Кружок "Уроки добра"
методическая разработка (старшая группа) на тему
способствовать психическому и личностному росту детей, развивать навыки социального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_uroki_dobra_2013-14g.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ»
Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МДОУ «ЦРР-
Протокол № ___от «__»____2013г детский сад № 17 «Ладушки»
______________Токарева О.И.
Приказ №____от «____»_____2013г
План работы
кружка
«Уроки добра»
на 2013-2014г.г.
Составила: педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Субботина Татьяна Викторовна
2013г
Пояснительная записка
Актуальность
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Сущность доброты – способность сопереживать. Начинать «уроки доброты» надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.
Цель: способствовать психическому и личностному росту детей, развивать навыки социального поведения.
Задачи:
-формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;
- развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела;
- формировать у детей нравственные понятия: доброта, отзывчивость;
- воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
- учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
- учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
- учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках.
- воспитывать уважение к родителям, товарищам.
Форма работы:
Подгрупповые игровые сеансы 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в течение 6-7 месяцев.
Критерием эффективности проводимой работы может служить:
-исчезновение в поведении детей агрессивных тенденций и появление доброжелательности:
- преобладание положительных эмоций;
-способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
План кружковой работы может использоваться ежегодно, содержание игровых сеансов может варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, запроса педагогов, степени сформированности социально-нравственных качеств воспитанников.
Содержание игровых сеансов.
№ | Цель игрового сеанса | Содержание игрового сеанса |
1 | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике |
|
2 | Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения. |
|
3 | Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи; учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. |
|
4 | Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций |
|
5 | Продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций) |
|
6 | Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний, учить дифференцировать поступки и давать им моральную оценку. |
|
7 | Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; формировать позитивный образ своего «Я» |
|
8 | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. |
|
9 | Побуждать детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции. |
|
10 | Побуждать анализировать своё эмоциональное состояние, вербализовать собственные переживания; закреплять знания правил доброжелательности |
|
11 | Познакомить с понятиями «Физическая и эмоциональная (душевная) боль»;научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли. |
|
12 | Стимулировать желание оказывать помощь, утешить, развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
|
13 | Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении. |
|
14 | Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других |
|
15 | Учить анализировать конфликтные ситуации, развивать эмоциональную устойчивость |
|
16 | Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации, конструктивным способам разрешения конфликтов |
|
17 | Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. |
|
18 | Учить анализировать собственное поведение и поступки других; формировать позицию ненасилия, развивать воображение. |
|
19 | Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развивать эмоциональную произвольность |
|
20 | Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни; закреплять знания правил доброжелательности поведения |
|
21 | Продолжать вызывать желание сознательно управлять своими эмоциями, формировать дружелюбное отношение к окружающим |
|
Список используемой литературы.
- Бобнева М.И «Социальные нормы и регуляция поведения», М., 2009
- Буре С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М., 2010
- Богучлавская Е., Купина М.А. «Весёлый этикет» Екатеринбург., 1997
- Кузнецова Л.В.Формирование нравственного здоровья дошкольников»
М., 2009
- Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» Ростов-на-Дону 2005
- http://www.lukoshko.net/ Лукошко сказок
- http://edu.rin.ru/preschool/index.html Дошкольное образование
- http://doshkolniki.org/poleznye-ssylki.html Дошкольники
- http://www.fw.ru/index.html Интернет-система «Мир семьи»
- http://www.danilova.ru/ Библиотека маленького гения