Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ямпольская Наталия Владимировна

Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Проведенный МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 36» опрос матерей детей раннего возраста выявил острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как учить их, как с ними играть.

Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информирования детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия. Одна из проблем, которая решается в ДОУ – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. Для оптимального перехода необходимо сделать, по возможности, более плавный переход ребенка из семьи в детское учреждение.

Для решения этой проблемы была разработана Программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребенка. Её цель – не только сопровождение семьи при поступлении ребенка в ДОУ, но и разъяснение того, как каждый родитель может обеспечить адаптационный период своему малышу.

        Работа по программе включает три этапа.

Содержание работы на первом этапе

Работа происходит в июне- августе, когда родители приносят путевку в детский сад.

Задачи:

- прогноз адаптации;

- первичное консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка;

- установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом и родителями детского сада.

В этот период все родители приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы. Во время беседы с родителями педагог-психолог рассказывает, от кого зависит адаптация ребенка к саду, чем подводит к пониманию того, что в этом вопросе от них зависит многое, снимает тревоги родителей, связанные с периодом привыкания ребенка к саду, объясняет, как можно подготовить его так, чтобы адаптация прошла в легкой форме, отвечает на возникшие вопросы.

Содержание работы на втором этапе

Второй этап проводится в июле-августе.

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада;

- помощь детям в адаптации к условиям детского сада;

- знакомство родителей с предметной средой группы и детского сада.

Воспитатели группы раннего возраста организуют для детей и родителей игровые сеансы (Приложение № 1). В ходе игрового сеанса с детьми и родителями взаимодействует педагог группы раннего возраста. Родители принимают активное участие в проведении игровых сеансов. 

Основной акцент в работе воспитателя сделан на развитие общих движений малыша, практические игры, направленные на развитие ориентировочных реакций, понимания речи, игры, развивающие движения рук и действия с предметами, сенсорные игры. На сеансах продуктивной деятельности воспитатель учит детей использовать в своей деятельности такие материалы, как краски, бумага, пластилин.

Воспитатель предоставляет родителям практический материал, рекомендует конкретные игры, консультирует по вопросам приобретения игрушек, организации домашней развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость проведения той или иной игры, её содержание, способ организации. Такая форма работы приводит к тому, что родители раскрепощаются, между родителями и педагогом возникает доверие. Игровой сеанс может проходить как в групповой комнате, так и на улице. На игровом сеансе одни и те же игры повторяются. Это не случайно, повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.

В заключение игрового сеанса для родителей организовываются экскурсия в группу куда ребенок будет ходить с сентября. Дети в это время могут свободно поиграть. Игровой сеанс вместе с экскурсией длится 45-50 минут.

Содержание работы на третьем этапе

Данный этап проходит в конце августа, работа проводится в вечернее время, что удобно для родителей.

Задачи:

- создания настроя родителей на партнерские отношения во время посещения ребенком сада;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- знакомство с членами педагогического коллектива.

Организовывается групповое родительское собрание, на котором выступают старший воспитатель, педагог-психолог и воспитатель группы:

  • Рассказывается о трех уровнях адаптации в детском саду, об особенностях поведения ребенка на каждом этапе привыкания к детскому саду;
  • Уточняют биологические и социальные факторы, замедляющие адаптацию;
  • Дают рекомендации о том, как родители могут подготовить малыша к детскому саду
  • Дают рекомендации о том, как родители могут подготовить малыша к детскому саду;
  • Раскрывают «маленькие хитрости», помогающие снять повышенную тревожность малыша в группе: принесенный из дома семейный фотоальбом или игрушка, похожая на домашнюю, отданная воспитателю незаметно, и многое другое.

Воспитатель в своем выступлении рассказывает о режиме дня в саду и тех требованиях, которых необходимо придерживаться в группе. Старший воспитатель – сообщает о постепенном введении ребенка в группу детского сада. Заведующая – разъясняет вопросы, касающиеся необходимой документации. В конце собрания специалисты отвечают на вопросы родителей.

Старший воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 36»

Пирогова Е.С.

Приложение № 1

Содержание игровых сеансов

№ п/п

Название блока

Содержание и задачи блока

1.

Знакомимся и изучаем друг друга

Формирование и закрепление
знаний о себе как "Я", "других людях", правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств. Изучение предметной среды, формирование предметно-игровых действий
Формирование представлений об окружающем мире.

2.

Учимся играть (игры с водой, песком, сенсорные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, продуктивная деятельность)

Обучение эффективному социально-приемлемому взаимодействию детей и взрослых в предметной среде. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий. Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально-личностное развитие.

3.

Учимся самостоятельности

Обучение родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша, используя совместные действия.

Примерное планирование игровых сеансов

№ сеанса

Тема

Игровой материал

1,2

"Я иду в детский сад (расставание)"

Большие и маленькие куклы, строительный материал, плоский домик.

3,7

Игры с водой (по выбору воспитателя, из картотеки)

Игровой бассейн с водой, "водные" игрушки и другой материал, в зависимости от выбранной игры

4,8

Игры с сухим песком (по выбору воспитателя, из картотеки)

Песочница с сухим песком и материал в зависимости от выбранной игры

5,9

Сенсорные игры. Двигательная деятельность (подвижные игры)

В зависимости от выбранной игры

6,10

Творческая деятельность. Рисование "Солнышко" ("Мой любимый дождик")

Пальчиковые краски, листы ватмана, оборудование к занятию по теме.