Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе
консультация по теме

Сидорина Светлана Евгеньевна
Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – это поможет приучить ребёнка к бережливости и аккуратности.
При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребёнок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры.
Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_irushek.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе

        Изучение и сопоставление различных дошкольных образовательных программ, результатов анкетирования и опроса дали возможность определить варианты взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам приобретения, использования игр и игрушек в условиях семьи. Это обучение родителей педагогическим технологиям игровой деятельности с ребёнком, консультирование по вопросам создания предметно-развивающей среды дома, информирование о психолого-педагогической значимости игрушки, знакомство с игровой продукцией.

        На встречах с родителями детей старшего дошкольного возраста необходимо раскрыть программные требования к выпускнику детского сада и продемонстрировать игры и игрушки, помогающие освоить эти требования в игровой деятельности. Ведь так часто декларируемые слова «игра – ведущий вид деятельности дошкольника» остаются только словами и подменяются проведением занятий в искажённой классно-урочной системе.

Ещё в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей о том, что ребёнок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, сотрудничестве с другими людьми. Поэтому в первую очередь родителям следует знать, что такое школьная зрелость.

Определение степени готовности ребёнка к учёбе в школе

        Существует три основных направления, по которым определяется степень готовности ребёнка к школе:

  1. Психофизиологическое направление:
  • общее физическое развитие;
  • характеристика движений;
  • степень моторики рук;
  • произвольная регуляция действий;
  • уровень работоспособности и степень утомляемости.
  1. Интеллектуальное направление:
  • уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей действительности;
  • степень развития мыслительных операций;
  • развитие отдельных познавательных психических процессов.
  1. Личностная готовность ребёнка:
  • наличие нравственных категорий;
  • применение волевых усилий;
  • сформированность навыков совместной деятельности (навыки общения с детьми и взрослыми);
  • умение слушать другого человека;
  • уровень самооценки дошкольника.

Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – это поможет приучить ребёнка к бережливости и аккуратности. При этом им необходимо наблюдать за играми дошкольника, обращать внимание на то, кого он изображает, разнообразны ли сюжеты игр или изо дня в день повторяется одно и то же, умеет ли ребёнок придумывать новые интересные сюжеты, выполняет ли правила игры. Именно в процессе игры происходит формирование личностной готовности дошкольника к обучению. Разнообразное содержание развивающих игр (сюжетно-ролевых или дидактических) позволяет родителям в домашних условиях реализовать интеллектуальное направление ребёнка по подготовке к школе.

На основе действующих программ по дошкольному образованию рассмотрим некоторые требования к знаниям и умениям выпускника детского сада и примерную тематическую направленность игр и игрушек, которые помогают сформировать у будущего первоклассника представление об окружающем мире.

п/п

Знания и умения ребёнка, которыми он должен владеть перед поступлением в школу

Тематическая направленность игр

1

Ребёнок должен знать:

  • своё имя, отчество, фамилию, возраст;
  • имена, отчества и фамилии родителей;
  • всех членов семьи.

Настольные игры, пособия, пазлы, лото (в т.ч. звуковые), викторины, наборы фотографий, карты и т.д. из различных материалов на темы: «Семья», «Моя квартира», «История города» (например, Санкт-Петербурга).

Конструкторы и строительные наборы на темы: «Дом», «Деревенская избушка», «Фермер», «Храм» и др.

2

  • название города, в котором он живёт;
  • свой домашний адрес;
  • основные достопримечательности родного города.

3

Ребёнок должен быть знаком с основами безопасности жизнедеятельности.

Игры на изучение основ безопасности жизнедеятельности (наборы дорожных знаков, лото, домино, конструкторы): «Улица», «Опасные ситуации», «Опасно – безопасно», «Дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Азбука пешехода», «Дорога», «Светофор», «Горящий дом» и др.

4

Различать виды транспорта

Домино, конструкторы лото, наглядно-дидактические пособия, рамки-вкладыши по видам транспорта (автомобильный, водный, железнодорожный и др.), игрушечные машины, в т.ч. специальные (пожарная, скорой помощи, самосвал, трейлер, кран, цистерна, ракетовоз и др.).

5

Иметь представление о различных профессиях.

Настольно-печатные и развивающие игры, лото, дидактические наборы, конструкторы на темы: «Профессии», «Спасатели», «Парикмахерская», «Пожарная станция», «Супермаркет», «Мини-магазин», «Мастерская» и т.д.

6

Правильно называть:

  • месяцы года;
  • последовательность времён года.

Знать основные приметы, стихи, загадки и пословицы о временах года.

Объёмные лото, настольно-печатные игры, дидактические наборы, лото и домино, например, «Времена года», «Многоцветный круг», «Сказочный круг», «Календарь погоды» и др.

7

Помнить названия и порядок дней недели

Лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, конструкторы, например, «Всё о времени», «Я учу дни недели», «Весёлый распорядок дня» и т.д.

8

Различать домашних и диких животных, обитающих в России, жарких и северных странах; знать их повадки и отличия, названия детёнышей; иметь представление о зимующих и перелётных птицах.

Игрушки, изображающие животных и их детёнышей, лото, домино, настольно-печатные и развивающие игры, например, «Семья ягнёнка (жеребёнка, козлёнка, поросёнка)»; «Кто чья мама?», «Дикие (домашние) животные и их детёныши»; «Животные Севера», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Земля и её обитатели», «В мире животных (Кто где живёт?)», «Живая природа», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы» и др.

9

Знать и различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания.

Дидактические пособия, лото (в т.ч. объёмные), развивающие игры, кубики, мозаики, настольно-печатные игры, например, «Корзинка с фруктами или овощами», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», «Где мы растём?», «Аскорбинка и её друзья», «Пирамида здоровья» и др.

10

Уметь:

  • рассказывать русские народные сказки;
  • последовательно пересказывать прослушанный (прочитанный) рассказ;
  • составлять рассказ по картинке.

Настольно-печатные игры, наглядно-дидактические пособия, кукольный театр и т.д., например, «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказки и животных», «Играем в театр», «Русские народные сказки», «Опорные картинки для пересказа», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Развиваем речь», «Незнайка в Солнечном городе» и др.

11

Ребёнок должен:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять количество и последовательность звуков в словах;
  • делить слова на слоги.

Настольно-печатные и развивающие игры, наглядно-дидактические пособия, игры в слова, например, «Заселяем домики», «Звуки», «Весёлые звуки», «Речевая тропинка», «Делим слова на слоги», «Прочитай по первой букве» и др.

12

Различать и правильно называть геометрические фигуры:

  • круг;
  • квадрат;
  • треугольник;
  • прямоугольник;
  • овал.

Дидактические наборы, настольно-печатные игры, лото, конструкторы, развивающие и логические игры, например, «Форма», «Геометрические фигуры», «Цветная геометрика», «Квадраты», «Геометрические формы» и др.

13

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ).

Дидактические игры «Не ошибись!», «Найди по описанию» и т.д.

14

Считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

Развивающие и логические игры «Математика 1, 2, 3», «Математические весы», «Счётные кубики», «Математические яйца», «Играем в математику», «Весёлый счёт», «Юный математик», «Первый счёт», «Счётные палочки Кюизенера», «Логика и цифры», «Набор цифр и знаков», «Считалочка с Русалочкой», «Считалочка с Маугли», «Умное домино» и т.д.

15

Владеть ножницами и карандашом, уметь резать бумагу на полоски, вырезать по контуру предметы и знакомые геометрические фигуры, рисовать карандашом геометрические фигуры, людей, проводить вертикальные и горизонтальные линии, штриховать изображения предметов, не выходя за контуры.

Развивающие и логические игры, дидактические пособия из различных материалов, например, «Геометрическая мозаика», «Моторика 1, 2, 3», «Трафареты», «Умные клеточки 1, 2, 3».

16

Развивать память, внимание, мышление

Логические игры и дидактические пособия на разных материалах, например, «Развиваем память», «Что перепутал художник?», «Смотри, играй, запоминай», «Морской бой» и др.

«…Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» – эти строки написаны М.Горьким в прошлом столетии и по-прежнему актуальны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль познавательных психических процессов при подготовке детей к школе .

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И нере...

Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»

 Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необх...

Роль семьи в нравственно-волевой подготовке детей к школе

Консультация для родителей подготовительной группы, раксрывающая один из важнейших компонентов готовности к школе - эмоционально-волевую сферу....

Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"

Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"...

«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе».

laquo;Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!...

Консультация на родительское собрание «Роль игры в подготовке детей к школе», «Роль дидактических игр в развитии детей».

ТЕМА: «Роль игры в подготовке детей к школе»,«Роль дидактических игр в развитии детей». Повестка родительского собрания.1. Консультация родителей. Старшая группа. Тема: &l...