы, способствующие увеличению случаев жестокого (пренебрежительного) обращения с детьми (в российских условиях). Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами их заменяющими), а также по вине или недосмотру родителей.

    Жестокое обращение подразумевает не только побои, пинки, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это унижения, издевательства, различные формы пренебрежения ребенком, ранящим его душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода, также оно проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла к своему ребенку.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

    ▪ Исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей.

    В российских деревнях и селах до сих пор сохранилось исторически сложившееся положительное отношение к телесным наказаниям детей. При этом для родителей в качестве аргумента в их пользу достаточно того, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

    ▪ Социальные факторы

    Смена ценностных ориентиров стала причиной появления у многих людей чувства неудовлетворенности в себе, тревоги и роста общей агрессивности. Это, в свою очередь нанесло серьезный урон внутрисемейным отношениям, их стабильности. А ведь хорошо известно, что жестокое обращение с ребенком чаще можно встретить в той семье, где между родственниками существуют плохие взаимоотношения или для родителей ребенка является нежеланным.

    ▪ Неблагополучная ситуация в семье:

    – неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мамы;

    – наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, а также вернувшегося из мест лишения свободы;

    – постоянные конфликты между супругами;

    – низкий уровень культуры, образования родителей, негативные  семейные традиции;

    – наличие в семье нежеланного или трудного ребенка;

    – умственные или физические недостатки ребенка.

    3.2. Работа воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми

    Общеизвестно, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем иметь дело с запущенной болезнью. Поэтому нам представляется возможным направить усилия педагогического коллектива детского дошкольного учреждения в сторону тех родителей, которые «всего лишь» склонны к нарушению прав своих детей. Для решения этой задачи необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями,  которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

    Для того, чтобы воспитатели могли взаимодействовать с родителями, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Начинаем с самоанализа и в качестве первого шага педагоги формируют и записывают свои личные цели, отражающие их взаимодействие с родителями. Полученное разнообразие ответов иллюстрирует различие в необходимых намерениях. Приведем примеры таких ответов:

    1. «Хочу, чтобы родители понимали, что я тут делаю с их детьми».
    2. «Хочу, чтобы улучшились отношения детей моей группы с их родителями».
    3. «Хочу, чтобы мне помогли – трудно тащить все на себе».

    Очевидно, что наиболее оптимальной (ориентировочной на интересы ребенка) является позиция воспитателя, содержащаяся во втором ответе, ибо все остальные являются в той или иной степени «Я–центрированными» и не отражают установки на сотрудничество.

     От анализа собственных установок, ценностных ориентаций во взаимодействии с родителями педагоги могут перейти к анализу конкретных особенностей собственного общения. Для этого предлагаются воспитателям следующие вопросы:

    1. Как часто вам приходится общаться с родителями?

    Варианты ответов:

    – общаемся регулярно;

    – общаемся эпизодически, не регулярно;

    – почти не общаемся.

    1. Вы можете назвать наиболее типичные ситуации, когда вам приходится общаться с родителями:

    Варианты ответов:

    – изучение особенностей семейного воспитания;

    – организационные вопросы.

    1. Какие качества способствуют установлению контакта с родителями?
    2. Каковы главные достоинства и недостатки родителей детей вашей группы? Какими бы вы хотели их видеть? Справедливы ли вы к ним?
    3. Каким должно быть сотрудничество родителей и воспитателей?

    Варианты ответов:

    – родители должны в точности следовать советам воспитателей;

    –желательно, чтобы родители и воспитатель учитывали точки зрения друг друга;

    – родители могут и должны воспитывать своего ребенка так, как только они считают нужным.

    Перечислим самые общие формы участия родителей в работе дошкольного учреждения.

    1. Взаимодействие воспитателей с родителями

    Как можно взаимодействовать с родителями:

    ▪ помощь родителей детскому саду в целом (сбор материалов для образовательной деятельности, разработка содержания ипотеки и др.);

    ▪ участие в ежедневной работе группы (присутствие родителей в группе в период адаптации ребенка к детскому саду); помощь в повседневной работе педагога с детьми при проведении экскурсий, в театрализованной деятельности и др.);

    ▪ участие родителей в принятии решений (создание родительского комитета);

    ▪ общественная деятельность родителей (создание постоянного клуба для родителей; приглашение специалистов по интересующим вопросам).

    Для того, чтобы изучить семью используем различные методы: наблюдение, опросы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности).

    Изучению семьи способствует ее посещение, беседы   родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

    В процессе наблюдения воспитатели обращают внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы.

    Оцениваем  эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки.

    Особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

    Эффективным является и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общения.

    Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагоги получают также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Самый добрый человек» и т.д.

    Распространенными методами изучения семейной микросреды дошкольников являются проектные методики, различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей (приложение 1).

    Как транслировать родителям положительный образ их ребенка?

    Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь лишь на негативных проявлениях. Это может усиливаться тревожными ожиданиями родителя в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому демонстрация воспитателем своего доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителя каждого ребенка, показать и рассказать, чему ребенок научился в прошедший день, способность почувствовать и, по возможности, снять родительскую тревожность, являются основными в построении доверительных отношений между воспитателем и родителем.

    Такая работа является отражением общих гуманистических установок в общении взрослого с ребенком.  Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка. Назовем характерные черты гуманного стиля общения воспитателей с детьми:

    ▪ признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

    ▪ индивидуальный подход, т.е координация своих требований с задачей обеспечения наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

    ▪ использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

    ▪ определенная личностная позиция воспитателя, а именно, стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

    Работа воспитателя по коррекции детско-родительских отношений.

    Решение этой задачи предполагает трансляцию родителям знаний, которые не могут быть получены ими в семье. Это касается как дополнительной информации о собственном ребенке (как общается со сверстниками, какие трудности испытывает), так и в большей степени общей информации психолого-педагогического профиля. Приводим возможные темы бесед:

    1. Типы родительской любви.
    2. Искусство быть родителем.
    3. Как наказывать?

    Действия воспитателей в случаях выявления жесткого отношения к ребенку.

    К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:

    1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.
    2. Профилактика  жестокого обращения с детьми:

    – трансляция родителям положительного образа ребенка;

    – работа по коррекции детско-родительских отношений;

    – работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.

    Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия?

    Основой доверительных отношений является открытое общение между педагогом и детьми, взаимное уважение. Педагогу необходимо иметь в виду следующее:

    ▪ Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

    ▪ Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение);

    ▪ Воздержитесь от обвинения в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека  и эмоционально к нему привязан;

    ▪ Проявите внимание к возможному чувству вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами;

    ▪ Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но если он сам попросит вас сохранить тайну, отнеситесь к этому с пониманием;

    ▪ Объясните ребенку, что существует возможность прекратить случай жестокости и насилия с помощью других людей и что это нужно сделать в интересах самого ребенка, так и человека, о котором идет речь;

    ▪ Имейте в виду, что вы, возможно, являетесь единственным взрослым человеком, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и, если ни в силах помочь ему сами, обратитесь за помощью к другим – медикам, психологам и т.д.

    Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

    Ребенок может стать жертвой насилия, в том числе сексуального, со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Если жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого стал ребенок, а также в случае тщательного скрываемого жестокого обращения с ребенком родителей, педагогу может потребоваться помощь профессионалов из специальных служб и центров.

    К кому обращаться за помощью:

    ▪ полиция;

    ▪ юридические консультации;

    ▪ службы здравоохранения;

    ▪ медико-социально-психологические центры;

    ▪ телефоны доверия;

    ▪ специальные службы защиты от насилия.

    Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям

    В работе с педагогами особое внимание уделяется обучению практическим действиям по оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого отношения.

    Предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

    ▪ Можете ли вы вспомнить о случаях жестокого пренебрежительного обращения с детьми, с которыми вам приходилось сталкиваться в совей практической работе?

    ▪ Какие признаки поведения ребенка или его родителей вас тогда насторожили?

    ▪ Как вы себя вели, что чувствовали?

    ▪ Что вы предприняли?

    Предлагается каждому педагогу продумать и написать свой поэтапный план действий, которые он предпримет в случае пренебрежительного обращения с ребенком, жестокости по отношению к нему. После обсуждения этих вопросов вырабатывает единую точку зрения. Формы работы самые разнообразные – семинары-практикумы, деловые игры и т.д.

    Диагностическое направление работы

    основной целью диагностического направления работы является выявление родителей, нарушающих права своих детей.

    Диагностика проводится в три этапа.

    На первом этапе выявляются дети, имеющие те или иные психологические проблемы. Практика показывает, что ребенок, права которого в семье нарушаются, обычно имеет определенные трудности в адаптации, в обучении, в общении.

    На втором этапе происходит выявление родителей, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей тех детей, которые имеют трудности в адаптации. На этом этапе выявляются также методы воспитательного воздействия, применяемые родителями.

    Третий этап – это диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей.

                         Коррекционное направление работы

    Работа по профилактике и диагностике родительского поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, должна включать в себя и коррекционный блок. Он включает в себя:

    ▪ коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к детскому саду;

    ▪ коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимизации стиля общения с детьми;

    ▪ коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку .

                                                                     

                            Памятка   воспитателям

    Признаки жестокого обращения с детьми

    1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

    – боязнь физического контакта со взрослыми;

    – стремление скрыть причину травм;

    – плаксивость, отсутствие друзей;

    – суицидальные попытки.

    1. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

         – ночные кошмары, страхи;

         – несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные   возрасту знания о сексуальном поведении;

    – депрессия, низкая самооценка.

    1. Психическое (эмоциональное) насилие позволят заподозрить следующие особенности состояния и развития  ребенка:

    – печальный вид;

    – беспокойство, тревожность, нарушение сна;

    – нервный тик, энурез;

    –агрессивность.

    1. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность ребенка»:

    – задержка речевого и моторного развития;

    – постоянный голод;

    – требования ласки и внимания;

    – отставание в физическом развитии;

    – антиобщественное поведение.

                           Памятка для родителей

                          Наказывая, подумай: «Зачем?!»

    7 правил для всех

    1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако, наказывающий забывает подумать…
    2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
    3. За один раз – одно.

    Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Наказание – не счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

    1. Срок давности.

    Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Риск внушить ребенку мысль о  возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

    1. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан.

    Страница перевернута, как ни в чем не бывало.

    1. Без унижения.

    Чтобы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону.

    1. Ребенок не должен бояться наказания.

    Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

    При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Правовое воспитание детей средней и старшей групп "

    Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, взаимодействоват...

    Проект: Правовое воспитание и обучение детей и родителей в условиях ДОУ «Правик»

    Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого. Наше будущее  и будущее зависит от того, какое воспитание, образ жи...

    Проект "Правовое воспитание дошкольников"

    Долгосрочный проект по правовому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

    Проект "Правовое воспитание дошкольников"

    Проект в подготовительной группе...

    проект Правовое воспитание часть 1

    Проект Правовое воспитание пригодится для воспитателе детского сада, в содержание первой части входит: Конвенция о правах ребенка, защита прав и достоинств ребенка в законодательных актах....