Игры с песком и водой в группе и на участке детского сада
консультация (старшая группа) по теме

Гаганова Елена Дмитриевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_vodoy_i_peskom_v_gruppe_i.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ГРУППЕ И НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА

Слайд 2

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу .

Слайд 3

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Для правильного руководства играми с природными материалами необходимо знать особенности их. Каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например: вода может быть жидкой, твердой (лед) и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть светлой, прозрачной; песок может быть сухим, рассыпчатым, сырым, тяжелым и т. д. Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Слайд 4

Правильно поставленное сенсорное воспитание имеет большое значение для умственного развития ребенка, особенно в младшем дошкольном возрасте. Еще И. М. Сеченов указывал, что способность различать, отличать один предмет от других « приобретается человеком в раннем детском возрасте, и с этого начинается собственно сознательное знакомство с внешним миром ». Конечно, дети и без руководства взрослых развиваются сенсорно, приобретают различные представления. Так, в игре с песком дети по собственному опыту отличают на ощупь влажность и сухость песка, по его цвету устанавливают, из какого песка можно делать пирожки и строить, и т. д.

Слайд 6

Но, наблюдая за играми детей с водой и песком, мы видим, что хотя дети и долго играют с ними, но эти игры чрезвычайно однообразны: все сводится к формовке пирожков, мороженого, купанию кукол. Движения рук детей иногда не координированы: детям трудно, например, держать одной рукой предмет, а другой производить какие-либо действия. Причину такого поведения надо искать в особенностях психического развития ребенка трех лет. Маленький ребенок еще не в состоянии контролировать свои движения. Он не может установить, в какой последовательности должно происходить выполнение действий (с чего начать, чем закончить). Он часто затрудняется в различении одной вещи от другой. Большое значение в упорядочении предметных действий имеют зрительные и осязательные восприятия. Исходя из воспитательного значения игр с водой и песком, надо учитывать, что интерес детей к этим играм, их развитие зависят от того, насколько воспитатель, во-первых, научил ребенка сенсорным путем вычленять материалы и их свойства, во-вторых, сумел довести до сознания детей возможности использования этих материалов и, в-третьих, нашел им применение в конкретной детской деятельности.

Слайд 8

Развитие игр начинается с создания соответствующих условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, нуждается в постоянном уходе. Его периодически очищают, меняют, поливают, хорошо промешивают. Так как дети очень любят играть с песком и водой в любое время года, эти материалы должны находиться в достаточном количестве не только на участке, но и в помещении. Лучшим оборудованием на участке следует считать песочные дворики и песочные столы, разработанные Л. И. Чулицкой.

Слайд 9

Организация центра песка в группе. В помещении группы дети также должны иметь возможность действовать с песком. Поначалу они могут заниматься этим при минимуме аксессуаров. Постепенно игру можно усложнять, используя небольшое количество игрушек. Все дети независимо от возраста должны иметь возможность проводить время просто наслаждаясь ощущениям, которые доставляет пропускание песка между пальцами. В каждой группе должен быть стол с песочницей. Его следует ставить вблизи того места, где дети играют в шумные, подвижные игры и подальше от литературного центра. Поскольку пол от песка и воды становится скользким – выбирать следует место, мимо которого дети ходят не часто и где пол легко вымыть и протереть. Ёмкость для песка должна быть наполнена достаточным количеством песка, чтобы дети могли разнообразить свои занятия. Слой песка должен быть достаточным для рытья ям и туннелей, но не настолько, чтобы он сыпался через край. Высота стола должна быть на уровне пояса ребёнка – в этом случае ему будет удобно. Для маленьких детей придётся позаботиться о небольших подставках под ноги. Сделать так, чтобы они не скользили и внимательно наблюдать за детьми. Песок должен быть чистым и по возможности крупнозернистым. После занятий пол следует мыть и просушивать, чтобы дети не подскальзывались. Следует держать под рукой полотенца или чистые тряпки.

Слайд 11

Большая часть игровых материалов и принадлежностей для центра песка может быть подобрана или изготовлены самостоятельно воспитателями и родителями. В этом плане можно предложить следующее: Чашки Маленькие игрушки Вёдра Палочки, бруски Совки Грабельки Формочки Галька Ложки Ракушки Сита Шишки Формочки для печенья Жёлуди Детская посудка Материалы должны быть размещены так, чтобы дети могли сами выбрать, с чем они хотят работать. Часть материалов может быть размещена в пластиковых ёмкостях, а часть на полках поблизости. Материал можно хранить в вёдрах или на подносах под столом и каждое утро выставлять на рядом стоящий стол. В конце дня все материалы следует вымыть, высушить и убрать.

Слайд 12

Большое значение имеет подбор игрушек. Набор игрового материала ( хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями): лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из « киндер-сюрпризов » для занятий в младших группах не использовать); - набор игрушечной посуды - различные здания и постройки; - бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. - человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.

Слайд 13

Наиболее удачными игрушками являются пластмассовые и деревянные формы: к ним не прилипает песок, они достаточно глубоки. Однако пластмассовые формы часто бывают широкими в окружности. Дети с трудом закрывают их руками, поэтому песок вываливается из формы прежде, чем они ее опрокинут. Не следует давать детям сразу много форм. Если есть 2—3 формочки на каждого ребенка (обыкновенно играют 5—7 детей в течение 10—15 мин.), то ребята разнообразно используют песок. Очень удобны алюминиевые ведерки и совки: они легки и добротно сделаны.

Слайд 14

Условия организации игр-занятий с песком 1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний. 2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники. 3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей). 4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Слайд 15

Правила поведения в песочнице Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки.

Слайд 16

Для игр с водой в группе используются обыкновенные тазы. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, желательно для игр с водой иметь клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, необходимо заботиться о температуре ее ( + 18 °, +20°), следить за длительностью игры (5—7 мин.) и состоянием одежды детей. Игры с водой требуют разнообразных игрушек, с различными свойствами и из различных материалов. В практике употребляются только легкие, плавающие игрушки из пластмассы, которые хотя и держатся на воде, но не всегда устойчивы. Например, в лодках трудно покатать куклу или какую-нибудь другую игрушку. Неудобны игрушки резиновые (надувные). Они красиво оформлены, но очень велики по размерам. Хороши игрушки из коры, из дерева. Кроме этого, используются баночки, пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Игрушки нужно постоянно дополнять и обновлять.

Слайд 17

Игры с песком и водой организуются в разные периоды дня по-разному. Утром, до завтрака, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играют самостоятельно: формуют пирожки, пересыпают песок, делают « печатки » и т. д. Так как дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх. Но и в этих случаях воспитатель должен помнить о том, чтобы одни и те же дети долго не стояли у песочных ящиков или не сидели на корточках в песочных двориках, так как это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).

Слайд 18

Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время после сна. Развивая детские игры, всегда надо иметь в виду разные возможности детей. Одним долгое время доставляет удовольствие процесс формовки пирожков, другим (они уже умеют делать пирожки) хочется построить домик для зайки, детский сад, гараж. Детям, не вполне владеющим лопаткой и до конца не исчерпывающим игр с этими игрушками, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия: он показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнить, красиво формовать пирожки и т. д. Хорошие результаты дает привлечение детей к игре путем предложения даже самого простого сюжета: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого и т. д. Детям, овладевшим этими простейшими действиями, даются сюжетные игрушки (курочка с цыплятами, утка с утятами, резиновые куколки) и предлагается построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол, покатать кукол на лодке и т. д.

Слайд 19

Перечень совместных игр и упражнений с песком и водой Игра « Найди шарик » Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой. Содержание: воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы. но разной величины.

Слайд 20

Кегельбан Игра для детей "Кегельбан" напоминает боулинг. Пластиковые бутылочки из-под воды превращаем в кегли. Расставляем их у стены, а сами катаем мячики и сбиваем «кегли». Сначала покажите детям, что нужно делать. Пусть у них не всегда получается попадать в цель, все равно эта игра развивает координацию. Дайте время и дети будут вас обыгрывать.

Слайд 22

АТРИБУТЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ С ДЕТЬМИ ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ

Слайд 23

ИГРУШКИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ ИЗ МОЛОЧНЫХ ПАКЕТОВ И ПЕНОПЛАСТА Для игр с водой ребята смогут сделать катамараны из трёхгранных молочных пакетов Чтобы сделать яхту, нужно разрезать такой же молочный пакет, затем угол загнуть вовнутрь и сделать чёткую линию сгиба, как показано на рисунке пунктирной линией.

Слайд 24

Игры на развитие мелкой моторики и чувствительности рук “Следы на песке” Покажите малышу, что его пальчик оставляет след на песке. На сухом песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – остается надолго. Оставляйте следы и другими предметами. Оставьте на мокром песке след от ладошки. Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д. Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них. Подайте пример: “Я чувствую тепло (или прохладу) песка, если я двигаю руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее всего, маленький ребенок все повторит за вами, не беда, со временем он научится. Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения. “Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала одной, потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними, безымянными, мизинцами обеих рук. “Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т.д.). “Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Порисуйте палочками. Пофантазируйте. Поищите сходство узоров с объектами окружающего мира. “Кто там?” Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и сдувая песок. “Раскопайте мину”. Ваша рука в песке, в любом положении, задача “сапера” – раскопать мину, не дотрагиваясь до нее. “Археология”. Закопайте игрушку (ребенок не знает какую), в процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано. Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь попробует узнать, что это. “Дорожки из песка”. Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Слайд 25

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя Человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.