Круглый стол для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему "Технология обучения детей играм драматизациям"
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_igry_net_i_ne_mozhet_byt_polnotsennogo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 19 «Росинка»

Круглый стол

для педагогов дошкольных образовательных учреждений

                                                                  Выполнила:

                                                       Воспитатель 1 квалификационной категории

                           Макарова Алёна Витальевна

г. Саянск

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»,-писал В.А. Сухомлинский.

Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законом, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка, неуёмной потребности и его жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. положительные эмоции, творчество - важнейшие факторы оздоровления. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию.

Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается не мало педагогических возможностей.

Эти возможности можно рассмотреть через функции игры.

1.Социокультурная функция.

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребёнок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребёнка. Игра для ребёнка то же, что речь для взрослого. В то же время игра – своеобразная « школа морали», по выражению Д .Б. Эльконина.

Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает физическое, эмоциональное, социальное пространство. У него формируется

Комплекс «самости» самовыражения ,самоконтроля, саморегуляции, самоопределения, самореабелитации.

2.Коммуникативная функция.

Игра невозможна без общения, которое является её основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает найти им общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребёнок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом лично заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.

В играх встречаются два рода отношений. Это отношение

соревновательного типа и отношения подлинного сотрудничества.

3.Диагностическая функция.

Игра способствует определению отклонений в поведении ребёнка. Играя, ребёнок нарушает правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребёнок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребёнка самопознанию: могу ли я?

4.Игротерапевтическая и коррекционная функция.

В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений.

Ребёнок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

5.Развлекательная функция.

Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения

общественных норм. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная  психо - эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребёнок , тем более гармоничным и радостным предстаёт перед ним мир, тем уютнее и уверение ощущает он себя в жизни.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации. Проблеме игры детей дошкольного образа посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории игры (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ф.И.Фрадкина,      А.П. Усова, Д.Б.Эльконин, Т.Е.Конникова, Р.М.Римбург, Р.И.Жуковская и т.д.

Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на игры драматизации. Что же такое драматизация? Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы, ребёнок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Л.В.Артёмова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Можно выделить две группы:

   творческие игры                                            игры с правилами

             ↓                                                                   ↓                       ↓

 по содержанию.                                            подвижные   дидактические    

    (отражение быта, труда взрослых,

событий общественной жизни).

             ↓

 по организации.

(индивидуальные, групповые, коллективные).

             ↓

       по виду.

(игры, сюжет которых придумывают сами

дети, игры драматизации, строительные).

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

           ↓                                    ↓                                                     ↓

Игры-драматизации с               Игры-драматизации             Импровизация

     пальчиками.                             с куклами бибабо.

Атрибуты ребёнок            В этих играх на пальцы            Это разыгрывание

надевает на пальцы.          руки надевают куклы                    сюжета без

Он «играет» за персо-       бибабо. Они обычно                   предварительной

нажа, изображение             действуют на ширме,                        подготовки

которого находится           за которой стоит водящий,      

на руке. По ходу раз-        таких кукол можно        

вворачивания сюжета       изготовить самостоятельно,

действует с одним             используя старые игрушки

или несколькими          

пальцами, проговаривая текст.

Можно изображать действия,

находясь за ширмой

или свободно передвигаясь по комнате.

В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр , в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

В процессе занятий детей играми-драматизациями решаются следующие задачи:

Образовательные- формировать навыки владения средствами выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой); формировать навыки кукло - вождения.

Воспитательные- воспитывать художественный вкус детей, самостоятельность в выборе средств при создании образа.

Развивающие- развивать психические процессы внимания, памяти, воображения, эмоциональную сферу, речевое дыхание, чёткость дикции.

Работу следует начинать по принципу «от простого к сложному».Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развивать и обыгрывать сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу.

О.С.Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата»,а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям:«Игрушки» А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно ужу учить детей сочетать в роли движение и слова, использовать пантомиму 2х,4х действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка- всё это создаёт благо-

приятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников такая игра сложнее для ребёнка, чем подражание событиям из жизни, поэтому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом возрасте становятся доступными режиссёрские игры, где персонажи- куклы и другие игрушки, а ребёнок заставляет их действовать и говорить.

Выбирая репертуар, педагог должен следовать таким критериям, как воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям детей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Найти нужную интонацию ответа (нежную, утвердительную, удовлетворительную, возмущённую, трусливую).

Сценка «Разговор с киской».

-Киска ,как тебя зовут?

-Мяу!

-Стережёшь ты мышку тут?

-Мяу!

-Киска, хочешь молока?

-Мяу!

-А в товарищи щенка?

-Мяу! Фррр!

2. Разыгрывание сценок, например, несложное стихотворение с наличием слов автора и прямой речью, например «Страшилище» Ю.Мориц.

Однажды

Лохматый петух на заре,

Взлетев на забор,

Закричал:

-Ку-ка-ре!

Утёнок от страха

Помчался за уткою:

Петух для утёнка-

Страшилище жуткое!

3. Коллективное рассказывание сказки. Детям предлагается рассказать знакомую сказку. Кто-то начинает:«Посадил дед репку, другой ребёнок продолжает:«Выросла репка большая-пребольшая» и далее рассказчики сменяют друг друга.

4. Мимические этюды, в которых детям следует изобразить содержание предлагаемого образа. Например:«Зайку бросила хозяйка»,«Зябнет осинка, дрожит на ветру»,«В траве сидел кузнечик».

В дальнейшем целесообразно в выборе материала для работы обращаться к фольклору и к детской поэзии. Так, например, детям предлагается средствами пантомимы передать смысл пословиц«Друзья -не разлить водой»;«Молчит, как воды в рот набрал».

Дети с интересом выражают жестами повадки героев в детских стихотворениях, например:

Три медведя шли домой.

Папа был большой, большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто,

Очень маленькиё он был

С погремушками ходил.