Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Евлампьева Марина Борисовна

Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к русским национальным и семейным традициям, высшим ценностям православной культуры, историческому прошлому малой родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

      Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи  духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к русским национальным и семейным традициям, высшим ценностям православной культуры, историческому прошлому малой родины.

     Одной из форм работы с детьми в программе духовно-нравственного воспитания детей 4-7 лет «Лучик», авторами которой являются педагоги трех дошкольных организаций г.Шахты,  представляется непосредственно образовательная деятельность с применением мультимедийных презентаций. В процессе реализации содержания блоков, из которых состоит программа («Моя семья», «Моя малая Родина», «История и культура русского народа», «Православная культура»),  педагогами МБДОУ были подготовлены презентации с целью раскрытия таких тем как «Подвиги Ильи Муромца», «Дмитрий Донской», «На казачьем Кругу», «Архитектура родного края» (ознакомление с жемчужиной оборонительного зодчества – городом Танаис, Азовским оборонительным комплексом, городом – крепостью – Старочеркасском,  столицей Области Войска Донского – городом Новочеркасском) и др. Эти темы были выбраны неслучайно и связано это с особенностью восприятия информации детьми 5-7 лет. В подборе материала к темам непосредственно образовательной деятельности приняли участие студенты ГБОУ СПО РО «Шахтинский педагогический колледж», проходившие на базе МБДОУ различные виды практики в рамках реализации договора о социальном партнерстве. Подобранные ими иллюстративные материалы, содержательный компонент были использованы в мультимедийных презентациях, при создании которых педагогами и студентами  соблюдались такие дидактические требования, как научность содержания (предъявление детям только научно-достоверных сведений), доступность (представляемый материал, формы и методы организации учебной деятельности соответствовали уровню подготовки воспитанников, их возрастным особенностям). Кроме того, данные презентации в полной мере позволили познакомить детей с историческим прошлым города, края, страны, поскольку имеют такие преимущества как информационная емкость (возможность в одной презентации разместить достаточный объем и графической и звуковой информации), компактность (облегчение труда педагога в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия), доступность (презентацию в программе Microsoft PowerPoint достаточно просто сделать, используя разнообразные интернет-ресурсы), наглядность и эмоциональная привлекательность, интерактивность (возможность реагировать на действия детей, своевременно вносить коррективы, дети не являются пассивными слушателями).

      Созданные педагогами мультимедийные презентации позволили представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. При этом задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.

      Важно отметить, что при выборе режима просмотра  презентаций был отдан приоритет тем, которые управляются в течение непосредственно образовательной деятельности самим педагогом, так как в этом случае педагог получает полный контроль над ходом занятия, может остановиться на отдельных слайдах и проработать их содержание, или задержаться на тех слайдах, которые вызвали большой эмоциональный отклик у детей.

      Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволил нам построить процесс ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины, родного края, страны на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности детей дошкольного возраста. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируя систему мыслеобразов. Ребенок может одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение  мультимедийных презентаций позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.

Список литературы:

1.Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

2.Занятия в детском саду. Современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. – М., 2005.