календарно-тематическое планирование по ОО "Чтение художесвенной литературы" подг группа, для детей с ОНР
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Русова Анна Георгиевна

календарно-тематическое планирование разработанно на 3 учебных года. вам представлен материал на старший дошколный возрас - подготовительная группа. комплексное планирование ОО: ознакомление с творчеством писателей, жанрами, театрализ деятельность, свободная деятельность и работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chkhl_podg_gr.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Занятия

Свободная деятельность

Семейное чтение

Театрализованная деятельность

Х-Т Д

Рассматривание иллюстраций репродукций

Портрет

Выставка книг

сентябрь

1,2. «Прощай лето, здравствуй осень»

Цели: знакомство детей с пррои-ми поэтов и писателей  раскрывающих красоту природы; учить выразительно читать наизусть стихи-передавая интонационную спокойную грусть осенней природы и радость летней красоты, пересказывать рассказы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Метафор дл описания пейзажей;  

Ход:см.СД (по выбору)

Детские рисунки, поделки на темы «Лето красное пропело» и «Осень золотая» + совместное творчество с родителями

А.Саврасов «К концу лета на Волге»; И.Бтодская «Упавшие листья», «Осенний туман»; репродукции к книгам о временах года; по желанию педагога.

Поэтов  писателей и художников, чьи произведения рассматриваются

Сборники. Отдельные книги, репродукций

Отрывок из поэмы «Цыган» стр. 106 ХДЛ – учим наизусть;

«Мы пришли в театр» -  культуру поведения, общения , виды деятельн., мимические/пантомимичес игры. Просмотр диафильма «Осень золотая»

3. «К.Чуковскй »

Цели: закреплять знания детей о дет писателе его произведениях; учить эмоционально воспринимать поэтические произведения осознавать тему содержание; вызывать желание запомнит и воспроизводить отрывки.

Ход: ЗДЛ с.29; ХДЛ с.191

Рисуем иллюстрации к книжкам -малышкам по произведениям К.Чуковского для малышей

Красочные иллюстрации к сказкам

К.Чуковского

Сборники и отдельные книги разных годов издания + книжки – малышки сделанные руками детей

«Федорино горе»

Настольный театр из реальных прдметов по сказке «Федорино горе»

4. «С.Маршак. Мальчики и девочки»

Цели: углублять знания детей о творчестве Маршака; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произ-ия, выделять средства языка, понимая их

Ход: ВС с.354

Рисуем свою подружку и друга

Иллюстрации на которых изображены играющие дети; шуточные шаржи к стих-ю о детях группы

С.Маршака

Сборники и отдельные книги

Составить считалку о девочках и мальчиках

обыграть сказку про мальчика, девочку и летающую тарелку, придуманную на занятие

С.Д.: 1/2 з.: ЗДЛ с.168, 207, 206, 212/161; ВС с. 249; ХДЛ с. 107, 114, 217, 335, 357, 407.  К.Чуковский ХДЛ с.191;  С.Маршак ХДЛ с.207, ВС с.392.389,385, Читаем детям (ЧД)

Дополнения/Изменения:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

октябрь

1. «Стихи о детях. Знакомство с творчеством В.Маяковского».

Цели: познакомить с творчеством; учить чувствовать и понимать характер образов произведения, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способности замечать особенности поэтического строя, языка стих-я; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Ход: ВС с.299; ХДЛ с.183

Рисунки детей по стихотворению. Беседа о нарисованных поступках.

Иллюстрации к стихотворению. Д/И «Оцени поступок».

В.В.Маяковского

Иллюстрированные сборники, отдельные книги, портрет.

«Конь – огонь».

С помощью пантомимы изобразить сюжет стихотворения.

2. «Произведения о детях С.Михалкова и А.Л.Барто»

Цели: углублять знания детей о творчестве писателей; учить чувствовать и понимать характер образов произведений; понимать юмористический смысл и несоответствия; упражнять в осознанном использовании средств интонц выразительности.

Ход: см. СД (по выбору педагога)

Кол-ая работа «Дружные ладошки, быстрые ножки». Тематол.: нас много – мы крепче, дружн., сильней.

Иллюстрации к произведениям

С.Михалкова, А.Л.Барто

Сборники, отдельные книги

С.Я.Маршак «Дети нашего двора» ХДЛ с.221

Ушакова, Арушанова диалог. Общение игры в парах обыгрывание различных ситуаций по произвед детс писателей

3. «Ознакомление с малыми фольклорными формами (МФФ)».

Цели: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содерж с назв текста.

Ход: ЗДЛ с.164

Д/И «Придумай загадку нарисуй отгадку»; СД лепим предметы и придумываем к ней загадку.

Иллюстрации к загадкам, пословицам, поговоркам.

Карточки – символы (загадка, посл, погов)

Сборники загадок, книжки- малышки

Создать иллюстрированную книжку-малышку (по 1 загадке, послов, поговорке)

См. выше

4. «МФФ»

Цели: продолжать знакомить с МФФ: послов, поговор, загад, скорогов, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочитаий; развивать умение состовлять рассказы, сказки по послов, придумывать загадки.

Ход: ЗДЛ с.187

См.выше

См.выше

См.выше

См.выше

Составить рассказ, сказку по пословице

Формировать интонац выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек песенок ЗДЛ с.197

С.Д.: «Стихи о детях»: ХДЛ с. 221, 244, 239, 240, 241, 233, 408. 360, 365,сборники Маяковского, Барто, Михалкова, Маршака и др.;                                «МФФ»: ЗДЛ с. 154, ХДЛ с.352, 4-11, с. 67;ЧД, ВС с.278.288

Дополнения/Изменения:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ноябрь

1. «Детство глазами взрослых. В.А.Осеева Волшебное слово».

Цели: учить правильно понимать нравственный смысл изображаемого, мотивировано оценивать поступки героя рассказа; углублять представления о соответствии названия текста его содержанию; подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы.

Ход: см. З.18 с.183 ЗДЛ; ХДЛ с.271

Кол работа «дерево волшебных слов»

Иллюстрации к рассказу

В.А.Осеевой

Выставка книг писателей пишущих рассказы о детях

Придумать свой  рассказ о силе волшеб слов. используя героями свою семью

«Крошечка Хаврошечка»

2. «А.Гайдар. Горячий камень».

Цели: см.выше

Ход: конспект

Слепить свой «горячий камень»

Иллюстрации к рассказу

А.Гайдара

См.выше

Выучить стихотворение о помощи детей взрослым

Ролевая игра по сюжету с придумыванием продолжения

3. «Н.Носов. Живая шляпа»

Цели: учить понимать юмор ситуации; уточнять представления об особенностях рассказа, его композиции. Отличий от др .литер .жанров; учить придумывать продолжение и окончание рассказа.

Ход: ЗДЛ с. 93; ХДЛ с.289

Лепка «Мой маленький пушистый друг»

См.выше

Н.Носова

---//---

Найти и принести стихотворение о дружбе людей с животными

Обыгрывание новых окончаний расказов

4. «В.Драгунский. Друг детства».

Цели: учить эмоционально воспринимать образное содержание произ-ия, осмысливать идею; закрепить представление о жанровых особенностях литер-ых произвед (сказ, стих, рассказ); осмысливать значение образных выражений.

Ход: ЗДЛ с.196/218

«Кем я буду?» рисование + лепка по желанию ребёнка

См.выше

В.Драгунского

---//---

Выбрать стих-ие и выучить о той профессии, кем бы хотел стать.

Пантомима «Угадай профессию»

С.Д.: ХДЛ с.135 (толстой), с.270 (чарушин), с.131 (Ушинский), Носов; ВС с.222-226, 240; ЧД; «Девочка на шаре», Пантелеев, Л.Кассиль, А.Алексин, В.Катаев, Е.Шварц, С.Алексеев и др.авторы по выбору педагога. 

Дополнения/Изменения:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

декабрь

1. «СНМ. РНС Царевна Лягушка».

Цели: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях РС, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить к осознанию и пониманию образных выражений.

Ход: ЗДЛ с.156

Лепка, рисование понравившегося героя

Книжка - иллюстрация. Плакатные иллюстрации к сказке.

Символ РНС

Выставка книг СНМ

«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо» РНС

Обыгрывание концовки сказки с внесением нового предмета/заменой «…Кащей не умер», «…Иван не нашёл сундук» и т.д.

Варежковый театр                            

2. «РНС. Сивка - бурка»

Цели: см.выше

Ход: ЗДЛ с.160; ВС с.168

Изобразить сивку – бурку методом коллажа; волшебные краски – парафин.

Книжки – сказки «По щучьему велению», «Сказка о Золотой рыбке», «Конёк – горбунок», «Сивка – бурка». Иллюстрации к сказке.

См.выше

См.выше

Сочини считалку со словами «Иванушка – дурачок».

Внесение новой ситуации в сказку: Иванушка – дурачок потерял перстень…Что он будет делать?

3. «ТНС. Падчерица».

Цели: учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, хар-рах героев обеих сказок, выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

Ход: ЗДЛ с.163/207; ВС с.162

Лепим, рисуем понравившегося героя

Иллюстрации к сказке «Хаврошечка»

Символ туркменской народной сказки

См.выше

С помощью придуманных символов/схем изобразить сказку «Хаврошечка»

Театр масок сказка «Падчерица»

4. «УНС. Хроменькая уточка».

Цели: познакомить с УНС, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Ход: ЗДЛ с.169;

Нарисуйте весёлый конец сказки

Иллюстрации к сказке

Символ украинской народной сказки

«Колосок», «Рукавичка», «Пых» и др УНС

«Овечка и волк»

Настольный театр сказки «Овечка и волк»

С.Д.: ЗДЛ с.177, 202; ХДЛ с.41 – 65; ВС с. 303 – 309, 112-116, 140-144; ЧД; сборники книг; Коми народные сказки; просмотр диафильмов/ мультфильмов.

Дополнения/Изменения:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

январь

1. «ССиЗП. М.-Сибиряк Про зайца – длинные уши… ».

Цели: формировать целостное восприятие художес текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литерат жанров; упражнять в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Ход: ЗДЛ с.166; ВС с.292

лепка

Иллюстрации к сказке

Д.Мамина - Сибиряка

Выставка ССиЗП + сказок о зайце и волке.

Сказку по-новому: действие с зайцем и волком разворачивается в Д/С или на площадке.

Пальчиковый театр. Книга – театр.

2. «Г.Х.Андерсен Гадкий утёнок».

Цели: уточнить знание детей о творчестве датского сказочника; учить осмысливать и оценивать хар-ры персонажей сказки; формировать внимание к поэтич образам.

Ход: ЗДЛ с.203; ВС с.377

Изобразите по-разному гадкого утёнка и красивого лебедя.

Иллюстрации к сказке; картинки уток, лебедей.

Г.Х.Андерсена

Тематическая подборка книг для выставки «Сказки Г.Х.Андерсена»

«Стойкий оловянный солдатик».

Просмотр диафильма «Дюймовочка» + обыгрывание парами диалогов из сказки.

3. «Гофман. Щелкунчик и мышиный король».

Цели: см.выше

Ход: просмотр мультфильма + конспект

Нарисуй понравившегося героя

Иллюстрации к сказке; музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Щелкунчик».

Гофмана

Тематическая подборка книг для выставки «Сказки Гофмана»

Ш.Перо «Кот в сапогах» - идея дружба героев.

Пантомима под отрывки из пьесы П.И.Чайковского «Щелкунчик» (танец , бой с мышами, горе девочки и т.д.)

4. «Чтение сказки М.Михалкова Лесные хоромы».

Цели: познакомить со сказкой, творчеством писателя; помочь найти сходное и отличное от РНС «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать хар-ры персонажей.

Ход: ЗДЛ с.195/221

Подготовить атрибуты к инсценировке сказки.

Книжка – сказка «Теремок»; иллюстрации героев сказки.

М.Михалкова

Всё что выше

Пересказ родителям; придумать оформление сказки (схема, книжка, кн. – раскладушка, на одном листе, т.д.).

Настольный театр/ варежковый театр/театр масок.

С.Д.: ХДЛ с.380 – 400; ЗДЛ с.180, 190; ВС с.362 – 387; ЧД; Андерсен, Перо, Бажов, Паустовский, Родари, Гофман, Носов, Гауф, Киплинг и др. (по выбору).

Дополнения/Изменения:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

февраль

1. «Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И.А.Крылова Стрекоза и муравей».

Цели: познакомить с басней, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспит чуткость к образному строю языка басни, понимать пословиц о труде, ввязывать с определенной ситуацией.

Ход: ЗДЛ с.170; ВС с.261

С помощь открыток и дорсовки изобразите понравившийся эпизод; лепка героев басни.

Иллюстрации к басне, книга пословиц о труде.

И.А.Крылова

Выставка книг раз писателей, писавших басни.

Придумать счастливый конец басне.

Заменить героев басни, сюжет прежний. Кто мог бы оказаться на их месте?

2. «Чтение басни Ворона и лисица».

Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, её обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание на образные языковые средства худож текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Ход: ЗДЛ с.181; ВС с.265

С помощью схем изобразить басню.

Иллюстрации к басне

----//----

----//----

«Мартышка и очки»

Замена двух героев. Кто мог бы быть на месте лисы и вороны? Как бы они себя вели?

3. «Чтение басни С.Михалкова Ошибка. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Цели: учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать её нравствен смысл, подвести к аллегории, содержащейся в басне; формировать представление о С.Михалкове как баснописце; продолжать учить осмысливать переносное значение слов, словосочетан, посл, погов.

Ход: ЗДЛ с.189/223

Героев басни

Показ на фланелеграфе.

С.Михалкова

Книга «Басни И.А.Крылова» и др.

«Лебедь, Рак и Щука»

Превратим басню в сказку со счастливым концом.

4. «Чтение басни Л.Толстого Собака и её тень. Анализ пословиц»

Цели: учить осмысливать аллегорию басни, её образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Ход: ЗДЛ с.194/223

Рисование в конце занятия

См.выше, иллюстрации к басням Крылова, Михалкова, выставка дет творчества.

Л.Толстого

----//----

Подобрать пословицы к басням «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак».

Заменить героев басни на реальные персонажи и обыграть в Ср-И

С.Д.: ХДЛ с.137; ВС с.208, 212, 215, 261-265; ЗДЛ с.204; ЧД; сборники авторов Крылова, Толстого, Михалкова.

Дополнения/Изменения:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

март

1. «Творчество А.С.Пушкина. чтение «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели: углублять и расширять знания о творчестве Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значения; связывать значение пословиц с определенной ситуацией.

Ход: ЗДЛ с.172; ВС с.242; ХДЛ с.100

Кол работа «Наши золотые рыбки» - нарисовать/слепить, загадать желание

Иллюстрации к сказке, грамзапись сказки, видеокассета, муз сопровождение, диафильм.

А.С.Пушкина

Выставка книг сказок разных годов выпуска.

Придумать небольшую сказку: как помочь старику?

С помощью пантомимы изобразить диалог старика со старухой (можно в парах)

2. «Сказка о Золотом петушке».

Цели: см.выше

Ход: ВС с.244

Кол работа техника мозаика

См.выше

----//----

----//----

Перечитать сказку. Подумать, подходит ли половица «Мал да удал» к этой сказке?

Пальчиковый театр (эпизоды, диалоги)

3. «У лукоморья дуб зелёный…»

Цели: см.выше

Ход: ВС с.250; ХДЛ с.105

Изобразить героев сказки и расположить их на  нашем «дереве знаний»

См.выше + показ на «дереве знаний», фланелеграфе

----//----

----//----

«Сказка о Попе и работнике его Балде».

Сказка на фланелеграфе про следы невиданных зверей с заданными персонажами.

4. «Сказка о царе Салтане».

Цели: см.выше

Ход: ВС с.258

Героев сказки

См.выше + показ взрослыми, мультф., диафильм

----//----

----//----

Выучить диалоги (сестёр, царя)

Т.представ диалога сестёт между собой и с царём

С.Д: ХДЛ с.100-109; ВС с.242-260; сборники;

Дополнения/Изменения:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

апрель

1. «Писатели и поэты о природе. »

Цели: вызвать чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Ход: ЗДЛ с.192, 200

Выставка «Времена года».

Репродукции картин о весне (И.Левитан «Март»); иллюстрации к книгам; музыкальное сопровождение.

Пришвин, Левитана, использ-х на занятии композиторов.

Выставка книг/сборников о временах года писателей и поэтов.

Выучить стих – ие о весне.

2. «Е.А.Пермяк. Смородинка».

Цели: см выше

Ход: ХДЛ с.273 + стихи о лете

См выше

Репродукции о лете; иллюстрации к рассказу, муз сопровождение

В.А.Пермяка

Книги о растительном и животном мире разн  писателей

Чтение рассказов В.Бианки

Ролевая игра по сюжету

3. «И.С.Тургенев. Воробей».

Цели: см.выше

Ход: ВС с.228

Изобразить встречу воробья и трезора

Иллюстрации к рассказу, репродук о лете

И.С.Тургенева

См выше

Чтение рассказов К. Чарушина

Инсценировка сюжета

4. «Итоговая литературная викторина».

Цели: закрепить, систематизировать знания о литер произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанрах худож произведений, закрепить знания о МФФ.

Ход: ЗДЛ с.205

Атрибуты к соревнованиям, карта – схема последовательности выполнения заданий.

Необходимых писателей, поэтов, композ, художн, символы

Широкая по тематике подборка книг

Список произведений необходимых читать детям на каникулах

С.Д: М.Пришвин, Г.Снегерёв, В.Бианки, Н.Сладков, Пермяк, Ушинский, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.Фет, С.Есенин, И.Бунин,  др. авторские и тематические сборники.

Дополнения/Изменения:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Май: чтение произведений разных жанров по желанию детей; обследование ЗУН

Семейное чтение

сентябрь

1/2. Отрывок из поэмы «Цыган» стр. 106 ХДЛ – учим наизусть;

октябрь

1.«Конь – огонь» - чтение, учить детей отвечать на вопросы по тексту.

ноябрь

1.Придумать свой  рассказ о силе волшеб слов. используя героями свою семью

2.С.Я.Маршак «Дети нашего двора» ХДЛ с.221 - чтение, учить детей отвечать на вопросы по тексту.

2.Выучить стихотворение о помощи детей взрослым

3.«Федорино горе» - чтение, беседа

3.Создать иллюстрированную книжку-малышку (по 1 загадке, послов, поговорке)

3.Найти и принести стихотворение о дружбе людей с животными

4.Составить считалку о девочках и мальчиках

4.Составить рассказ или сказку по пословице

4.Выбрать стих-ие и выучить о той профессии, кем бы хотел стать.

декабрь

1.«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо» РНС

январь

1.Сказку по-новому: действие с зайцем и волком разворачивается в Д/С или на площадке. (М.-Сибиряк «Про зайца – длинные уши… »).

февраль

1.Придумать счастливый конец басне «Стрекоза и муравей».

2.Сочини считалку со словами «Иванушка – дурачок».

2.«Стойкий оловянный солдатик» - чтение, пересказ сказки ребёнком.

2.«Мартышка и очки» - чтение, выделить гл мысль

3.С помощью придуманных символов/схем изобразить

сказку «Хаврошечка»

3.Ш.Перо «Кот в сапогах» - идея дружба героев.

3.«Лебедь, Рак и Щука» - чтение, выделить гл мысль

4.«Овечка и волк» - чтение, беседа, подбор пословицы

4.Пересказ родителям; придумать оформление сказки (схема, книжка, кн. – раскладушка, на одном листе, т.д.).

4.Подобрать пословицы к басням «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак».

март

1.Придумать небольшую сказку: как помочь старику из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

апрель

1.Выучить стих – ие о весне.

май

2.Перечитать произведение А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке». Подумать, подходит ли половица «Мал да удал» к этой сказке?

2.Чтение рассказов В.Бианки

3.«Сказка о Попе и работнике его Балде» - чтение, беседа, выделить главную мысль.

3.Чтение рассказов К. Чарушина

4.Выучить диалоги (сестёр, царя) из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».


Пояснительная записка.

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, героев, рассказать о своих переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей, которые они самостоятельно переносят в другие виды исполнительской деятельности.  

Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушение речи подразделяются на две группы:

  • Нарушение средств общения
  • Нарушения в применение средств общения

Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Контингент логопедических групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития. Отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания  ЦНС или негрубыми повреждениями отдельных мозговых структур (30%-40% дети с ЗПР).

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны: снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость(повышенная тревожность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, …). Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, изменений двигательной активности: множество движений, неусидчивость. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребёнка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детей его деятельности.

Недоразвитее речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом складывается на процессе становлении ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечает в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет.

С расширением знаково-смысловой функцией речи радикально меняется весь процесс игры (который является основным видом деятельности детей 4-5 лет): игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР (нет практических навыков и умений общения). Это сигнал - предпосылка к дезодаптации  ребёнка в школе, если не будет оказана своевременная коррекционная помощь.

Т.о., нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузи в течении дня и рабочей недели, преемственность в работе педагогов ДОУ (логопеда, воспитателей, узких специалистов).  

Данное планированиерасчитанно на год работы с детьми 5 -6 лет в условиях ДОУ комбинированного вида (коррекция речи детей с ОНР), приоритетным направлением – развитие речи.

Программа составлена на основе следующих общеобразовательных программ:

  1. «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: С-Пб: Детство-Пресс, 2001г
  2. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
  3.  «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.

Обновление материала по приоритетному направлению обеспечивается в реализации парциональной программы О.С.Ушаковой «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.

В содержании программы использованы методы и приёмы следующих авторов: О.С.Ушаковой,Е.М.Струниной, Н.В.Гавриш, Арушановой, Ю.Богатырёва, Л.Б.Фесюковой, Л.Н.Смирновой, О.А.Воронкевич, Е.А.Мироновой, Т.Гризик, Л.Тимощук, Н.В.Нищевой.

Особенностью курса является выделение специального времени для решения задач по НРК (национально регионального компонента) в занятиях и сопутствующих видах деятельности. Задачи по реализации НРК в содержании программы отмечены (*).

Организация педагогического процесса по реализации образовательной области предусматривает изучения 29 лексических тем: 1 тема изучается в течение недели и предусматривает 1 занятия по 30 минут.

Диагностика уровня ЗУН детей по ознакомление детей с художественной литературой осуществляется 2 раза в году (сентябрь, май) педагогами группы.

месяц

неделя

лексическая тема

количество занятий

сроки

октябрь

1

1

4 занятий в месяц

2

К.И.Чуковский

1

3

С.Я.Маршак «Мальчики и девочки»

1

4

С.Михалков «Дядя Стёпа»

1

ноябрь

1

Литературная викторина

1

4 занятий в месяц

2

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

1

3

«На горке»*

1

4

«Приключение Незнайки»

1

декабрь

1

«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»

1

3 занятий в месяц

2

1

3

1

январь

3

Чтение СНМ. «Три поросёнка»*

1

2 занятия в месяц

4

Чтение СНМ. Нанайская сказка «Айога»*

февраль

1

Чтение СЗП. Ш.Перро «Золушка»

1

4 занятий в месяц

2

Прослушивание аудиозаписи по сказке братьев Грим «Бременские музыканты»

1

3

Л.Н.Толстой «Два товарища»

1

4

«Старик сажал яблони»

1

март

1

Е.Чарушин «Воробей»*

1

4 занятий в месяц

2

М.Пришвин «Берестяная трубочка»

1

3

В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

1

4

1

апрель

1

заучивание стихот – ия С.Есенина «Черёмуха»*

1

4 занятий в месяц

2

Ф,И.Тютчев «Зима недаром злится…»*

1

3

А.С.Пушкин  «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

1

4

Заучивание отрывка «Ветер по морю гуляет…»

1

май

1

Д.Родари

1

4 занятия в месяц

2

«Дудочник и автомобили»

1

3

«Волшебный барабан»

1

4

«Хитрый Буратино»

1

В основу данного перспективного планирования заложены следующие принципы:

  • Научности, т.е. содержание программы, спланировано в соответствии с ведущими научными теориями усвоения языка в дошкольном детстве
  • Концентричности, т.е. систематизация материала программы
  • Линейности, т.е. постепенное усложнение содержания программы в соответствии с зонами «актуального и ближайшего развития»

Цель: Учить, более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание; поддерживать активное тяготение старших дошкольников к книге, развивать интерес и любовь к ней.

 

Коррекционные задачи и

задачи по ознакомление детей с художественной литературой и театрализованной деятельности:

  1. Открыть детям мир словесного искусства: учить пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
  2. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к книге, стремление к повторной встрече с ней;
  3. Учить различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка произведений.
  4. Учить  соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реалистического; давать элементарную оценку героям, их поступкам
  5. Развивать произносительную сторону речи; развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание, темп, громкость, интонационную выразительность речи.
  6. Развивать и совершенствовать словарь: знакомить со словами, обозначающие качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов; учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Обогащение словаря детей понятиями, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
  7. Развивать грамматические навыки устной речи: упражнять в правильном употреблении предлогов; существительных и прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа; глаголов; обучать составлению простых предложений и знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания
  8. Способствовать развитию связной речи: развивать диалогическую речь; готовить к обучению связной монологической речи
  9. Создавать условия, способствующие активизации речи: рассматривать с детьми работ по ИЗО-деятельности, репродукции к книгам; в процессе различных видов деятельности побуждать к высказываниям различного типа; создавать культурную и богатую речевую среду
  10. Формировать умение с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках
  11. Познакомить с авторами: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровыми произведениями

В программе имеются межпредметные связи по следующим разделам: развитие речи, познавательное развитие, математика, сенсорное развитие, продуктивные виды деятельности и игровая деятельность.

Требования к уровню подготовки воспитанников

 по реализации данной учебной рабочей программы:

должны знать: авторов: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровые произведения; сюжет пройденных литературных произведений; жанры, понимать их специфические особенности; что книга – это средство передачи информации, её надо беречь; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так же лежащие в основе этих обобщениях существенные признаки; слова и выражения необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления.

должны уметь: соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реального; давать элементарную оценку героям, их поступкам; с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках; использовать в речи изученный словарь; свободно пользоваться простыми предложениями, согласовывая члены предложения в роде числе; самостоятельно пользоваться системой окончаний сущ-ых, прил-ных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания; правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании; пользоваться предлогами «на, в, под, за, около, перед», согласовывая их в предложении; составлять короткие описательные рассказы, из собственного опыта, пересказывать литературные произведения; говорить в среднем темпе, по мере возможности детей, внятно;  

должны иметь представление о том: что стихотворения, литературные произведения читаются выразительно, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от его содержания; о понятиях, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.

Список литературы:

  1. Программы:
  1. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
  2. Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
  3. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
  4.  «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
  5. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.

  1. Методики, технологии:
  1. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
  2. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г (ЗДЛ)
  3.  «Речь и речевое общение»; Арушанова
  4. «Дошкольникам о Пушкине»; Ю.Богатырёва
  5. «Хрестоматия по детской литературе» (ХДЛ)
  6. «Читаем детям» (ЧД)
  7. Авторские сборники.
  8. «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова (ВС)
  9. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
  10.  «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
  11. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
  12. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
  13. «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002

«Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Катюша»

Перспективно - тематическое планирование

ОО «Чтение художественной литературы и театрализованная деятельность

с детьми с ОНР в компенсирующей группе № 8».

(старший дошкольный возраст/ подг.гр.)

Принята на совете педагогов МБДОУ № 11

протокол № …………………………………

от «…….»…………………………. 200…. г

«Утверждаю»

заведующая МБДОУ № 11

……………………………………..

«……...» …………………. 200…г

МО ГО Воркута