Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Демьяненко Раиса Андреевна

   Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необходимость  обучения в школе: вызвать у него желание  стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть  похожим на них, уважение  к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко

Консультация для родителей

Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»

   Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необходимость  обучения в школе: вызвать у него желание  стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть  похожим на них, уважение  к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со  сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается  действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять, установленные правила, прилагать определенные усилия, для преодоления  встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие особенности, умение  работать коллективно. Все необходимо будущему первокласснику. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Трудовой лагерь», «Библиотека» и т.п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а так же их мечты  и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с  большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубоки по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе, отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений  о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.

 Методы и приемы, применяемые педагогом  для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им  произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители), ведя переписку с детьми других детских садов.

Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие  события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре  и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.

Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо  по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются  ученики  в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать  в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом  и тогда при «школе» устраивается  спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.

Сделают игру интереснее так же настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в  то же время содействует закреплению такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с  явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображение знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то,что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они  проявляют повышенную познавательную активность: просят  показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в пионерском лагере, о занятиях в кружках.

Развитию познавательных интересов  детей служат «уроки», которые проводятся в «школе». Очень привлекают ребят уроки математики. Учителем обычно выбирают ребенка, который лучше других умеет считать, составлять задачи. Иногда учитель сам  собирает  учеников, и тогда ход игры определяется его замыслом, его планом. На уроках по родному языку дети читают любимые стихотворения, играют со сказочной азбукой. Лепка, рисование, пение и физкультура – уроки, интерес к которым у детей  сохраняется еще от игры в детских садах. Ребята играют  небольшими группами, и, что наиболее характерно для уроков по этим предметам, все хотят быть учителем. Играя, дети усваивают несложные понятия и в образе ученика длительное  время могут  «учится», не чувствуя усталости. Под влиянием рассказов школьников появляются уроки истории, географии, природы.

Готовясь к уроку, учитель задает вопросы воспитателю, обдумывает заранее, что и как он расскажет ученикам.

Часто интерес к предмету, проявившийся у детей во время игр в школу в детском саду, сохраняется у них в школе.

У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к проведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети  играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя  и его отношения к ученикам.

У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к  поведению, и к  учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают более характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.

В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.

Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать  внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать.

Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется  прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.

Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются играми, где основные роли выполняют дети.  Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как  младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.

В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое  на первых парах носит еще неустойчивый характер. Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и  поэтому формирование положительного  отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научится читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, встречи с людьми, создающими книги, длительные  игры по мотивам любимых книг, игры-путешествия, в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.

Игра способствует привитию нужных для обучения качеств: любознательности, пытливости ума, познавательного отношения к окружающему.