Доклад на тему: " Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребёнка к школе"
материал (подготовительная группа) на тему

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam._rabota.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

           

                            Консультация для воспитателей.

  «Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог      успешной  адаптации ребёнка к школе»         

   

       Адаптация – сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив. Основными критериями адаптированного первоклассника являются : положительное отношение к школе, умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его, адекватное восприятие школьных требований, легкое усвоение учебного материала, проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений, благоприятное статусное положение в классе.

     Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим.

     Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В детском саду детям прививают интерес к  учебной деятельности и желание учиться в школе.

     В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

     В своей работе по подготовке детей к школьному обучению педагогический коллектив МДОУ № 35 руководствуется Концептуальными основами организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5-7), основные идеи которых направлены на обеспечение преемственности и непрерывности содержания дошкольного и школьного образования. Предшкольная деятельность направлена на развитие личностных качеств ребенка - дошкольника, необходимых для овладения учебной деятельностью. Обеспечение полноценной подготовки детей к школе - это одна из основных задач работы нашего дошкольного учреждения.

     Освоение необходимых знаний, умений и навыков осуществляется на основе специфичных для дошкольного возраста видов деятельности : игровой, умственной, физической, познавательной, трудовой, художественной, музыкальной, театрализованной, культурно – досуговой. Программа подготовки детей к школе охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей в детском саду, составлена с учетом психофизиологических возможностей детей и обеспечивает взаимосвязь с повседневной жизнью детей в ДОУ.

     Основным способом передачи знаний от взрослого ребенку в детском саду являются занятия. На занятиях у детей формируются способы познавательной деятельности, дети учатся выполнять задания, использовать простые формы анализа, сравнения, обобщения. У детей формируются такие важные для школьника качества как организованность умения контролировать себя в процессе выполнения работы, оценивать ее результаты, сохранять внимание в течении всего занятия.

     В нашем детском саду сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Разработан план по преемственности детского сада № 35 и Столбовской средней школы. Он направлен на совместную деятельность воспитателей ДОУ и учителей начальной школы. В сентябре проходит совместное обсуждение плана работы по подготовке к школе, знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классе, и учителей с программой воспитания и обучения в детском саду. Наши воспитатели посещают уроки в 1 классе школы, а учителя начальных классов приходят на занятия в подготовительную группу. Воспитатели дают открытые занятия по математике и развитию речи для учителей начальных классов школы. Проходят совместные педсоветы, семинары – практикумы на базе ДОУ.

     Для детей организованы экскурсии в школу. Ребята знакомятся со зданием школы, кабинетами, библиотекой, участком, спортзалом, классом народного творчества, уголком боевой и трудовой славы. Совместно с учениками 1-х классов проводятся “Ярмарка мастеров”, выставка рисунков. Разработана система посещения детей школьников с различными мероприятиями: выступление фольклорного ансамбля, театрализованные представления. Ежегодно ученики начальных классов проводят в сентябре в ДОУ тематический праздник по правилам дорожного движения.

     В июне месяце ребята выпускники посещают организованный при школе летний лагерь.

     К концу года наши дошкольники имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеки. В течение года беседуем с детьми о школе, читаем рассказы и разучиваем стихи школьной тематики, рассматриваем картины , отражающие школьную жизнь и беседуем по ним, рисуют школу и играют в школу, рассматриваем альбом с фотографиями о школе и предприятиях нашего поселка, для создания положительного настроя детей к школьной жизни.

     На занятиях используем рабочие тетради по математике¸ развитию речи¸ уроки грамоты и прописи для малышей.

     Для определения готовности ребенка к обучению в школе используем ориентировочный тест школьной зрелости керна – Ирасеке, который дает представление об уровне психического развития будущего выпускника, степени зрелости моторики, мышления, внимания¸ памяти и других психических процессов. Также используем диагностические методики Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой, Т.А. Павленко и других авторов. Диагностика проводится в виде интересных игровых заданий¸ тестов¸ игр и игровых упражнений.

     Деятельность нашего педагогического коллектива направлена на формирование у детей правильных представлений о школе и учении, формирование положительного эмоционального отношения к школе, формирование опыта учебной деятельности с целью успешной адаптации ребенка к школе.