Роль семьи в нравственно-волевой подготовке детей к школе
консультация по теме

Курчинская Марина Дмитриевна

Консультация для родителей подготовительной группы, раксрывающая один из важнейших компонентов готовности к школе - эмоционально-волевую сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_nravstvenno-volevoy_podgotovke_detey_k_shkole.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ

Готов ли Ваш ребёнок к школе? Какова роль родителей в подготовке сына или дочери к школе, в чём, по мнению матерей и отцов должна заключаться помощь будущему школьнику, чему его надо научить до школы?

Большинство родителей, например, понимают подготовку к школе несколько односторонне. Одни заимствуют методы, описанные в популярной педагогической литературе, другие используют советы знакомых и опыт своей собственной школьной жизни и обучают детей чтению, математике и письму. В своём стремлении создать основу для школьных успехов они заходят очень: не только обучают ребёнка чтению и математике, но до школы порой проходят почти весь курс 1 класса, используя при этом стабильные учебники, тетради, прописи.

Другие вообще не обращают внимания на интеллектуальное развитие своих  детей,   считая   дошкольный   возраст   возрастом   беззаботных   игр   и , развлечений.

Переход из д/с в школу - важный этап в жизни ребёнка. Меняется его социальная позиция: он становится школьником, основная деятельность которого — учение.

Как важно ребёнку преодолеть первые трудности. Только физически здоровому, закалённому ребёнку они под силу. Самочувствие ребёнка отражается на его успеваемости.

Гигиенически полноценный ночной и дневной сон, достаточная двигательная активность на свежем воздухе, чередование различных занятий с отдыхом, рациональное питание, от режима - необходимые условия от которых зависит здоровье ребёнка.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, не переключаться с одного на другое -'важная педагогическая задача, стоящая перед родителями. Для этого требуется внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем и требовательное отношение родителей к процессу и результатам любой деятельности детей. В разных случаях и по отношению к разным детям нужно подбирать особые методы, стимулирующие детскую деятельность. Это и обучение отдельным способом работы, выбор наиболее экономных и целесообразных из них, совместное с ребёнком продумывание последовательных операций, это утверждение важности порученного дела, и, наконец, контроль за выполнением задания.

Проявляя педагогическую находчивость, родителям следует создавать такие условия, при которых у сына или дочери не накапливался бы отрицательный опыт. В любом деле, если вы хотите получить желательный результат, опирайтесь на положительные эмоции ребёнка.

В настоящее время дошкольники получают большой объём информации. Источником её является телевидение, радио, книги, рассказы взрослых. Вместе с тем нередко бывает, что обилие информации развивает ребёнка односторонне. Он многое знает и охотно воспроизводит известные ему факты. Однако не всегда мы можем получить от такого ребёнка объяснение этих фактов, дать им своё собственное обоснование. Если дошкольник, впитывая информацию, остаётся при этом пассивным, то у него может сформироваться так называемая интеллектуальная лень. Ребёнок не хочет размышлять, не умеет сопоставлять и анализировать отдельные факты, боится высказать своё суждение.

Родителям необходимо направлять работу мысли детей, побуждать их высказывать своё мнение о прочитанном или увиденном, вовлекать в беседы о разных явлениях общественной жизни; окружающих предметов. Во время чтения, рассматривания иллюстраций имеет смысл ставить перед ребёнком вопросы, приковывая его внимание к ключевым явлениям или событиям. Важно также бережно относиться к вопросам, которые возникают у детей в результате наблюдения или различных явлений. Не спешите сразу же всё разъяснить ребёнку, дать готовый ответ. Лучше помогите ему самому сравнить новые для него факты и явления с хорошо знакомыми и понятными, подведите ребёнка к выводу, который он сделает сам. Это будет большая его победа. Развивая мышление и формируя познавательные интересы дошкольника, вы готовите благодатную почву для предстоящей учебной деятельности.

К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются привычки, связанные с культурой общения и окружающими. Ребёнок должен уметь выражать свои просьбы в спокойном и вежливом тоне, употреблять в речи слова "пожалуйста", "спасибо", "извините", не перебивать говорящего, быть предупредительным. Важно, чтобы нравственные представления не оставались в пределах рассуждений о добре и зле, о дурном и хорошем, не были далёкими от действительности, чтобы нравственные правила стали нормой поведения, внутренним убеждением ребёнка, чтобы он следовал известным ему правилам всегда и при любых обстоятельствах.

Формирование привычек поведения зависит, прежде всего, от примера, который показывает дошкольнику родные и близкие. От того, как родители разговаривают между собой, со старшими представителями бабушками и дедушками, как родители обращаются к ребёнку, как папы и мамы ведут себя в транспорте, на улице, в магазине и других общественных местах. Ничто не остаётся незамеченным для ребёнка. К сожалению не всегда взрослые это учитывают и являются собой образцом для подражания. Вместе с тем они требуют от детей выполнения правил культуры, подкрепляя это высокими словами о нравственности. Ребёнок быстро усваивает подобную манеру поведения. В детском саду он вежлив, предупредителен, сдержан, а с незнакомыми взрослыми может нагрубить, надерзить, а дома превращается в маленького деспота требующего взрослых удовлетворения любых своих капризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль познавательных психических процессов при подготовке детей к школе .

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. И нере...

Консультация для родителей Тема: «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе»

 Подготовить  ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение  к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность  и необх...

Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"

Консультация для родителей "Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе"...

Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе

Готовя ребёнка к учёбе в школе, родители должны учитывать психолого-педагогическую ценность игр и игрушек для этой цели, заботиться о том, чтобы дома было место для игры и хранения игрушек, – эт...

«Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе».

laquo;Ребёнок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». В этом то и есть предназначение нас, педагогов!...

Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе подготовки детей к школе

Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать при...