Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
материал на тему

Азарскова Светлана Алексеевна

Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Азарскова С.А.

Савченко Е.А.

На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития возлагаются  социальные задачи – обучать и воспитывать поколение детей, которое будет определять прогресс российского общества в новом столетии. Для этого необходимо сформировать модель педагогического процесса, повышающую качество обучения и воспитания дошкольников, рассмотреть и проанализировать основные направления воспитательной работы и их взаимодействие в ДОУ.

Проблему воспитания подрастающего поколения изучали великие русские педагоги Н.К.   Крупская,   К. Д.  Ушинский,   А.С.  Макаренко,   А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Н.Н. Поддьяков, Д.С. Лихачёв и др. Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов XIX века. Содержание и методы работы детских садов подробно разрабатывались видными деятелями дошкольного воспитания - А. С. Симонович, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Конради и др. Согласно взглядам отечественных педагогов В.И. Максаковой, В.А. Караковского - воспитание всесторонне развитого ребенка является одним из основных этапов формирования его личности. В настоящее время педагогическая наука занята поиском новых методологических оснований, переоценкой достижений предшественников, разработкой теоретических концепций, ориентированных на реальные проблемы образовательной практики.

Следует подробнее изучить понятие воспитания, которое рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно.

В словах, обозначающих понятие «воспитание», в латинском языке «educatio», в немецком языке «erziehung», мы находим корень, общий с глаголами вести, тянуть (ducere, ziehen);в русском языке исходное значение этого слова обусловлено корневой частью: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, неприспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Ж.Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество, поэтому задача воспитателя - гармонизировать действие этих факторов.  В воспитании молодого поколения участвуют все, кто окружает его, с чем и с кем он общается, что видит и слышит. В добавление к этому возникло организованное воспитание, осуществляемое опытными людьми.

В.А.Сухомлинский под воспитанием понимал «многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». В настоящее время, воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельностьпедагога, содействующаямаксимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.Российская педагогическая энциклопедия рассматривает воспитание как «процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности, тесно связанный с образованием и обучением».

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:

 - целенаправленность, наличие образца, как социально-культурного ориентира;

- соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

- присутствие определенной системы организуемых влияний.

В дошкольной педагогической системе выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, но в последнее время акцентируется внимание также на экологическом и правовом воспитании.

Умственное воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде, формирование познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая деятельность детей, а также произведения духовной и материальной культуры).

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений.Основой нравственного воспитания является мораль.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».Средствами эстетического воспитания являются: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность.

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры и гармоничное развитие личности.Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в детском саду, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля зарежимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Задачи трудового воспитания - помочь ребенку в овладении трудовой деятельностью, развитие личности ребенка в труде.Средствами трудового воспитания являются: собственная трудовая деятельность ребёнка,  ознакомление с трудом взрослых, а также художественные средства.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Цель экологического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы. Средствами экологического воспитания в ДОУ выступают наблюдения за явлениями природы, труд в природных уголках и др.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто их нарушает. К средствам правового воспитания в ДОУ  относятся беседы, дидактические игры, встречи с  работниками правовых служб и др.

Рассмотренные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение и  создают целостную систему  воспитания. Направления воспитательной работы разнообразны по содержанию и форме, где основной выступает игровая деятельность.

Нами было проведено исследование с целью изучения организации воспитательной работы на базе МБДОУ  центра развития ребёнка (ЦРР) №47 «Радуга» городского поселения Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области. Коллектив детского сада работает по основной общеобразовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Также в работе используются парциальные программы: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой; «Радость творчества» О.А. Соломенниковой. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для его реализации в ДОУ оборудованы спортивный и тренажерный зал, физкультурные уголки в группах, комната психологической разгрузки. Успешно осуществляется программа «Здоровое детство», разработанная коллективом ДОУ совместно с педиатром МБУЗ Правдинская поликлиника.

Мы проанализировали опыт организации воспитательной работы ДОУ и выявили, что основными направлениями работы, на наш взгляд, выступают физическое, нравственное, умственное, художественно - эстетическое.

Взаимосвязь этих направлений можно проследить в ходе интегрированной деятельности на примере праздников, где реализуются задачи физического, художественно – эстетического, умственного, нравственного воспитания (см. рис. 1).

Рис.1 Диаграмма: «Направления воспитательной работы ДОУ»

Исследование показало, что работа по физическому воспитанию, которое составляет 28%, превалирует. Это говорит о том, что в деятельности ДОУ основное внимание уделяется формированию здорового образа жизни дошкольников. Педагогическая деятельность по художественно – эстетическому и нравственному воспитанию является не менее значимой. Формирование умственной культуры составляет 13%, экологической – 12%, правовой – 7%.

Таким образом, количественная обработка данных исследования позволяет намечать перспективные задачи в процессе воспитания дошкольников.