Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»
методическая разработка

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»

Танцюра Елена Анатольевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория

г. Усть – Илимск, 2023 год

Тема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом педагогов по использованию оригинальных техник рисования пластилином.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по изготовлению картин в технике пластилинография.
  2. Дать педагогам представления об эффективности использования методических приемов.
  3. Вызвать интерес педагогов оригинальностью методов и приемов, используемых при создании картин в технике пластилинография.

Оборудование и материалы: мультимедийный экран, портативная колонка, аудиозапись «В гостях у сказки», ширма, гирлянда с прищепками; шаблоны картин на оргстекле, восковой пластилин, стеки, пластиковые вилки, влажные салфетки, декоративные материалы: бусины разных размеров, пайетки, бисер, стеклярус, глиттер, пуговицы, зерна кофе и кукурузы.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки желанные.

Много гостей, много и новостей.

А чтоб мастер-класс был веселей,

На приветствие приглашаю гостей. (Встаем в круг)

Здравствуй, друг! (Пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (Положили руку на плечо)

Где ты был? (Спросить рукой)

Я скучал! (Приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (Руки в стороны)

Хорошо! (Обнялись)

Сегодня мой мастер-класс посвящен теме «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии».

2.Теоретическая часть.

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Оригинальная техника использования пластилина на картоне либо другой горизонтальной поверхности называется пластилинографией.

История пластилина: кто, где и когда создал чудо материал?

Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. О своем замечательном открытии сообщили два изобретателя, а именно немец Франц Колб в 1880 году и англичанин Уильям Харбут в 1899 году. Материал, полученный ими, был запатентован в Германии и получил соответствующее название «Plasteline».

Несмотря на то, что Франц Колб заявил об изготовленном материале на девятнадцать лет раньше, чем его английский коллега, право на титул создателя все же принадлежит именно ему.

В момент создания пластилин широко использовался в учебных целях и был задействован в процессе обучения в школе искусств. Однако, несколько позже, дети Харбута нашли ему и другое применение, сделав его весьма знаменитым.

В начале 20-го века Харбут открывает свою собственную фабрику, на которой активно ведется производство пластилина. Для того чтобы разнообразить творчество детей, был добавлен красящий пигмент, и появился пластилин четырёх цветов. После случившегося на фабрике пожара, делать пластилин стали в Тайланде.

Однако история пластилина на этом не заканчивается. Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер выпускает собственную оконную замазку. Его сестра, будучи воспитательницей в детском саду, активно практикует уроки лепки, используя материал в качестве глины. С тех пор материал для лепки стал обязательным для занятий в детском саду.

Из чего состоит пластилин?

Первый материал для лепки был серого цвета. Пластилин в те времена изготавливался из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. Формула, по которой он изготавливался до сих пор остается большим секретом. Несколько позже появляется пластилин четырех цветов. В настоящее время при производстве пластилина используют ряд современных веществ: высокомолекулярный полиэтилен (ВМПЭ), поливинилхлорид (ПВХ), каучуки и другие высокотехнологичные материалы. Окрашивается пластилин в различные цвета.

Каким бывает пластилин?

Сегодня материал для лепки представлен в широком ассортименте. Он бывает простым, скульптурным, плавающим, восковым, перламутровым, флюоресцентным, шариковым, в колбасках, ведрах и ячейках, тянущим.

Актуальность. Полезен ли пластилин?

Безусловно, материал широко используется не только для развития творческих способностей. При работе с пластилином развивается координация пальцев. При лепке каких-либо изделий развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию. Более того, расширяется кругозор ребенка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (стека).

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Занятия по пластилинографии составляются с учетом физиологических, психологических и познавательных способностей детей. На занятиях по пластилинографии решаются практические воспитательно-образовательные задачи, развивается личность ребенка, его воображение, способность к творчеству. Дети познают мир, расширяют свои возможности.

Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определенного напряжения, поэтому в структуру занятий всегда включены физкультурные минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

Что понадобится для работы?

Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин, предпочтительно восковой. Он мягкий, не липнет к рукам, легко размазывается и пластичный. Также следует запастись горизонтальным основанием, в качестве которого можно использовать бумагу, картон, пластик, стекло, доской для раскатывания пластилина и лепки деталей, набором стеков разной формы, влажными салфетками, различными приспособлениями для придания поверхности задуманной структуры, шприцами, для выдавливания пластилиновой массы. Дополнительно для украшения работы можно использовать бисер, пайетки, бусины, пуговицы, цветные нити, лоскуты ткани, ленты, крупы, зерна, семена, любой природный и бросовый материал. Следует заметить, что дети, хоть раз попробовавшие рисование пластилином, начинают заниматься этим постоянно.

Преимуществами пластилинографии можно назвать:

- простоту в работе;

- снятие мышечного и нервного напряжения;

- развитие моторики рук;

- легкую корректировку (картину всегда можно переделать).

 Воспитатель детского сада при обучении пластилинографии не должен ставить перед детьми слишком сложные задачи, чтобы не отбить у них желание работать с таким податливым материалом. Поскольку данный вид творчества занимает много времени, рекомендуется делать перерывы на физминутку, подвижные игры. Когда дети овладеют навыками рисования пластилином, можно переходить к более сложным и даже коллективным творениям. В процессе работы над рисунком воспитатель должен следить, чтобы локти детей располагались на столе, спина была прямая. На занятиях пластилинографией в детском саду не следует допускать переутомления малышей.

Описание процесса пошагово.

Создание поделки из пластилина проходит несколько этапов:

  1. Выбор рисунка-основы.
  2. Выбор цвета и фона будущего изображения. Малышам лучше начинать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками.
  3. Размер, первые рисунки следует выбирать небольшие, 0,4 листа формата А4.
  4. Перенесение выбранного эскиза на картон (либо иную поверхность). Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
  5. От брусков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу.
  6. При этом можно использовать различные способы лепки.

Приемы лепки.

Лепка фигур может производиться несколькими способами.

  1. Раскатывание. Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Шаблоны изображений можно скачать из интернет-ресурсов либо приобрести в комплекте с набором.
  2. Скатывание. Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.
  3. Оттягивание. Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.
  4. Заглаживание. Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.
  5. Сплющивание. Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.
  6. Прищипывание. Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь. При помощи вспомогательных инструментов можно придать картине выразительный вид и получить большое число одинаковых заготовок. К примеру, стебли, траву или паутинку можно оформить при помощи медицинского шприца без иглы (можно отрезать подыгольный конус).

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия взрослых. К примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры перманентным маркером, гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать влажной салфеткой либо сухой, а после вымыть их теплой водой.

Способы рисования пластилином.

  1. Рисование пластилиновыми шариками. Рисунок состоит из маленьких шариков, прикрепленных к бумаге. Он получается объемным и необычным. Начинать использовать такой способ рекомендуется с простых образов, например, листьев на дереве. Оригинально сморятся картины, в которых используется смешение приемов. На пластилине можно ставить отпечатки: точки колпачком фломастера по фону, отпечатки коктейльной трубочкой, штрихи зубочисткой, насечки стекой и т.д.
  2. Рисование спиральками придает картине объем. Спирали следует располагать близко друг к другу, чтобы получился рисунок. Например, оригинально будет смотреться крона дерева или розы, выполненные в таком стиле. Материала здесь будет израсходовано намного больше, чем при обычном размазывании.
  3. Рисование мазками – необычайно красивый способ, который могут использовать дети 5-6 лет. Такая картина не нуждается даже в четко продуманном рисунке. Достаточно соединить несколько цветов пластилина в один пласт и наносить им яркие мазки (наподобие рыбьей чешуи). Готовая работа будет напоминать произведения, которые пишут маслом профессиональные художники.

На заметку. При работе с пластилином стоит помнить некоторые особенности. При смешении желтого, красного и синего получаются новые тона. Желтый с синим дают зеленый, красный с желтым – оранжевый, синий с красным – фиолетовый. При соединении флуоресцентных и матовых тонов получается пластилин иного качества. Для придания поверхности изделия глянца пальцы следует смачивать водой. Примешивание черного цвета к основному цвету дает более темный тон, белого – пастельный.

3.Практическая часть

        Коллеги, перед вами для создания нашей волшебной сказки лежат витражные картины, выберите себе понравившуюся. Вы можете использовать любой из приемов пластилинографии либо несколько. Для творческой работы вам понадобится восковой пластилин, стеки. Для придания картине большей выразительности предлагаю использовать стеки, пластиковые вилки для придания картинам фактуры и декоративные материалы на ваше усмотрение.        Сейчас мы с вами воспроизведем нашу сказку. Кто услышит и увидит свою картинку, прошу подойти к ширме, прикрепить свою картину и остаться у ширмы.

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хочу вам рассказать.

В волшебной, удивительной стране

Под разноцветной радугой-дугою,

Тек озорной шалун – ручей,

Играя с солнцем пеной голубою.

На берегу в траве густой

Росла – рябина, кистями качая.

И каждый день веселый птичий рой

Слетался к ней, в ветвях ее играя.

И были жители в волшебной той стране,

Они герои детской сказки.

Про них читала мама мне,

Как тысячам девчонок и мальчишек.

Вот к ручейку бежит тропа,

По ней гуляет девочка с корзинкой.

Наверно в детский сад спешит она,

Не замечая волка под рябинкой.

А вот, смотрите, кто летит?

Она совсем как королева эльфов.

Какая хрупкая на вид

И смелая одновременно.

Есть друг у них, он помогает всем,

Кто болен или просто грустен.

Его узнали мы везде

По шапочке, очкам и бороде.

Все в этой сказке хорошо,

Друг другу все в ней помогают.

И доброй славится молвой

Тот педагог, кто там бывает!

Рефлексия мастер-класса: 

Идею этой сказки,
А может и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз.
Не стойте и не прыгайте,
Не пойте не пляшите,

А лучше впечатления свои нам подарите!

(Участникам предлагается выбрать из волшебного сундучка начало фразы для выражения своей эмоции.)

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. Вы можете забрать с собой любую картину, которая вам ближе к сердцу.

Спасибо за внимание!



Литература:

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб., 1994. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2. Бывают выдающиеся дети… Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. - № 9.

3. Возрастная одаренность. Н. Лайтес // Семья и школа. – 1990. - № 9.

4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.140с

5. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. 43 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, АСТ, Харвест, 2001 г.

7.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.

8.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991

9.Давыдова Г.Н. Пластилинография. М., 2008 г.

10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. 2000.

11.Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2001.

12.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2009.

13.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Издательство МГУ, 1979. 20.Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.

14.Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты М.,2000.

15.Латынин Л.А. Образы народного искусства. М, 1983 г.

16.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 24.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978

17.Немов Р.С. Психология. М.. 2002 г.

18.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В Стародубцева, Т.П. Завьялова – М.: Изд-во Аркти, 2009.

19.Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М.: ТЦ-Сфера, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Конспект мастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме: «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»

Конспектмастер-класса для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений по теме:«Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей»...

Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,...

Мастер - класс для педагогов ДОУ Тема: «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)».

Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов деятельности детей дошкольного возраста является лепка. Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берё...

Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""

Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...

Мастер – класс для педагогического сообщества дошкольных образовательных учреждений

Тема: «Приемы развития логического мышления на основе моделирования - декодирования и кодирования информации о предметах»...

«Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования».

Нетрадиционные методы рисования представляют собой подходы к творческому процессу, отличные от традиционного использования карандашей и кисти.Эти методы могут включать использование необычных ма...