Проект по сопровождению семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ «В детский сад с радостью»
проект на тему

Ильина Мария Валентиновна

Цель проекта: оказание помощи родителям в воспитании малышей, повышение педагогической компетентности родителей, снижение напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_detskiy_sad_s_radostyu.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по сопровождению семьи до

поступления ребенка раннего возраста в ДОУ

«В детский сад с радостью»

Содержание

Введение

3

Структура и содержание проекта

8

Заключение

13

Список используемой литературы

15

Приложения

Введение.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Для нас, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Иное дело – ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взросления детей. Чем старше ребенок, тем длиннее адаптационный период.

Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с педагогом, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкнет к детскому саду в течение 10-12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца.

Ребёнок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к педагогу и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребёнка может длиться 3 месяца, а то и больше.

Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.  

Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.

Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.

При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т.е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.

Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и думают, что всему ребенка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь.

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.

Таким образом, проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как готовить малыша к поступлению в садик, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Одним из эффективных направлений в решении данной проблемы мы считаем реализацию разработанного нами проекта по сопровождению семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ «В детский сад с радостью».

 Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду.

Они одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОУ располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межпоколенные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

Цель проекта: оказание помощи родителям в воспитании малышей, повышение педагогической компетентности родителей, снижение напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.

Задачи проекта: 

  1. Предупредить возникновение проблем развития ребенка (содействовать смягчению адаптации при поступлении ребенка в сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ).
  2. Формировать умение общения со сверстниками.
  3. Установить контакты с родителями.
  4. Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями

Основная идея проекта – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.

В процессе работы над проектом сопровождения семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ «В детский сад с радостью» были изучены разные взгляды на проблему адаптации. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д. Ватунина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).

Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова – Вукова, В. Манова – Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Таким образом, для оптимального перехода детей из семьи в детское дошкольное учреждение необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.

Новизна нашего проекта заключается в: адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению; работе с детьми перед поступлением в ДОУ. Это достигается за счет комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определенных условий в адаптационной группе.

Взаимодействие с родителями на всех этапах программы носит тренингово-консультативный характер взаимодействия педагогов, педагога – психолога и родителей. «Вопрос – ответ – обыгрывание ситуации – выработка общего решения, новой модели поведения».

Обеспечение гарантий прав участников проекта осуществляется на основе Конвенции о защите прав детей, этического кодекса педагога – психолога, Федерального закона об образовании.

Структура и содержание проекта.

Данный проект создан для детей, не посещающих детский сад, с целью мягкой адаптации к новым условиям, индивидуализации личности ребенка. Администрация детского сада предоставила специально подготовленное помещение для организации и проведения мероприятий с участниками проекта,  обеспечила наполняемость развивающей среды.

При организации образовательной деятельности с детьми старший воспитатель, педагог-психолог осуществляли дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку, наблюдали за эмоциональным состоянием детей, не допуская переутомляемости.

В работе с родителями  проявляли участие, понимание к проблемам воспитания и обучения детей, осуществляли  и помогали развить положительное взаимодействие между участниками группы.

Родители принимали активное участие  в проекте  адаптации: обеспечивали систематическое посещение, принимали участие в игровой и практической деятельности, поддерживали и устанавливали положительное взаимодействие между всеми участниками группы.

  Механизмы реализации проекта:

  1.  «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
  2.  «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
  3.  «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
  4.  «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Педагог - психолог должен поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поиграет.

Участникам проекта рекомендовалось:

  1. Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей не допускать переутомления и перевозбуждения;
  2. Создавать  ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.
  3. Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.

Дети посещали группу вместе с мамами. Организация работы строилась на основе ведущих видов деятельности ( в раннем возрасте – это предметная деятельность). Программа рассчитана на 2 месяца, апрель, май.

В ходе реализации проекта по психолого – педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в образовательном учреждении ожидались следующие результаты:

- улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;

- проводимый проект позволяет родителям настроиться самим и настроить ребенка на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития;

- возникают широкие возможности обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;

- адаптация ребенка к новым условиям должна проходить более мягко и комфортно.

Работа проводилась  в четыре этапа:

I этап – консультация для родителей (проходит в первую неделю апреля) (Приложение 1).

II этап – игровые сеансы для детей и родителей (проходит в апреле – мае).

III этап – общее родительское собрание по итогам проведенных мероприятий (проводится в конце мая).

На данном этапе ставились следующие задачи:

  • Первичное знакомство с семьей, сбор информации о ребенке;
  • Консультирование родителей по вопросам адаптации;
  • Установление доверительных отношений родителей с воспитателем, педагогом – психологом.

Предложили  родителям, чьи дети должны будут пойти в ДОУ в сентябре, поучаствовать в проекте  сопровождения семьи; пригласили родителей на консультацию, где рассматривались медицинские, педагогические, психологические аспекты подготовки ребенка к посещению ДОУ. Объяснили от кого зависит адаптация ребенка к саду, как можно помочь ребенку в этот период, что малыш должен уметь,, как будет реализовываться программа, отвечали  на вопросы . Родители получили  печатный материал – брошюру (Приложение 2), в которой собрана вся информация об адаптации, главные правила поведения детей и родителей в этот период.

Педагог – психолог провела анкетирование родителей с целью прогнозирования степени готовности ребенка к посещению ДОУ. Родителям предлагалась анкета (Приложение 3), в которой они оценивают эмоциональное  напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками и взрослыми. Составили  схемы индивидуальной психологической помощи.

Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями познакомился  с группой, условиями пребывания, педагогами.

Второй этап проходил в апреле – мае, занятия с детьми длительностью 10-15 минут проводились один раз в неделю. В ходе второго этапа решались следующие  задачи:

  • Создать  положительный  эмоциональный настрой;
  • Помочь детям в период адаптации к ДОУ;
  • Установить доверительные отношения между родителями, детьми и сотрудниками детского сада.

Педагог – психолог и старший воспитатель организовали  для детей и их родителей игровые сеансы (приложение 4). Цель – введение ребенка в новый детский коллектив, становление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и семьей. Программа игровых сеансов в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствовала успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов занятия проводились с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью шли на контакт с психологом, взаимодействовали со сверстниками, участвовали  в подвижных играх, активнее интересовались окружающей обстановкой и игрушками.

Структура и содержание занятий.

Базовыми средствами работы являлись разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.

   Каждое занятие начиналось с упражнения, создающего положительный эмоциональный фон, повышающих речевую и двигательную активность. В основную часть занятия входили пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Заканчивалось занятие игрой, дающей детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно контактировать со сверстниками.

На третьем этапе проводится родительское собрание по итогам проведенных мероприятий (четвертая неделя мая).

Задачи третьего этапа:

  • Создание настроя родителей на партнерские отношения с сотрудниками ДОУ;
  • Знакомство с членами педагогического коллектива;
  • Консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Структура родительского собрания:

  • Педагог – психолог подвел итоги проведенных мероприятий; сделал прогноз адаптации;
  • Старший воспитатель рассказал, как можно помочь снять тревожность малыша в группе: принесенный из дома семейный фотоальбом, игрушка похожая на домашнюю и т.д.;
  • Старший воспитатель рассказал о постепенном вхождении детей в ДОУ (первый день на два часа, второй день до обеда и т.д.).

 

Работая по такой системе предварительной подготовки детей к детскому саду, мы уже получили видимые результаты: оценка адаптационных листов (Приложение 5) и сравнение с прогнозом адаптации, позволили сделать следующие выводы, что 90%  детей адаптационной группы, попавших в группы нашего детского сада на сентябрь 2014 года, прошли период адаптации в течение одной - двух недель. То есть, адаптация была легкой, по сравнению с теми детьми, которые пришли в сад в сентябре без предварительного посещения подобных групп. В настоящее время семьи, посещающие ДОУ, отмечают, что дети идут в сад с удовольствием, знают расположения помещений, узнают и доверяют педагогам. Значительно повысились показания развития социально-бытовых и сенсомоторных навыков, дети привыкают и принимают условия и внутренний распорядок учреждения.

Заключение

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится педагогу, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты в ходе проекта доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Педагог должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации - тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель проекта: оказание помощи родителям в воспитании малышей, повышение педагогической компетентности родителей, снижение напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ, была достигнута, задачи реализованы.

Данный проект имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада; позволяет ребенку войти в жизнь детского сада безболезненно, легко и плавно. Учит родителей понимать жизнь ребенка в детском саду изнутри и сотрудничать с педагогами.

Вывод можно сформулировать крылатой фразой: болезнь проще предупредить, чем  лечить.

 Список литературы.

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации его значение для психологии личности// Вопросы психологии. – 1989. – №1
  3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996.
  5. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  6. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  7. Русаков А.С. Адаптация ребенка в детском саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста

Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста...

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возрас...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому поиск путей эффективности развития детей раннего возраста ...

"Эффективные практики сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы показало, что необходимы как просветительская работа с родителями детей раннего возраста, так и специальная организация занятий с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы эмоционал...

«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

laquo;Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»...