Кружок "Уроки добра"
методическая разработка (старшая группа) на тему

 способствовать психическому и личностному росту детей, развивать навыки социального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_uroki_dobra_2013-14g.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД  № 17 «ЛАДУШКИ»

Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Принято:                                                                                   Утверждаю:

на педагогическом совете                                                      Заведующий МДОУ «ЦРР-  

Протокол № ___от «__»____2013г                                        детский сад № 17 «Ладушки»

                         ______________Токарева О.И.

                                                                                        Приказ №____от «____»_____2013г

 План работы

  кружка

«Уроки добра»

    на 2013-2014г.г.

                                                                    Составила: педагог-психолог

высшей квалификационной категории

                                                 Субботина Татьяна Викторовна

2013г

Пояснительная записка

Актуальность

К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать.
Сущность доброты – способность сопереживать. Начинать «уроки доброты» надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.

Цель: способствовать психическому и личностному росту детей, развивать навыки социального поведения.

 Задачи:

-формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;

- развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела;

- формировать у детей нравственные понятия: доброта, отзывчивость;

- воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;

- учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

- учить детей активно защищать свою нравственную позицию;

- учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках.

- воспитывать уважение к родителям, товарищам.

Форма работы:

Подгрупповые  игровые сеансы 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут в течение 6-7 месяцев.

Критерием эффективности проводимой работы может служить:

-исчезновение в поведении детей агрессивных тенденций и появление доброжелательности:

- преобладание положительных эмоций;

-способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);

- изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

План кружковой работы может использоваться ежегодно, содержание игровых сеансов может варьироваться в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, запроса педагогов, степени сформированности  социально-нравственных качеств воспитанников.

Содержание игровых сеансов.

Цель игрового сеанса

Содержание игрового сеанса

1

Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике

  1. Слушание музыки «Мне очень весело» В.Адигезалов
  2. Беседа с детьми.
  3. Знакомство со сказочными персонажами
  4. Игровая ситуация «Добрые волшебники»
  5. Беседа о добрых и злых людях
  6. Тренинг эмоций
  7. Рисование на тему «Добрый и злой»

2

Познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения.

  1. В гости приходит волшебник
  2. Анализ детских рисунков.
  3. Упражнение «Волшебный мешочек»
  4. Упражнение «Расскажи о своём настроении»Игра-ситуация «Почему ты плачешь?»
  5. Рисование «Моё настроение»
  6. Песенка бременских музыкантов.

3

Продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи; учить конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.

  1. Этюд «дружная семья»
  2. Упражнение «Колокол»
  3. Игра «Цветик-семицветик»
  4. Игры «Гневная гиена», «Злая медведица»
  5. Беседа с детьми
  6. Придумывание историй
  7. Драматизация отрывка из сказки «Лиса, заяц и петух»
  8. Игра «Кляксы»
  9. Упражнение «Ветер дует на…»

4

Продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить со способами выражения отрицательных эмоций

  1. Выставка картин «Из клякс»
  2. Упражнение «Улыбнись как,,,»
  3. Игра «Жужа»
  4. Игры упражнения «Потопать ногами», «Надуть воздушный шарик злостью»,
  5. Упражнение тренинг «Злюка»
  6. Рисование «Злости»
  7. Песенка В Шаинского «В мире много сказок»

5

Продолжать  знакомство детей со способами снятия напряжения. Учить различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций)

  1. «Давайте поздороваемся»
  2. «Сижу, сижу на камушке»
  3. «Музыкальный момент»(№2 ми бемоль С. Рахманинова)
  4. Упражнения на способы регуляции своего состояния
  5. Песенка В. Шаинского «Перепёлка»
  6. Чтение отрывка «Я злюсь» Э. Кейри.
  7. Обыгрывание ситуаций
  8. Раскрашивание рисунков
  9. «Станьте дети, станьте в круг»

6

Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний, учить дифференцировать поступки и давать им моральную оценку.

  1. Игровой момент «Встреча с Бабой Ягой»
  2. Тренинг эмоций.
  3. Упражнение «Угадай настроение Бабы Яги»
  4. Рисование Бабы Яги
  5. Частушки из мультфильма «бабки Ёжки»
  6. Игра «Волшебный стул»
  7. Игра «Клеевой дождик»

7

Обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; формировать позитивный образ своего «Я»

  1. «Угадай настроение по рисунку»
  2. Упражнение «Помоги волшебнику»
  3. Упражнение «Выручи из беды»
  4. Сказка о птицах
  5. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблоки»
  6. «Печём пирог»
  7. Игра «Чунга-чанга»
  8. Упражнение «Рисуем музыку»

8

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.

  1. «Клубочек»
  2. «Мы поссорились с подругой»
  3. Тренинг эмоций.
  4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
  5. Решение проблемной ситуации.
  6. Рисование «Подарок другу»
  7. Игра «Хочешь быть моим хвостиком»

9

Побуждать детей анализировать своё эмоциональное состояние; познакомить  детей с правилами доброжелательного поведения; формировать навыки саморегуляции.

  1. Упражнение «Упрямые козы»
  2. Тренинг эмоций
  3. Игра «Сказка наоборот»
  4. Игра «Два барана»
  5. Правило «Будь внимателен к другому»
  6. Смешной рисунок»

10

Побуждать анализировать своё эмоциональное состояние, вербализовать  собственные переживания; закреплять знания правил доброжелательности

  1. «Цветопись настроения»
  2. Игра «Как мы знаем правила»
  3. Просмотр мультфильма «Первый раз»
  4. Беседа по содержанию мультфильма»
  5. Игра «Тень»
  6. Игра «Закончи предложение»
  7. Тренинг Эмоций
  8.  «Собрались все дети в круг»

11

Познакомить с понятиями «Физическая и эмоциональная (душевная) боль»;научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли.

  1. Игра «Волшебное яблочко»
  2. «Доброе слово»
  3. Тренинг эмоций
  4. Беседа с детьми
  5. Этюды: «Ой, ой, живот болит», «Я обиделся»,
  6. Игра «Оцени поступок»
  7. Рисование «Медвежонок выздоровел»
  8. «Поле любви»

12

Стимулировать желание оказывать помощь, утешить, развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.

  1. Обыгрывание ситуаций.
  2. Определение причины эмоций
  3. Игра «Хочешь быть моим хвостиком?»
  4. Игра «Ручеёк»
  5. Упражнение «Негаданная радость»
  6. Арттерапия 2Волшебные цветы»
  7. Игра в цветы.

13

Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать своё эмоциональное состояние в поведении.

  1. Просмотр мультфильма «Варежка»
  2. Беседа по содержанию мультфильма
  3. Чтение стихотворения
  4. Пословицы
  5. Игра «Повторяй за мной»
  6. Тренинг эмоций
  7. Сочинение историй

14

Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других

  1. «Волшебная тарелочка»
  2. «Оцени поступок»
  3. Упражнение на сплочённость группы
  4. «Доброе слово»Игра «Мышь и мышеловка»
  5. История про котёнка
  6. Беседа Рисование «Мой котёнок»

15

Учить анализировать конфликтные ситуации, развивать эмоциональную устойчивость

  1. «Поле любви»
  2. «Встреча с Шапокляк»
  3. Обыгрывание ситуаций
  4. Игры-имитации
  5. Тренинг эмоций
  6. Ссора- «хорошо-плохо»
  7. Помирились
  8. «Мирилки»

16

Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации, конструктивным способам разрешения конфликтов

  1. «Антошкина история»
  2. Дискуссия с детьми
  3. Этюд «Гроза»
  4. Этюд «Поссорились-помирились»
  5. Игра «Поссорились два петушка»
  6. «Иголочка и ниточка»
  7. Игра «Падающая башня»

17

Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

  1. «Поле любви»
  2. Этюд «Добрый поступок»
  3. «Я хочу у быть счастливым»
  4. Игра «По кочкам»
  5. Рисование  в парах «Дорисуй картинку»
  6. Упражнение «танец»

18

Учить анализировать собственное поведение и поступки других; формировать  позицию ненасилия, развивать воображение.

  1. «Поле любви»
  2. Просмотр мультфильма «ну, погоди»
  3. Беседа по содержанию мультфильма.
  4. Упражнение «Спиной друг к другу»
  5. Этюд «Делай, как я»
  6. Этюд «Солнышко»
  7. П/и «Весёлый танец»

19

Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развивать эмоциональную произвольность

  1. Этюд «Небо»
  2. «Что такое хорошо и что такое плохо»
  3. Танец «Прикосновение»
  4. Игра «Клубочек»
  5. Правила для всех
  6. Тренинг эмоций
  7. Рисование «Какой я?»

20

Учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни; закреплять знания правил доброжелательности поведения

  1. В гости приходит Антошка
  2. Просмотр мультфильма «Трям, здравствуйте»
  3. Беседа по содержанию мультфильма.
  4. Тренинг эмоций «три подружки»
  5. Поведенческий тренинг
  6. Упражнение «Чему я научился?»
  7. Эстафета хороших новостей

21

Продолжать вызывать желание сознательно управлять своими эмоциями, формировать дружелюбное отношение к окружающим

  1. «Поле любви»
  2. Игра –драматизация «Сказка-сон»
  3. Упражнение «Запомни моё лицо»
  4. Дидактическая игра «Настроение»
  5. Беседа «Моя мечта»
  6. Творческая игра «Я волшебник»
  7. Игра «Цветик-семицветик»
  8. Эстафета хороших новостей

Список используемой литературы.

  1. Бобнева М.И  «Социальные нормы и регуляция поведения», М., 2009
  2. Буре С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М., 2010
  3. Богучлавская Е., Купина М.А. «Весёлый этикет» Екатеринбург., 1997
  4. Кузнецова Л.В.Формирование нравственного здоровья дошкольников»

     М., 2009

  1. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском               саду» Ростов-на-Дону 2005
  2.  http://www.lukoshko.net/  Лукошко сказок

  1. http://edu.rin.ru/preschool/index.html  Дошкольное образование

  1.  http://doshkolniki.org/poleznye-ssylki.html  Дошкольники

  1. http://www.fw.ru/index.html  Интернет-система «Мир семьи»

  1. http://www.danilova.ru/ Библиотека маленького гения