Тема: Игра как ведущая деятельность в младшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Люкшина Анна Серегбаевна

Отчет по самообразованию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Теоретическое освещение208.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                                  План работы по самообразованию

Актуальность

                В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.          Игра - важная сторона жизни ребенка. Игра в возрасте от 3 до 7 становится ведущей деятельностью ребенка. Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому игру считают ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, что он большую часть времени играет, — дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.                  Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности.

Цель данной работы – изучить игру как ведущую деятельность в младшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и психологическую литературу по проблеме игровой деятельности дошкольников младшего возраста.
  2. Рассмотреть виды игр.
  3. Исследовать структуру игры и уровни развития.

                                     

                                       

                                           Этапы и сроки работы

Этапы работы по самообразованию

Деятельность педагога

Сроки выполнения работы

1 этап – организационный

 - подборка и изучение литературы;

 - формулирование целей и задач;

 - определение форм и методов работы.

Октябрь-декабрь

2 этап –              основной

Использование всех видов игры в процессе воспитания и обучения младших дошкольников.

Работа с родителями по данной теме. Родительское собрание на тему «Полезные и бесполезные игрушки».

В течение года

3 этап – заключительный

Систематизация и обобщение изученного и накопленного в процессе изучения данной темы материала.

Формулирование выводов.

Апрель-май

Оглавление

 Введение.

І. Особенности игровой деятельности.

  1. Структура игры и уровни развития. 
  2. Роль игры в развитии психики ребёнка.
  3. Виды игр в младшем дошкольном возрасте.

ІІ. Консультирование родителей через информационные листы. 

ІІІ.  Практическое использование игровых пособий

ІV. Заключение.

 Список литературы.

Введение.

             Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра рассматривается с различных позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.                                 К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).        Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.                                                        Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.                                                                Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.                        Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.                                        Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».                                                                Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

І. Особенности игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется) требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность.                                                                                                Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей. Так Н.М. Аксарина на основании своего исследования пришла к выводу, что для появления игры необходимы три условия:                     1)  наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;          2)  наличие          различных игрушек и воспитательных пособий;                                     3)  частое общение ребенка с взрослыми.                                                                        Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.        Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Для того чтобы дети дошкольного возраста играли, необходимо наличие у них ярких, эмоционально окрашенных представлений об окружающей действительности. При этом вся окружающая ребенка действительность может быть условно разделена на мир предметов и на мир человеческой деятельности и отношений. Исследования Н.В. Королевой показали особую чувствительность детей именно к сфере человеческой деятельности и взаимоотношений.                                В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.                                        Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, а играют индивидуально — каждый сам по себе. Обычно в этот период развития игры ребенок сосредоточен на своих собственных действиях и мало обращает внимания на действия другого ребенка. Однако время от времени, пресытившись собственной игрой, малыш начинает посматривать на то, как играет другой ребенок. Интерес к игре сверстника как раз и приводит к попыткам установления определенных отношений. Первые формы взаимоотношений проявляются в стремлении ребенка приблизиться к другому ребенку, играть с ним рядом, в желании уступить часть места, занятого для своей игры, в несмелой улыбке, подаренной другому в момент, когда дети встретятся взглядом. Такие легкие контакты еще не изменяют самого существа игры: каждый ребенок играет сам по себе, по возможности соблюдая «дисциплину расстояния».                На следующем этапе (в три-четыре года) ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать игровой замысел.                В период, когда игра заключается лишь в выполнении самых элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, пересыпание песка из ведерка), взаимодействие ребенка со сверстником носит кратковременный характер. Содержание игры еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.                                                                                        С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.                                                        Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий.                        С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желания играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.                Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центральным моментом любой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. В этом вхождении в человеческие отношения и в их освоении заключается сущность игры. Именно это определяет то большое влияние, которое оказывает игра на развитие всей личности ребенка дошкольного возраста, на развитие всех сторон его психической жизни.

1. Структура игры и уровни развития

        Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.                                                        Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок «готовит обед» и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает, потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет «в кубики», «так просто». Обед исчез из представлений ребенка вместе с изменением игровых условий.                        Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, поэтому игры его связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. По мере освоения новых областей жизни, ребенок начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты («дочки-матери»). Игра на один и тот же сюжет становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры растягиваются на несколько дней.                                                Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников важны отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется.                        Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

1.Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия.

2.Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.                                                                Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 2-3лет. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отношением». «Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий (плавает, стирает, варит и т. д.).                                Рассматривая некоторые вопросы руководства детскими играми, А. П. Усова указывает на ряд особенностей развития игр, из которых следует исходить при их организации.                                                                                        Она отмечает, что «игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет»; устанавливает, что «движущие начала, определяющие игру... состоят в постепенном овладении ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей». «Сюжет игры с его ролями определяет отношение детей к игре... По мере приближения к возрасту 6-7 лет в игре образовались новые элементы. Первоначально она складывалась из бытовых действий, выполненных детьми: варить, мыть, возить (3-4). Потом появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - кухарка, я - шофер. Здесь в этих обозначениях наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения, и наконец игра завершается появлением роли, причем ребенок ее выполняет в двояком плане - за игрушку и сам... Опыт проведения игр показывает, как в них начинают зарождаться перспективы, планы взамен случайных и неоформленных действий... Объединение детей в играх, развитие среди них общественных связей целиком определяется самим развитием игры».

2. Роль игры в развитии психики ребенка.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».        Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным.                                         Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.                                                                                                В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности                                                                                        Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу».                                                                Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика». Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане.                                                                                

                    Роль игры в развитии психики ребенка.        

  1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
  3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

3. Виды игр в младшем дошкольном возрасте.

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.         

 Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.

          І. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.                        Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

ІІ. Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

ІІІ. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

  1. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
  2. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
  3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.        

         

           ІІ. Консультирование родителей через информационные листы.


Рекомендации для родителей

1.      Позаботьтесь, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.

2. Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и
уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские
постройки и конструкции. За неимением места 
для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами,
зарисовывайте 
его постройку и т.п.) и только после этого убирайте
игрушки для хранения.

3.  Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы
играли сами и со своими друзьями.                                                                      

4.   Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в дет саду.

5.  Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусствен но ее ускорять.

6. Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании
игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как про явление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.

7.       Проявляйте инициативу и выражайте искреннее  участие в игре.

8.      Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.

9.  В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка,
уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства,
связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).
 Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

 По окончании игры выразите ребенку  удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.

Оказывайте внимание, проявляйте уважение к детским играм.

Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как  тебе удается все это самому (самой) придумать?»).

10.  Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное
в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им
грустным, и т.д.

11.     Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.

                                                                       

                                                           Во что играют дети?

Жизнь ребенка тесно связана с окружающими его взрослыми людьми. На      протяжении детства характер этой связи изменяется. Если вспомнить, что в раннем детстве жизнь ребенка связана с жизнью взрослых непосредственно, что осуществление и усвоение ребенком всевозможных действий происходит только при помощи взрослых, то нет ничего удивительного в том, что у него возникает стремление жить общей со взрослыми жизнью. Это стремление сохраняется и тогда, когда ребенок знакомится с недоступными для него видами трудовой и общественной деятельности взрослых людей.                                                                Детей в младшем дошкольном возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок этого возраста с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, электромонтера, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках; огромное удовольствие ему доставляет возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его; рисовать папиным карандашом или ручкой, резать бумагу мамиными ножницами или сделать пару стежков ее иголкой и т. д. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать их работе. В чем же может осуществить это свое стремление малыш в ролевой игре . Именно в ролевой игре ребенок в особых, создаваемых им самим игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых, — своеобразная форма участия их в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, глубже познает смысл их деятельности, усваивает мораль общества, в котором он живет.                Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которую живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Чем меньше впечатлений получает ребенок, тем беднее и однообразнее сюжеты его игр.

Игра в дошкольном возрасте.

 Игра - важная сторона жизни ребенка. Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому игру считают ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, что он большую часть времени играет, — дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

      Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, ничего не дающую ребенку. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — рассуждают такие родители. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребенок их не беспокоил, не надоедал вопросами, дал возможность отдохнуть или заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным. Игра, повторим, имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре...» А что могут сделать родители дома? Как они могут использовать игру для развития своих детей? Как нужно руководить детскими играми в условиях семьи? Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы.                        

1 группа — это подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т. д. Подвижные игры — прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам (правила, и порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре). У них исподволь воспитываются навыки поведения в коллективе.                

2 группа – игры в лото, в разноцветные пирамидки и т.д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются внимание, восприятие, памятьмышление. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития детей дошкольного возраста.                        

3 группа – наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.

Чтобы игрушки не надоедали.

Большое количество разнообразных игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной не играя подолгу. Это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умения сосредоточиваться на одном деле. Поэтому в пользовании ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Тщательно следите за тем, с какими игрушками ребенок в данный момент играет, а какие лежат без дела. Эти игрушки надо убирать, чтобы через некоторое время опять дать их ребенку. Есть среди игрушек и такие, которые с возрастом ребенка будут выходить из круга его интересов. Такие игрушки перейдут к младшим братьям и сестрам. Хорошо, если ребенок свою игрушку подарит младшему товарищу. Это должно быть для него особенно приятно.                                                                        Игрушки детей доставляют немало хлопот родителям. За ними надо следить, время от времени их надо мыть. Иногда дети оставляют после игры игрушки неубранными. Это часто приводит к тому, что родители перестают покупать детям новые игрушки. «С ними только возня», — говорят они.
У детей должен быть свой уголок для занятий и игр. В этом уголке поставьте детский столик и стулья. Хорошо, если найдется место для маленького шкафчика, куда будут складываться в определенном порядке игрушки, книжки, карандаши.                                                                 Время от времени, примерно раз в неделю (обязательно вместе с ребенком!),
 производите уборку уголка. Во время уборки все игрушки обязательно протираются влажной тряпочкой. Это может делать сам ребенок. Перебираются все игровые материалы. Просматриваются книжки и подклеиваются разорванные листы и обложки. Чинятся платья кукол. Выясняется, какие из игрушек требуют починки, и это делается при активном участии ребенка. Тщательно моются столик и стулья. После уборки все игрушки аккуратно ставятся на свои постоянные места. Такая уборка совместно с родителями приучает ребенка бережно относиться не только к своим вещам и игрушкам, но и к вещам взрослых. Следует следить за тем, чтобы после игры ребенок сам приводил в порядок свои игрушки. Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы взрослые в семье не давали повода ребенку думать, что можно не убирать за собой игрушки. Ребенок не только должен видеть, как взрослые, старшие братья и сестры убирают свои вещи после работы, приготовления уроков, еды, но также и сам убирать за собой свои вещи и игрушки. Часто сами родители приучают детей к неряшливости. Например, ребенок играет, а ему говорят: «Идем гулять», «Иди обедать», — да при этом еще торопят. Необходимо дать ему время для уборки. За несколько минут до того, как ребенок должен прекратить игру, надо предупредить его о предстоящем обеде, прогулке или каком-либо поручении и предложить убрать игрушки.                                                                В некоторых случаях, если ребенок начал какую-либо сюжетную постройку или игру, надо сохранить построенное или подготовленное для игры до того времени, когда можно будет вновь вернуться к ней. Иногда дети играют в одну и ту же игру по нескольку часов, а иногда и по нескольку дней. Очень хорошо, если к игре проявляется такой устойчивый интерес, и не следует ее нарушать. Ребенку трудно продолжать игру, если каждый раз все надо начинать сначала, в то время как возвратиться к ней значительно легче, если основные постройки не разобраны, куклы сидят на своих местах и все напоминает о прерванной игре.                 Итак, игра ребенка — это важнейшая часть его жизни, и относиться к игре надо очень внимательно. Знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игру, делая ее более содержательной и организованной, родители обеспечат наиболее благоприятные условия для всестороннего развития ребенка!

                                          Роль игры в формировании морали ребенка.

Ролевая игра имеет важнейшее значение для всего психического развития дошкольника, для формирования его личности . Когда ребенок в игре берет на себя роль, выполнение ее для него основное. По ходу игры у ребенка может возникнуть ряд других желаний (очень уж привлекательны другие предметы, не находящиеся в данный момент в распоряжении ребенка), но он отказывается от этих желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. При этом, во-первых, воспитывается умение подчинять одни желания другим; во-вторых, выделяются главные и второстепенные желания; благодаря соподчинению возникающих в игре желаний и роли, взятой на себя, ребенок начинает понимать, какое из его желаний является более важным Умение подчинять одни желания другим — важнейшая предпосылка развития воли. Ребенок приучается делать то, что нужно, а не только то, что ему почему-либо сейчас хочется.                                                                                                                Не менее важна роль игры в формировании морали ребенка-дошкольника. Конечно, сами по себе моральные представления он получает не в игре, а из непосредственного общения со взрослыми. Воспитывая ребенка, взрослые (родители и воспитатели) сообщают ему ряд моральных норм поведения и требуют их выполнения. Сюда относятся самые разнообразные правила, связанные с взаимоотношениями между людьми, отношениями детей к старшим, отношениями детей к вещам (предметам обихода и игрушкам). Эти моральные нормы и правила, ребенок усваивает не фазу, для этого ему нужно время. Что касается взрослых, то они не могут считать свою задачу решенной, просто сообщив малышу, как следует себя вести. Приходится еще и еще раз разъяснять ребенку правила поведения, быть строго последовательным в требованиях, изо дня в день контролировать их выполнение. В игре ребенок значительно легче подчиняется правилу, связанному с выполнением взятой им на себя роли. Так, например, ребенка трудно заставить сидеть тихо за столом, не мешая другим, он то и дело отвлекается, задает вопросы и т.п. Если же ему по игре положено сидеть тихо, то он это делает без большого усилия и в течение более длительного времени. Это объясняется, прежде всего тем, что в игре правило не «навязано» ребенку — оно является его собственным правилом, прямо вытекающим из роли, которую он взял на себя. Таким образом, игра становится источником развития моральных качеств ребенка. Можно сказать, что для дошкольника игра — школа морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Именно в этом заключается значение игры в ряду других средств морального воспитания ребенка-дошкольника.

Игрушки в жизни ребёнка

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры. Непременный спутник игры – игрушка. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?

Серийная игрушка, с которой, к сожалению, имеет дело современный ребёнок, по сути дела является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, несвойственные традиционной игрушке. Серийная игрушка противостоит развивающей, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребёнка и его личностному и нравственно-духовному росту, конструктивной, многофункциональной (мяч, обруч, палка, шары, ленты на палочках, музыкальные инструменты).

Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета.

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и состраданию. Поэтому в дошкольном возрасте лучше не покупать куклу Барби. Ведь Барби – модель женщины. Её можно одевать, раздевать, приобретать всё новые вещи для неё. Через Барби транслируется потребительский образ жизни – бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее горничной, прислугой, а не мамой, няней. Это не то маленькое существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Но не всё так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти

персонажей любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши»: Филю, Хрюшу, Степашку и Каркушу. Они учат добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать и многому другому. И всё это рассказывается в понятной для детей форме. Эти персонажи

излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью.                                        

Для детей постарше можно купить наборы для постройки кораблей, самолётов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А ещё есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и на-брать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани, лент и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии и игры.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

ЕЩЁ РАЗ НАПОМИНАЕМ ВАМ, ЧТО…

1. Каждая игрушка рассчитана на определённый возраст. Если ребёнка 2–3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребёнку 6–7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.

2. Чем младше ребёнок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6–7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

3. Ребёнок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребёнка, безусловно,  должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, воспитывающие усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребёнку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

6. Необходимо научить ребёнка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты одежды к ним, мебель, посуда, 2 – 3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.

7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребёнок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

 

                                  ЧАЩЕ ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!

Игры, которые лечат.

Живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой. Начните вместе с ребенком, покажите ему, как это делать. Расспросите, что он нарисовал.

Работа с глиной.

 Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей. При работе с глиной можно выполнить следующие задания: закройте глаза и почувствуйте кусок глины, подружитесь с ним. Какой он: холодный, теплый, влажный, сухой? Сожмите, разгладьте глину пальцами, тыльной стороной руки; проткните глину; пошлепайте по ней, пощупайте место от шлепка; оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите кусок.

Игры с песком.

 Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

- развитие мелкой моторики и тактильно - мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание, память;

-с развитием тактильно – мнемонической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

 При игре с песком можно выполнять такие упражнения:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

-пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

-создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

-пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

-можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

-поиграть пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх- вниз.

Для игры с песком в помещении необходимы:

-водонепроницаемый деревянный ящик;

-чистый просеянный песок (лучше его прокалить);

-вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

-баночки с водой для смывания песка.

                   ІІІ.  Практическое использование игровых пособий

Таблица для оценки наличия игровых материалов.

Виды игр

Имеются в наличии

Планируется дополнить

Творческие

«Парикмахерская», «Дом»,

«Дочки-матери»,

«Аптечка Айболита»,

«Шофёры»,

«Ряженка»,

Театр – пальчиковый, кукольный

Специальный транспорт. Куклы в одежде представителей разных профессий.

Магазин.

 Поликлиника.

Подвижные

Мячи малых и средних размеров.

Мячики массажные.

Скакалки.

Кегли.

Обруч.

Кольцеброс.

Мячи малых размеров. Мячики массажные. Мешочки с песком. Фитбол-мячи.

Обручи.

Дидактические

Музыкальные.

Лото «Парные картинки», «Аналогии», «Логические пары»

Игры «Ассоциации», «Мемори», «Выбери картинку», «Кто, где живет?», 

Волшебные часы.

Игры из серии

«Кто есть кто», «Чей малыш», «Найди маму», «Чей хвост? Чья голова? Чьё туловище?», «Чего не стало?»

ІV. Заключение

Дошкольное детство - период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности.        Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира - вот главные особенности личностного развития дошкольника.                                                                        Игра для детей дошкольного возраста - источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.                                Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.                                Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.                                        Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.         Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.        При анализе современной научной литературы можно сделать вывод, что воспитательные и развивающие возможности игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их.                                                                                        Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.                                                                                         Формирование игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогической работы в детском саду.                                

                                                                                

Список использованной литературы

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.-Форум,2009.- 144с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-237с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-326с.

4. Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2001.-365с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Академия: Смысл, 2005.-174с.

6. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70

7. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М., 2003. С. 56-58.

8. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999.- 360с.

9 Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – С.128.

10 Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-С.39.

11 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Академия: Смысл, 2005.- С.174.

12 Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - С.238.

13 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-.С.56.

14 Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-С.75.

15 Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2001.-С.165.

16 Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М., 2003. С. 56-58.

17 Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Известно, что понятие ребёнок и игра неразделимы. В детском саду игра занимает главную роль в развитии и воспитании дошкольника....

Игра как ведущая деятельность в период дошкольного возраста

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнк...

Родительское собрание для родителей группы раннего возраста на тему: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомить родителей с понятием «познавательная активность». 2. Р...

Декабрь 2018 г. Родительское собрание для родителей группы раннего возраста на тему: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста....

Буклет :"Игра как ведущая деятельность детей среднего дошкольного возраста"

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобр...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...