Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
статья по теме

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкое образовательное учреждение не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной, воспитательной и управленческой деятельности. «Информатизация образованияпроцесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_edinoe_informatsionnon_.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения.

Заведующий ГБДОУ детский сад № 93

 компенсирующего вида  Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

И.Н.Мишенкова

 

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования.

Сейчас редкое образовательное учреждение не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной, воспитательной и управленческой деятельности.

Использование информационных образовательных технологий в управлении, метевые технологии взаимодействия педагогов и родителей и другие направления – это все в совокупности является компонентами ЕИП.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Каждому педагогу в условиях реализации ФГОС ДО  необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою педагогическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Анализ практики деятельности дошкольных учреждений показывает, что   эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии создания и использования единого информационного пространства, базирующегося на применении компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. Причём, информационные технологии дают положительный ожидаемый эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Такой подход к информатизации приносит несомненную пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, во взаимодействии с родителями воспитанников, в организации деятельности педагогов и значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Осуществление информатизации дошкольного образования  путем организации информационно-образовательного пространства делают актуальной тему создания единого информационно-образовательного пространства реально действующим, позволяющим реализовать ФГОС ДО в полной мере.

Образовательная деятельность, в ходе которой происходит развитие и социализация ребенка, осуществляется во многих средах, каждая из которых является своеобразным срезом с человеческой деятельности и акцентирует различные ее аспекты. Одной из таких сред является информационно-образовательная среда. 

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения-  это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка -дошкольника. ИОС насыщенно субъектами - носителями информационных культур, информационными объектами -образовательным контентом различной природы и структурными практиками - фиксируемыми способами человеческого поведения в этой среде.

     Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ, и родители. Это создание единого информационно-образовательного пространства и использование информационных технологий в образовательном процессе, и активное использование сети Интернет в образовании.  

Единое информационное пространство образовательного учреждения-это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация–педагоги–воспитанники– родители.

Таким образом, создание информационно- образовательного пространства ДОО  это современный способ информатизации дошкольного образования в соответствии с требованиями федеральных законов и современным развитием информационно-коммуникационных технологий в области образования. Информатизация ДОО открывает педагогам новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей.

Но необходимо также обеспечение ДОО методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических задач и использование их в деятельности ДОО в целях построения единого информационного образовательного пространства.  Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решить одну из самых актуальных на сегодняшний день задач, на решение которой направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Цели создания единого информационного пространства образовательного учреждения должны быть тесно связаны с основными целями его деятельности

Главная цель создания единого образовательного пространства учебного заведения  радикальное повышение эффективности собственно образовательного процесса, включая и процесс управления образовательными учреждениями.

До сих пор часть участников образовательных отношений рассматривают современное мультимедиа оборудование лишь как развлекательный ресурс, не видят в нем потенциала для всестороннего развития дошкольников. Данный факт явился стимулом для начала работы по организации единого образовательного пространства в нашей дошкольной образовательной организации.  Учитывая актуальность обозначенной проблемы, мы определили для себя следующие задачи: 

  • способствовать повышению профессиональной ИКТ-компетентности педагогов;
  • разработать и внедрить комплекс методических мероприятий по внедрению ИКТ в ДОО;
  • способствовать развитию интереса и познавательной активности дошкольников в условиях использования ИКТ;
  • развивать партнёрское взаимодействие всех участников образовательных отношений.

   Единое информационно-образовательное пространство учреждения условно разделили на три уровня:

  1. Уровень администрации, который включает в себя следующие задачи:
  • разработку стратегии применения компьютерной техники;
  • материально-техническое оснащение образовательного оснащения;
  • подготовка кадров и создание мотивации по использованию    информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;
  • создание условий для использования возможностей информационных  коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для использования в коррекционно-образовательном процессе;
  • создание нормативно-организационной структуры, обеспечивающей  эффективное взаимодействие пользователей в условиях   информационной среды.

  1. Уровень педагога, который включает в себя формирование методического обеспечения, позволяющего эффективно использовать компьютерную технику. В данный уровень включены   следующие компоненты:  
  • разработка и подбор методик, технологий, развивающих, программ и игр, которые будут включены в коррекционно-образовательный процесс с учётом разных видов деятельности и образовательных областей;
  • выбор формы работы с детьми (индивидуальная, фронтальная или подгрупповая) по использованию выбранного материала;
  • определение тематики, круга задач, планирование отобранного материала.

3. Уровень воспитанника, на котором определяются и учитываются действия воспитанников в ходе выполнения игровых компьютерных   упражнений, заданий.  Кроме того, данный уровень позволяет воспитанникам наглядно увидеть результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых    были допущены ошибки, с целью их дальнейшего исправления.

 В целях повышения уровня ИКТ- компетентности педагогов был разработан план мероприятий, в который вошли следующие формы работы: собеседования, индивидуальные консультации, работа в паре, обучающие семинары-практикумы, мастер-классы «Изготовление буклетов в программе Microsoft Office Publisher как одна из форм в работе с родителями», «Использование Mimio в работе с детьми», «Создание googl-форм в работе с родителями» и другие, привлечение к проведению презентаций и проектов.

В помощь педагогам был составлен список профессиональных педагогических Интернет-сайтов, Интернет-форумов, материалы которых можно использовать для самообразования по различным направлениям педагогический работы, для разработки конспектов проведения образовательной деятельности по разным образовательным областям, для подготовки консультаций, родительских собраний, участия в дистанционных конкурсах разного уровня и т.

Образовательный компонент – подведение итогов через анализ эффективности организации образовательной среды, создание и распространение продуктов инновационной деятельности, создание банка электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ГБДОУ.

Создание эффективных психолого-педагогических условий внедрения ИКТ-технологий в образовательный процесс. Проведя анализ эффективности организации образовательной среды, в работе педагогов и специалистов с детьми выделили 2 вида занятий с использованием ИКТ:

Занятие с мультимедийной поддержкой. С помощью компьютера и компьютерных программ  Microsoft Power Point и Microsoft Power Publisher педагоги создают самостоятельно развивающие дидактические игровые задания, направленные на решение множества задач, как образовательных, развивающих, так и коррекционных: формирование навыков общения, свободной не закомплексованной речи; формирование лексических понятий, грамматического строя речи; развитие речевого дыхания; развитие фонетико-фонематического анализа, обучение чтению; развитие психических процессов, мелкой моторики.

Создан большой банк презентаций и развивающих игр на разные темы, которые можно использовать как в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающей работе так и в самостоятельной деятельности детей. Данным медиаресурсом пользуются все педагоги. Он размещен в электронной библиотеке в методическом кабинете, доступ к которой есть у каждого педагога.

Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия педагоги проводят с использованием игровых обучающих программ «Баба Яга учится читать», «Уроки тетушки Совы», «Игры для Тигры».

Совсем недавно педагоги нашего образовательного учреждения начали активно использовать мультимедийные развивающие комплексы: интерактивные столы, интерактивные полы. На начальном этапе работы педагоги ограничивались использованием приложений, каждое из которых позволяет организовать работу с детьми определённым образом. Теперь педагоги, пройдя дополнительное обучение, получив определенные углублённые навыки и умения работы с компьютером, создают авторские игры и игровые задания с опорой на имеющиеся исходные графические материалы, изображения, видеофайлы.

Наряду с педагогами, только лишь начинающими осваивать ИКТ-технологии, есть педагоги с высоким уровнем развития ИКТ-компетентности, что, несомненно, приводит к желаемым преобразованиям в образовательно-воспитательном процессе и к повышению его эффективности.

В ходе реализации проекта по созданию ЕИОП в ГБДОУ   к  2018 году   была создана информационная среда, достаточная для успешной реализации образовательного процесса и позволяющая выстраивать и реализовывать в будущем перспективу развития детского сада в условиях реформирования структуры образования, реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, поиска и апробации модели «эффективного дошкольного учреждения» на основе информационно-коммуникативных технологий. 

Уровень ИКТ-компетентности повысился на 66 % и составил 91 % (57 чел.) 

педагоги активно стали использовать ИКТ, ведут блоги, принимают участие в педагогических интернет-сообществах.

На основе активного использования Интернет ресурсов, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями. Результатом нашей деятельности явилось создание в ГБДОУ электронного банка данных и методической библиотеки.

        Кроме того, работа с использованием ИКТ дала возможность педагогам и специалистам раскрыть дополнительные возможности работы с детьми, позволила проявить инициативу и свой творческий потенциал, расширить свои компетенции, связанные с освоением ИКТ, возможности в сфере самообразования, передаче педагогического опыта, возможность обменяться им среди коллег педагогов.  

Сегодня мы можем говорить лишь о промежуточных результатах проекта:

  • улучшена материально-техническая база информатизации образовательного процесса;
  • обновлен сайт ДОУ;
  • созданы условия для повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса и активного включения их в проект;
  • создан банк мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • созданы электронные картотеки игр, стихотворений, картин для рассматривания; создан электронный банк данных воспитанников, педагогов, родителей;
  • имеется доступ в Интернет, электронный адрес ДОУ, электронные адреса у всех педагогов.

             Необходимо отметить, что использование информационных технологий позволило педагогам и специалистам осуществлять более тесное, полезное, интересное и творческое взаимодействие в работе с родителями, с другими общественными организациями.

 Продуманная комплексная организация единого информационно-образовательного пространства в нашем дошкольном учреждении обеспечивает повышение эффективности в работе педагогов, доступности, способствует интеграции различных направлений образовательного процесса, повышает его качество, служит стержнем в организации работы всего педагогического коллектива

 Руководителю важно всегда помнить, что и в самую совершенную систему развития со временем придется вносить изменения. Необходим регулярный мониторинг информационно-образовательной среды. Опыт работы в должности руководителя  образовательного учреждения показывает, что получить адекватный результат внедрения информационных технологий в управлении деятельностью учебного заведения, можно только используя мощный управленческий ресурс руководителя и комплексный подход всего управленческого аппарата.

При этом не может существовать какого-либо шаблона для построения типового информационного пространства образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно и может построить свое информационное пространство, аутентичное образовательной программе этого ОУ. Такой вывод прекрасно согласуется с требованиями, провозглашенными ФГОС ДО. Ведь именно с создания уникальной образовательной программы, соответствующей специфическим условиям конкретного образовательного учреждения, должно начинаться построение всего образовательного пространства образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...

«Важность информационно - коммуникационного пространства в дошкольном образовательном учреждении».

В статье говорится о важности использования коммуникационного пространства в работе педагога .О том насколько компьютер может облегчить и разнообразить работу педагога, в том числе в дошкольном учрежд...

Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребён...

«Создание этнокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении»

Концепции развития ребенка как личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развит...

Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...