Конспект СОД с детьми подготовительной группы на тему :Космос"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Колиниченко Татьяна Николаевна

 

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ»
 Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx68.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

«ЧЕРЕЗ ЗНАНИЯ К ЗВЁЗДАМ»

Цель: Обобщение знаний детей по теме «Космос» с использованием элементов предшкольной подготовки.

Задачи: 

  1. Образовательные:

- Активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

- Развитие навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза, чувства рифмы.

- Развитие элементарных математических представлений.

- Профилактика оптической дисграфии.

- Совершенствование навыка анализа и чтения предложений.

- Развитие связной речи.

  1. Развивающие:

- Активизировать знания детей по лексической теме «Космос».

- Совершенствование мелкой моторики, графических умений.

- Развитие координации движений.

- Развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности.

- Развитие логического мышления, памяти.

- Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.

- Развитие слухового, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.

  1. Воспитательные: 

- Воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.

 - Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическая культура».

Форма занятия: Путешествие.

Технологии: проблемно-игровая ситуация, здоровьесбережение, информационные технологии.

Методы и приемы:

Практические: мозговые разминки, творческие задания.

Наглядные: Мультимедийная презентация игр и упражнений, карточки для чтения, карточки для выполнения графического задания, зрительная гимнастика.

Словесные:  Психогимнастика, стихи о космосе, рассказы детей о планетах.

Предварительная работа: Чтение воспитателем и учителем-логопедом рассказов, стихов книг по теме; рассматривание картинок, книг; заучивание стихов и небольших рассказов; выполнение коллективной работы «Космос»; поделок «Ракета», «Летающая тарелка», «Планеты».

Оборудование: Магнитофон, музыкальная композиция, карточки с названием девяти планет; карточки-задания для чтения детьми; 3 мольберта, маркеры; ноутбук, проектор, экран.

Ход совместной образовательной деятельности.

  1. Организационный  момент. Приветствие.

Дети входят в зал под «космическую» музыку. Один из детей читает стихи:

Живём мы нашей планете

В такой замечательный век!

И первым из первых

в ракете

Российский летит человек!

  1. Основная часть.

1. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Наше небо в безоблачный вечер усыпано маленькими сверкающими точками.

 А что это за точки, из чего они состоят?

Дети: Это звёзды – огромные раскалённые шары.

Воспитатель: Звёзды все одинакового размера?

Дети: Есть звёзды - гиганты и есть звёзды - карлики.

Воспитатель: Солнце – это планета или звезда? 

Дети: Солнце – это звезда.

Воспитатель: Что может произойти, если солнце погаснет?

Дети: На земле прекратится жизнь.

Воспитатель: Сколько планет вращается вокруг солнца?

Дети: Вокруг солнца вращается 9 планет.

Воспитатель: Чтобы узнать ещё больше о нашей вселенной мы сегодня отправимся в необычное космическое путешествие. Но для этого нам нужно быть внимательными, здоровыми, дисциплинированными.

       2. Развитие координации движений. Активизация словаря.

Воспитатель: Давайте проведём разминку для мозга.

(качание головой медленно вправо-влево; рисование руками восьмёрок в горизонтальной плоскости; «шапка для размышлений») Настроились на волну вопросов и ответов:

  • Первый конструктор, который создал ракету для полёта вокруг Земли (С. П. Королёв).  
  • Летательный аппарат космонавта. (Ракета).
  • Как он назывался? («Восток»).
  • Первые животные, побывавшие в космосе. (Белка и Стрелка).
  • Кто такой космонавт?
  • Кто первый космонавт? (Юрий Гагарин).
  • Первый космонавт, который вышел в открытый космос. (А. Леонов).
  • Первая женщина - космонавт (В. Терешкова).

  1. . Развитие зрительного внимания и графических навыков.

Воспитатель: Для полёта в космос нам надо выбрать командира корабля, который будет принимать решения. (Дети выбирают командира). Ну, а на каком летательном транспорте мы отправимся, мы сейчас узнаем. Нужно перенести в пустую клетку рисунок каждого квадрата в соответствии с его обозначением слева.

- Что у нас получилось? (Ракета)

4. Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, связной речи.

Воспитатель: Сейчас мы проведём тренировку внимания и памяти, и узнаем, куда мы прибыли. Нужно повторить в том же порядке слова и фразы. (Один из детей читает карточку с заданием, дети повторяют.) - «Луна, звёзды, небо, солнце, воздух». (Второй ребёнок читает предложение, дети повторяют) - «И снится нам трава, трава у дома».

- Посмотрите на экран, здесь написаны какие-то непонятные буквы, надо их прочитать. (На экране появляются недописанные буквы в слове МАРС. Дети отгадывают слово. Один из детей рассказывает про Марс.) – Марс – это красная, каменистая планета, там очень сухо, бушуют пыльные бури. На Марсе самые высокие горы.

5. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов.

Воспитатель: Следующее задание: нужно прочитать слово и определить, сколько в нём звуков (слово «КОСМОС»). Назовите гласные звуки в этом слове, сколько их. Назовите согласные звуки, сколько их. Чем отличаются гласные звуки от согласных? Сколько слогов в этом слове? Какими способами можно узнать количество слогов в слове? (Дети отвечают). Сейчас посмотрим, какая планета нам откроется.  (ЮПИТЕР)

(Один из детей рассказывает про Юпитер). – Юпитер – это самая большая планета. На Юпитере находится большое красное пятно, его видно с Земли в телескоп. Юпитер обогревает себя, словно внутри его находится гигантская печь.

6. Физминутка.

Воспитатель:  Нам нужно немного отдохнуть.

                А сейчас, мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь.

Воспитатель:- А сейчас наши знания будет проверять инструктор по полётам.

7. Фонопедическое упражнение «Ракета».

Учитель - логопед: - Ребята, давайте проверим, всё ли в порядке на нашей ракете:

Проверяем топливо.                      (Дети произносят «ш-ш-ш…»)

Открываем и закрываем люки.    (Делают glissando вверх и вниз        

                                                             на звук [а]).

Проверяем двигатель. Мотор гудит. (Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью).                    

- Но мы не проверили связь. Найдём место звука [с] в словах. Слушайте внимательно:

1) Марс.    2) Скафандр.   3) Космодром.     (Дети отвечают полным предложением). 

  - А какой ещё согласный звук встречается во всех этих словах?  ([р])

8. Развитие фонематического восприятия, чувства рифмы, логического мышления.

Учитель - логопед: - Вы знаете, я слышала, что на какой-то планете живут инопланетяне. Они прислали нам письмо, но, похоже, они перепутали все слова. Поможете мне разобраться? (достаёт конверт). На первой страничке они написали нам стихи, слушайте внимательно:

Расцвели на клумбе КОЗЫ

В огород забрались РОЗЫ. (Правильно? Нет? А как надо?)

Ползает вдоль речки МАК

Расцветает в поле РАК.

Я возьму от сыра КОШКУ.

Угощу я нашу КОРКУ.      (Как интересно, обратите внимание, меняется только один звук и получается новое слово). А вот ещё:

Постепенно вырос СОМ,

Этажей пятнадцать в нём!   (дом)

Раскроются БОЧКИ –

Увидишь листочки! (почки)

  1. Игра «Предложение  рассыпалось». Совершенствование навыка  восстановления деформированного предложения.

Учитель - логопед: - На второй страничке письма инопланетяне написали нам несколько предложений, но все слова перепутали местами. Послушайте и составьте предложения правильно.  Сосчитайте слова и запишите предложение схемой. 

  1. Ракета, космос, летает, в.
  2. Корабль, на, летит, космический, Луна.
  3. Яркие, небо, большие, на, звёзды.
  4. Девять, мы, планета, знать.

Дети выходят по одному к доске, называют предложение правильно и записывают его схемой.

- Сколько слов в предложении? Назовите третье по счёту слово. Есть ли в предложении предлог? Назовите его.

Учитель - логопед: - Молодцы, вы отлично справились с этими заданиями. А чтобы прочитать название следующей планеты, посмотрите на экран. Нужно переставить буквы так, чтобы получилось слово.      АТУНРС  (САТУРН)

Один из детей рассказывает про планету Сатурн. - У Сатурна самые большие кольца, они состоят изо льда и пыли. Сама планета состоит из газа и жидкости.

Учитель - логопед: - Ребята, спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мы можем спокойно продолжать наш путь.

Воспитатель: Инструктор по полётам будет и дальше следить за нашими ответами, полетим дальше.

10.  Развитие элементарных математических представлений.

Воспитатель: Решите числовую цепочку.

(решение примеров, задач)

- Вы всё правильно посчитали – читаем название следующей планеты – УРАН.

Один из детей рассказывает про планету Уран: У планеты Уран тоже есть маленькие кольца, состоит она из газа и жидкости.  

11. Зрительная гимнастика. 

Воспитатель: - Наши глазки устали, давайте проведём зрительную гимнастику.

12. Развитие логического мышления, математических представлений.

Воспитатель: При выполнении следующего задания нам нужно вспомнить морских обитателей и решить задачи. 1) Сколько хвостов у  трёх акул? 2) Сколько щупальцев у двух осьминогов? 3) На одной тарелке лежат 4 креветки, на второй столько же, сколько на второй, сколько на обеих? Сколько креветок на третьей тарелке?

4) Женя взяла 5 рыбных котлет и положила на тарелки бабушке, маме и себе.  Сколько лишних котлет она взяла? 5) Рыбак поймал несколько рыбок, 3 было маленьких и столько же больших. Сколько рыбок было у рыбака? (Дети отвечают).

- Как вы думаете, почему задание связано с морскими обитателями?

Дети:  Потому что это планета НЕПТУН.

 - Планета НЕПТУН голубая. У неё тоже есть кольца, она состоит из газа и жидкости.

13. «Весёлая переменка». Развитие координации движений, мелкой моторики.

Воспитатель:  - Садитесь на стулья. Левой рукой «забивайте гвозди», а правой «гладьте».

 – «Нарисуйте» в воздухе обеими руками треугольники. - Молодцы! Мы прибыли на планету ПЛУТОН.

Плутон – самая маленькая и самая холодная, наиболее удалённая от солнца планета.

14. Игра «4 стихии». Развитие логического мышления.

Воспитатель:  Найдите правильный ответ.

МЕРКУРИЙ – самая далёкая планета от Солнца.

                       – самая каменистая планета.

                       – самая близкая планета к Солнцу (да)

ВЕНЕРА – самая красная планета.

                 – самая  жаркая планета и закрыта густыми облаками из    

                    ядовитого газа (да)  

                 – самая маленькая планета.

ЗЕМЛЯ – самая красивая планета? (да)

               – на ней есть жизнь? (да)

               – надо её беречь? (да)

- Так давайте вернёмся на нашу Землю и будем любить её и беречь!

  1.  Итог.

Воспитатель:   Что вам понравилось в нашем путешествии?  Какое задание было самым трудным? Какое задание было выполнить легко? Что нового вы сегодня узнали?

Спасибо!

Расцвели на клумбе КОЗЫ

В огород забрались РОЗЫ. -(Правильно? Нет? А как надо?)

Ползает вдоль речки МАК

Расцветает в поле РАК.

Я возьму от сыра КОШКУ.

Угощу я нашу КОРКУ. - (Как интересно, обратите

внимание, меняется только один звук

 и получается новое слово). А вот ещё:

Постепенно вырос СОМ,

Этажей пятнадцать в нём!   (дом)

Раскроются БОЧКИ –

  Увидишь листочки! (почки)