Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».
консультация по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Окрушко Валентина Владимировна

      Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Пластилинография  развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №18 г Россоши

Мастер класс:

«Обучение дошкольников технике рисования пластилином».

                                                                                                                   

                                                                                Воспитатель ВКК: Окрушко В.В.

                                                                 

      Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

   Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.

     

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

  • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
  • освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
  • обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие мелкой моторики;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие эмоций и фантазии.

     

Пластилинография  развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

       Чем нужно запастись для успешной работы? 
1. Обязательный материал:

 картон белый и цветной,

 пластилин (как можно больше оттенков)

доска для лепки или клеенка,

 простой карандаш. 
2. Вспомогательный материал:

 трафареты для обводки (если навыки рисования не высоки),

 наглядный образец (ваза с листьями) или натура (пейзаж зимних деревьев в снегу за окном, «картинки из сказок»), а также материал для комбинированных работ (в зависимости от фантазии). 
      Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

       При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить детей надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или собирая «витамины» в баночку и т.д. Затем дети осваивают новый прием: размазывание пластилина подушечкой пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Так дети изображают иголочки ежика, дождик для цветочков, травку для курочки, полоски тигра и т.д. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться специальной стекой-печаткой.

На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т.д.)

    При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

    Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

   Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных  кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

   

 2 этап: Имитационная игра.  Золотая рыбка из сказки А.С.Пушкина

Материал для работы :

-картон белого цвета

-набор пластилина

-простой карандаш

-паетки

-бисер

-стека

-салфетки для рук

Уважаемые, коллеги! Вы теперь не взрослые, а дети.

Воспитатель: Совсем недавно, ребята, мы праздновали день воды. Сегодня у нас будет гостья, которая очень тесно связана с этой стихией, это её дом.

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

 Как вы думаете, кто это? (ответы взрослых) Посмотрите, дети, это золотая рыбка.

- Золотая рыбка поселилась в новом аквариуме и хочет завести себе новых друзей. Она обратилась к нам за помощью. Поможем ей найти новых друзей?

- А как мы это сделаем? (предполагаемые ответы)

- Замечательно, Таня , конечно же, мы можем их нарисовать.

 Дети, а рисовать рыбок сегодня мы будем пластилином.

  1. Для начала возьмите простой карандаш и выполните рисунок рыбки  на белом картоне.
  2. Теперь отрываем небольшой кусочек пластилина, разминаем его пальчиками.  
  3. Размазываем мягкий пластилин по одной из части картинки, в данном случае, начнем с головы рыбки.    
  4.  Теперь берем пластилин другого цвета и заполняем следующую часть рисунка. И так все части.    
  5.  Затем раскрашиваем пластилином фон.  
  6. Когда фон готов стеками прорисовываем контуры.    
  7. Приступаем к оформлению работы – делаем рамочку. Рамочку оформляем по вашему желанию - круглыми и др. деталями    
  8.  Украшаем паетками и бисером.    
  9.  Наша работа готова!

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались, у вас получились такие замечательные рисунки.

Воспитатель: Коллеги, наша работа закончилась. Вы обратно превратились из детей в педагогов.

3 этап: Моделирование.

Предлагаю выполнить такое задание:

 - Разложите последовательно этапы работы с детьми и придумайте схематическое изображение этих этапов, которые используют в обучение детей.

1- Обвести карандашом силуэт.

2- Взять пластилин разных цветов (или смешать).

3- Создание художественных образов.

4- Добавить дополнительные детали.

5- Рефлексия.

4 этап: Демонстрация моделирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живо...

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живо...

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

Для всесторонней подготовки дошкольника к обучению в школе через развитие мелкой моторики рук, творческого потенциала ребёнка, необходима систематическая работа в данном направлении с раннего детства,...

Мастер-класс для педагогов "Техника рисования пластилином"

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов, получить новые знания и освоить их в практической деятельности....

Дымковская уточка в технике рисования пластилином (пластилинографии) для старших дошкольников (мастер-класс)

Представляю вашему вниманию мастер класс по рисованию пластилином (пластилинографии) Дымковской  игрушки-уточки.  Вам понадобятся: 1. Лист картона 1/4  часть листа А4. 2....

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учрежденийТема: «Методические приемы обучения дошкольников оригинальной технике рисования пластилином – пластилинографии»...