Театрализованная игра
методическая разработка (старшая группа) на тему

Театрализованная игра как средство эмоционального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost._2014.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра

как средство эмоционального развития.

Из опыта работы Тодор С.П.

        В наше время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. Взрослые всегда стремятся  дать детям знания, научить их считать, писать, читать, а вот   об эмоциональном развитии мало кто думает.

 И каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают. Их интересы ограниченны, а игры однообразны. Вместе  с тем наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.

        Быть творческим человеком – значит искать и создавать то, что не встречалось  в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творчество – это совершенствование самого себя, прежде всего в духовной сфере. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу трудиться? Как сделать творческую деятельность необходимой частью жизни? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Размышляя над этими вопросами, я подумала о театре. В мире, насыщенном информацией разного рода, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр. Поэтому для  работы мной была выбрана театрализованная деятельность, определены следующие направления: развитие эмоциональной сферы детей  и приобщение их к азам театрализованной деятельности.         

        Работа началась  с упражнений для развития   мимики,  артикуляционной гимнастики, а также сценариев театральных игр,  игр-даматизаций для детей разного возраста. Посмотрела журнал «Дошкольное воспитание»,  прежде всего те материалы, в которых  педагоги дошкольных учреждений делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности  в педагогический процесс. Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна их речь, как они двигаются под музыку, как развивают сюжет в играх с игрушками.  На основе наблюдений составила перспективный план работы с детьми.

         Работу начала с детьми 3 лет.   Сначала знакомила детей со сказками:  «теремок», «колобок»,  «репка» (настольный театр), «волк и семеро козлят» (пальчиковый театр), затем предлагала детям поиграть с игрушками (мягкими, резиновыми) обращая их внимание на то, как можно с ними действовать например, потанцевать, спеть колыбельную.

Для этого использовала музыку разного характера, учила двигаться под неё.

        После использовала игровые упражнения на отработку мимики, жестов («Кислый лимон», «Обиделись», «Здравствуйте!»)  и на развитие пантомимы («Идёт медведь по лесу», «Скачут лошадки», «Расцвели цветы на лугу», «Жук упал на спинку» и др.)  Так дети становились более уверенными в движениях, мимики, жестах.  Практиковала упражнения на развитие речи.  С маленькими детьми хорошо использовать такой приём, как совмещение действий и проговариванием слов. Заметила, что дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. С их помощью детям легче показывать разнообразные движения персонажей, выполнять игровые упражнения, например «Гномы», «Самолёты загудели». Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, были подобранны тексты на активизацию словаря. Малышам очень нравятся, когда на занятия приходят куклы. Дети  с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы. На занятиях учили потешки, прибаутки, короткие стихи, и обыгрывали их с помощью различных жестов, движений, мимики.

 Для этого использовали настольных кукол, которых можно не только рассмотреть, но и потрогать.  Я показала, как нужно управлять ими, чтобы они «ожили».

        Далее дети учились вести диалог друг с другом, одновременно управляя кукольными персонажами.  Детям с более развитой речью предлагала придумывать небольшие диалоги для кукол. Старалась поддержать в детях желание импровизировать, придумывать новое, свое: разыгрывание сочинённых диалогов, сценок, сказок духовно раскрепощает малыша, даёт возможность поверить в свои силы.

        Исходя из особенностей психического развития маленьких детей, театрализованные игры, строила на материале знакомых сказок «Колобок», «Репка».

В течение года дети с помощью настольных сказок учились показывать сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Для развития актёрского мастерства использовала этюды, давала задания по развитию интонационной выразительности речи, предлагала спеть песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»; произнести фразы «Оторвали мишке лапу» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялся их смысл. Или попросить игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, как ребёнок её попросил: вежливо, нетерпеливо, умоляя, с обидой и т.д.         Работая со старшими детьми,  большое внимание уделяла дикции, каждую встречу начинали с несложной артикуляционной гимнастики, проговаривали  скороговорки. Дети выполняли игровые задания в образах животных или сказочных персонажей. Такие задания помогали детям лучше овладевать своим телом, осознавать пластические возможности движений.

        Дети старшего возраста с удовольствием участвовали в театральных играх. При выборе игр руководствовалась индивидуальными особенностями детей. Особое внимание уделяла анализу сюжета игры, уточнению знаний о явлениях и предметах, об их назначении, сравнительной характеристике героев.

         В работе с настольными куклами дети продолжали совершенствовать навыки, полученные ранее. Используя тексты знакомых песен, потешек, стихотворений, разыгрывали сценки и диалоги, добиваясь синхронности речи и движений кукол. При этом я напоминала детям о том, как важно не забывать об интонации озвучиваемого персонажа, чтобы передать его характер, настроение. Обучая детей действовать с куклой, обращала их внимание на важное правило: кукла должна быть повёрнута  к зрителям лицом, лишь иногда боком. Когда дети научили своих кукол двигаться вдоль ширмы, не пропадать, начали подготовку к представлению сказок.

        Достигнутые результаты подтвердили целесообразность выбора театрализованной деятельности.

  • Дети освоили невербальное средства общения (жесты, мимика, движения).
  • Их речь стала более связной, выразительной, расширился словарный запас.
  • Дети научились выражать свои чувства, понимать чувства других и сопереживать им; стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость
  • Занятие с театральными куклами развили фантазию и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Театрализованная игра "Хватай- держи" Конкурсная работа отмеченная дипломом V Городского Музыкально-Театрализованного Фестиваля «Звуки Музыки»

 В театрализованной игре «Хватай держи» дети раскрывают свои музыкальные и артистические способности, исполняя арии Мышей, Кота и  Хозяйки, в одноименной мини-опере на муз...

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованние игры, дидактические игры)

Режимные моменты в старшей группе (С- Ролевые игры, театрализованные игры, дидактические игры)...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...