Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР
рабочая программа (логопедия, старшая группа) по теме

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей  группе для детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших  

дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта  в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.  Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Концептуальный подход к проблеме общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы  с этими детьми. Данный подход представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия в старшей логопедической группе:

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

  1. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина..

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  1. Приказ Министерства образования  и науки России № 655 от

23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

        Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи  и направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего развития.

        Основные задачи коррекционно-развивающей работы: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.

        В старшей логопедической группе коррекционное направление приоритетно. Основой  коррекционно-развивающей работы являются принципы: природосообразности, интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы.

        Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями  основной формой работы с детьми дошкольниками  во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм  работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется  в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции  связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.

Фронтальные логопедические занятия в старшей группе

проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 25-30 минут.

Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи  (1 раз в неделю) –  32 занятия;

Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (2 раз в неделю) – 64 занятия.

Общее количество фронтальных занятий сокращено. Одновременно увеличен вес индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

        В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.

        Коррекционно-развивающая работа в старшей группе предусматривает три периода, каждый  которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к прохождению более нового материала.

        Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа стартовый, промежуточный, итоговый.

План-программа коррекционно-развивающей работы

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

  1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечении

перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

  1. Расширение объема правильно произносимых существительных —

названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений  в соответствии с лексическими темами.

  1. Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и

на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых, обобщающих понятий.

  1. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению

понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать — одеваться, обувать — обуваться).

  1. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со

значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами (березовый, морковный, яблочный, вишневый, грибной, шерстяной).

  1. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов

(большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).

  1. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над,

за) и активизация их в речи.

  1. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями

(мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).

  1. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Развитие навыков образования и практического использования в

активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала собирали).

2.        Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче

  1.  Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {кофточка, носочек, деревце, свитерок).

       4.Совершенствование навыков образования и использования в

экспрессивной речи глаголов с различными приставками {насыпать, высыпать, посыпать).

      5.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных {дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).

      6.Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными {пальто, кофе, какао).

     7. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).

       8.        Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.

      9.Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. {Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты).

Развитие просодической стороны речи

      1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

      2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

      3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

      4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков согласных раннего

онтогенеза в словах  и предложениях с ними

  1. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и

подготовка к формированию правильной артикуляции всех звуковых групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

  1. Формирование правильных укладов свистящих звуков, автоматизация

поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Совершенствование умения различать длинные и короткие слова,

запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

  1. Обеспечение усвоения слоговой структуры двусложных слов с одним

закрытым слогом {бидон), двумя закрытыми слогами {кафтан),, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов {рябина, желуди) и использования их в речи.

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

      1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твердый согласный звук.

      2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.

     Обучение элементам грамоты

  1. Закрепление представления о букве и о том чем буква отличается от

звука.

  1. Ознакомление с буквами У, А, И, Н, М.
  2. Составление букв из палочек, мозаики, лепки из теста, пластилина.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Воспитание активного произвольного внимания к речи,

совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

  1. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,

задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.

  1. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах

и объектах по образцу, алгоритму.

Второй период (декабрь, январь, февраль)

        Развитие словаря                                                                  

  1. Формирование внимания к слову, более точному пониманию его

значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.

  1. Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и

пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

  1. Расширение объема правильно произносимых существительных —

названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений

  1. Развитие умения группировать предметы по признакам их

соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.

  1. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по

усвоению понимания приставочных глаголов {выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить — чиститься).

  1. Обогащение активного словаря притяжательными прилагательным

(дедушкина, мамина папин) и прилагательными с ласкательными суффиксами {красненький, мягонький).

  1. Обеспечение понимания и свободного использования в речи  слов

антонимов {хороший — плохой, тяжелый — легкий).

  1. Расширение понимания значения простых предлогов {в, на, у, под, над,

за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи. 

  1. Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее

притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

  1. Совершенствование умения оперировать понятием слово.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в

активной речи форм единственного и множественного   числа   имен   существительных   {стол  — столы, белка — белки),   глаголов   настоящего   времени   {строит -строят, учит учат, управляет управляют), глаголов про шедшего времени {красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами {вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).

  1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в

экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят {котенок котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами {новенький, легонький), глаголов с различными приставками {пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).

  1. Совершенствование навыка образования и использования в речи

относительных {деревянный, кожаный) и притяжательных {кошачий, медвежий) прилагательных.

  1. Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми

существительными {метро, пианино, какао).

  1. Совершенствование навыка согласования и использования в речи

прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).

  1. Совершенствование навыка составления и распространения простых

предложений с помощью определений {У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).

Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие

длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.

  1. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой

деятельности.

  1. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной

речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.

  1. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к

усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

  1. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и

потешек с автоматизированными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих в      

игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к

формированию правильной артикуляции сонорных звуков.

  1. Формирование правильных укладов звуков шипящих, йотированных

звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с

одним закрытым слогом (котенок, снегопад)

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,

звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

  1. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные

звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы|  и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;

  1. Сформировать представление о слогообразующей рои гласных 'звуков.
  2. Формирование умения различать на слух согласные звуки по

признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г]  |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.

  1. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых

слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, ухо, кот, кит).

Обучение элементам грамоте

  1. Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от

буквы.

  1. Ознакомление с буквами П, Т, К, X, О, Ы.
  2. Совершенствование навыка составления букв из палочек,

выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

  1. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,

изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

  1. Совершенствование навыка осознанною чтения слов с пройденными

буквами.

  1. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.

Развитие связной речи и речевого общения 

  1. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,

задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.

  1. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать

вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.

  1. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах

и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

Третий период (март, апрель, май)

        Развитие словаря

  1. Расширение понимания значения слова. Его смысла применительно к

определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.

  1. Расширение объема правильно произносимых существительных —

названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.

  1. Совершенствование понимания обобщающего значения слов.
  2. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках

изучаемых лексических тем.

  1. Закрепление навыка употребления относительных и притяжательных

прилагательных.

  1. Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по

усвоению понимания приставочных глаголов ыезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить чиститься).

  1. Обеспечение понимания и свободного использования в речи  слов

антонимов.

  1. Формирование представления о многозначности слов на основе

словосочетаний и речевых конструкций.

  1. Расширение понимания значения простых предлогов  и активизация их в

речи.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи                      

  1. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные

формы с существительными единственного и множественного числа(по луже, над лужей,  в  луже, по лужам ).

  1. Совершенствование умения изменять по падежам, числам, родам имена

прилагательные (звонкий, звонкая, звонкое, звонкие).

  1. Закрепление навыков образования и употребления относительных

прилагательных с продуктивными суффиксами. –ов, -ев, -ан, ян.(луговой, серебряный, ржаной).

  1. Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм

(копать - перекопать, вскопать, закопать выкопать).

  1. Совершенствование навыка употребления простых предлогов

отработка словосочетаний с ними.

  1. Составление простых распространенных предложений из 6-7 слов

(Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).

  1. Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со

зрительной опорой.

  1. Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела

туча, и пошел сильный дождь).

  1. Обучение составлению предложений с противительным союзом  А

(Сначала  надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).

  1. Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не

пошли гулять, потому что шел дождь).

Развитие просодической стороны речи

  1. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие

длительного речевого выдоха на материале стихов.

  1. Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой

деятельности.

  1. Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной

речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.

  1. Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к

усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.

  1. Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и

потешек с автоматизированными звуками.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих,

шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к

формированию правильной артикуляции сонорных звуков.

  1. Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация

поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со

стечением согласных (сосулька, кактусы)

  1. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять

слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,

звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

  1. Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные.
  2. Ознакомление с гласным звуком «э»  и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
  3. Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
  4. Формирование умения различать на слух согласные звуки по

признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: «с»-«ш», «з»-«ж», «с»-«ш»-«з»-«ж».

  1. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых

слогов, слов из трех звуков (кит, мак, миф,  усы сом).

Обучение грамоте

  1. Ознакомление с буквами Ф, В, Д, Г.
  2. Совершенствование навыка составления букв из палочек,

выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

  1. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,

с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

  1. Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с

пройденными буквами.

  1. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Дальнейшее развитее диалогической и монологической форм речи.
  2. Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов,

реплик, являющихся основой познавательного общения.        

  1. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания,
  2. загадки о описания о предметах, объектах по предложенному плану,

навыка связного рассказывания по серии сюжетных картин по сюжетной картине. Формировать умение отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь отдельных частей.

  1. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей

и рассказывать об этом.

В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи (III уровень)  дети старшей  группы

должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной

нормы;

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и

сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия

существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;

  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в

соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-

грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

  • в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов

языковой  системы.

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР (III уровень)


нед.

Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Основное содержание. Количество занятий.

Лексическая тема

Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Кол-во занятий.

Сентябрь


Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)


1.

2.


Обследование.


Знакомство с участком, с группой, логопедическим кабинетом. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь.


3.





Неречевые звуки». (1 занятие)

Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру.




Золотая осень.

Деревья, кустарники.




Падежные окончания. (2 занятие)

Преобразование  существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.


4.

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.(1 занятие)

 Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений.

Познакомить с понятиями «слово» и «звук»

Произношение слов по образцу с длительным выделением каждого звука. Подбор слов, похожих по звучанию.


Дары осени. Овощи.

Огород.

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (1 занятие)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных «один», «одна» с существительными.

Падежные окончания и образование множественного числа существительных.  

Закрепление употребления предлогов «на», «в».

Составление рассказа описания по схеме.

(1 занятие)

Составление рассказов описаний об овощах по схеме: Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету, на вкус? Что можно приготовить?

Октябрь


5.

Звук У. (1 занятие)

Знакомство со звуком «У» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение по немой артикуляции.

Выделение начального ударного звука «У» среди других гласных звуков, слогах, словах.



Сад. Фрукты.

Домашние заготовки.


Согласование существительных с притяжательными  местоимениями  мой, моя, моё, мои. (1 занятие)

Образование относительных прилагательных от существительных и согласование с ними в роде, числе, падеже.

Составление загадок – описаний по образцу.

(1 занятие)

Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта, тактильное ощущение, вкус фрукта, что можно приготовить.


6.

Звук А. (1 занятие)

Знакомство со звуком «А» и его характеристикой.

Закрепление понятия «гласный звук».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).


Лес. Грибы. Ягоды

Согласование имен числительных два и пять с существительными. (1 занятие)

Упражнение в употреблении формы множественного числа  существительных в родительном падеже.

Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Митькины грибы» (1 занятие)


7.


Звуки А – У. (1 занятие)

Сравнительная характеристика звуков.

Закрепление понятий «гласный звук», «слово».

Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова).







Кто как готовится к зиме.






 Предлог  в. (1 занятие)

Образование и употребление приставочных глаголов.

Закрепление в речи предлогов «в».

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Образование относительных прилагательных  и согласование их с существительными  в роде, числе.

Договаривание  предложений с помощью предметных картинок.

Пересказ рассказа «Лиса» с опорой на вопросы, используя в речи глаголы движения (1 занятие)

Ноябрь                                                                          Октябрь


8.

Звук  И.  (1 занятие).

Знакомство со звуком «И».

Характеристика звука с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятие «слог».

Выделение гласного звука в начале слова.

 




Игрушки.

Относительные прилагательные. (1 занятие)

Образование относительных прилагательных от существительных.

Закрепление в речи предлога «на».

Образование однокоренных слов.

Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Распространение предложений определениями. Согласование глаголов  настоящего, прошедшего времени с существительными в роде, числе, падеже.

Составление плана рассказа по картине «Дочки-матери» и рассказа по отдельным эпизодам картины.(1 занятие)


9.








Звук  П . (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука «П»  с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук».

Выделение звука в словах в конце слова

Звуковой анализ слогов АП, ИП, УП, составление схем обратных слогов.


 


Одежда. Обувь.

Головные уборы.

Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.  (1 занятие)

Простое распространенное предложение с прямым дополнением по простым сюжетным картинкам. Договаривание предложений с помощью предметных картинок.

 Спряжение по образцу глаголов надевать, одевать, обувать.

Образование формы множественного числа глаголов. Образование относительных прилагательных.

Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану.  Игра «В ателье». (1 занятие)


10.

Звук О.  (1 занятие).

Знакомство со звуком «О».

Характеристика звука с опорой на артикуляцию.

Закрепление понятий «звук»,  «слог», «слово», «предложение».

Выделение гласного звука в начале слова.

 


Посуда.


Простое распространенное предложение. (1 занятие)

Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным  словам, с опорой на предметные картинки.

Согласование числительных с существительными.

Составление детьми рассказа  по картине «Мы дежурим» по частям. (1 занятие)

Ноябрь










Декабрь

11.

Звук Т. ( 1 занятие)

Знакомство со звуком «Т».

Характеристика с опорой на артикуляционные признаки.

Выделение звука в словах в начале и в конце слова.

 Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АТ, ИТ, ОТ, УТ.

Деление слов на слоги.




Продукты питания.

Согласование существительных с предлогами  на, в.

(1 занятие)

Различение предлогов в – на правильное употребление их с существительными в предложном падеже.

2. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.

Согласование количественных числительных два, две с существительными.

Составление предложений по двум опорным предметным картинкам.

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».  (1 занятие)


12.

Звуки П - Т. (1 занятие)

Дифференциация на слух и в произношении звуков П-Т.

Выделение последнего глухого согласного звука.

Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова.

Звуковой  анализ слогов.



Мебель.

Бытовая техника.

Падежные конструкции.  (1 занятие)

Закрепление навыка употребления единственного и множественного числа существительных в родительном  падеже.

 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. (1 занятие)


Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)









Декабрь









13.


Звук К.  (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика  звука с опорой на артикуляционные признаки.

Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук».

Определение места  звука в словах.

Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы.




Начало зимы.

Зимние забавы.


Распространение предложений определениями. 

(1 занятие)

Употребление предлогов движения.

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствование навыка образования родственных слов.

Образование  глаголов прошедшего времени.

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. (1 занятие)


14.


Звуки П - Т - К.(1 занятие)

Четкое произнесение и дифференциация звуков П-Т-К на  слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными   согласными и одинаковыми гласными: па-та-ка.









Зимующие птицы.


Согласование числительных один-много с существительными.   (1 занятие)

Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

Родительный падеж множественного числа сущ. Творительный падеж ед. и мн. числа сущ. Без предлога и с предлогом у. согласование глаголов настоящего времени с сущ. ед. и мн. числа. Составление предложений с помощью вопросов по предметным картинкам.

Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. (1 занятие)


15.

Звук Х. (1 занятие)

Знакомство со звуком «Х»,  характеристикой звука с опорой на артикуляционные признаки.

Определение места  звука в словах.

Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы. 

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.





Человек. Части тела.

Гигиена.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.       Возвратные  глаголы.

(1 занятие)

Образование глаголов в форме прошедшего времени, глаголов первого лица настоящего времени. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа.

Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. (1 занятие) Смирнова Л.Н.


16.


Звуки К - Х. (1 занятие)

Закрепление произношения и различение звуков К-Х.

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.

Преобразование слогов.

Звуковой анализ, составление схем слов.




Новогодний праздник.

Предлог за. (1 занятие)

Правильное употребление предлог за с существительными в творительном и винительном падежах.

Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке

Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. (1 занятие)


Каникулы (зимние забавы и развлечения)

Январь


18.



Звук ХЬ. (1 занятие)

Четкое произнесение звука, его характеристика.

Познакомить с новым понятием «согласный мягкий звук».

Деление слов на слоги.

Отстукивание ритмического рисунка слова. Звуковой  анализ слогов.



Экзотические животные.


Предлог под. (1 занятие)

Правильное употребление предлога под в речи.

Употребление имен существительных с предлогами.

Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Составление сравнительного рассказа по ролям о белом и буром медведях. (1 занятие)


19.


Звук Ы. (1 занятие)

Закрепление правильного произношения звука.

Выделение гласного звука после согласного пы-ты-кы-хы-мы. 

Звуковой анализ односложных слов типа пых. 

Составление схем этих слов.


Домашние животные и их детеныши.

Образование притяжательных прилагательных.      

(1 занятие)

Образование сложных слов.

Развитие навыков словоизменения и словообразования.

Употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Пересказ сказки В.Н. Сергуненкова «Козел» (1 занятие). Глухов В.П.


20.


Звуки И - Ы (1 занятие)

Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков.

Преобразование слогов, слов.

Деление слов на слоги.

Звуковой анализ слов типа кит, тик.

Отстукивание ритмического рисунка слова.


Дикие животные и их детеныши.

Сравнительная степень качественных прилагательных (1 занятие)

Закреплять навыки использования в речи простых предлогов.

Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.

Развивать навыки словообразования.

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Составление и проговаривание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты». (1 занятие) Глухов В.П.

21.

Звук В . (1 занятие).

Четкое произнесение звука, его характеристика.

Определение места  звука в словах.

Звуковой анализ  слогов с выкладыванием схемы. 

Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными.


Мой город.




Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

(1 занятие).

Закрепление навыка образования сложных слов.

Упражнение в составлении предложений с предлогами.

Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам. (1 занятие) Смирнова Л.

Февраль


22.


Звук ВЬ. (1занятие)

Четкое произнесение и характеристика звуков.

Различение звуков В - В '.

Выделение звука «В» перед гласными. Определение места звуков в словах (начало, середина).

Деление слов на слоги, составление схем. слогового состава.


Профессии. Инструменты


Падежные конструкции.  (1 занятие)

Закреплять употребление существительных в творительном падеже.

Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами

Составление пересказа рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». (1 занятие)


23.


Звук Ф. (1 занятие).

Четкое произнесение и характеристика звука Ф.

Определение места звука Ф в слове.

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов.

Звуковой анализ слогов, слов.



Наша армия.


Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист. (1 занятие)

Образование прилагательных от существительных.

Согласование числительных два и пять.

Составление и употребление в речи предложений с однородными членами.

Использование в активной речи форм единственного и множественного   числа   имен.

Пересказ дополненного детьми рассказа – загадки «Какой сегодня праздник?» (1 занятие)


24.


Звук ФЬ. (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука Ф

Различение звуков Ф—ФЬ.

Определение места звука ФЬ  в слове.

Деление слов на слоги и составление схем слогового состава.

Выделение ударного слога.


Дом. Строительство. Профессии на стройке.


Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. (1 занятие)

Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.

Образование относительных прилагательных.

Подбор однородных сказуемых.

Пересказ рассказа «Как дом родился?» (1 занятие) Смирнова Л.Н.


3-ий период обучения (март, апрель, май)

Март

25.

Звуки В - Ф. (1  занятие)

Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук».

Произношение  слоговых рядов  с разными согласными, с разными гласными

Преобразование слогов, слов.  

Звуковой анализ слов без стечения согласных.



Весна (приметы).

Употребления относительных

прилагательных с продуктивными суффиксами.

(1 занятие)

Упражнение в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных.

Подбор прилагательных к существительным.

Обогащение лексики родственными словами.

Составление описательного рассказа

«Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. (1 занятие)

26.

Звук Б. (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука Б.

Определение места звука Б в слове.

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов.

Звуковой анализ слов.


8 Марта. Семья.

Образование сравнительной степени прилагательных.

(1 занятие)

Преобразование имен существительных мужского рода в имена существительные женского рода.

Упражнение в подборе родственных слов.

Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. ( 1 занятие)

27.

Звук БЬ. (1 занятие)

Четкое произнесение и характеристика звука.

Различение звуков Б - БЬ.

Определение места звуков в словах (начало, середина).

Деление слов на слоги, составление схем слогового состава.

Выделение ударного слога.


Транспорт.

Правила безопасности.

Образование приставочных глаголов (1 занятие)

Образование приставочных глаголов движения.

Употребление имен существительных в форме косвенного падежа.

Употребление существительных в различных падежах.

 Составление рассказа-описания «Папа купил автомобиль». (1 занятие) Смирнова Л.Н.

28.

Звуки П - Б. (1 занятие)

Преобразование слогов, слов.

Полная характеристика звуков.

Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук».

Звуковой анализ двусложных слов с двумя открытыми слогами.


Подводный мир.

Приставочные глаголы. (1 занятие)

Подбор родственных слов.

Употребление имен существительных с предлогами.

Образование притяжательных прилагательных.

Восстановление деформированных предложений.

Пересказ рассказа «Воришка» по серии картинок.

(1 занятие) Смирнова Л.Н

Апрель


29.


Звук  Д . (1 занятие)

Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Закрепление понятий: «твердый звонкий звук»,

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.



Перелетные птицы.

 

Предлог по. (1 занятие)

Познакомить со значением предлога по  и его схемой.       Употребление  предлога «по» с существительными в дательном падеже

Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа.

Пересказ по вопросам «Предвестники весны».  

(1 занятие)


30.


Звук ДЬ. (1 занятие)

Четкое произнесение звуков Д – ДЬ, дифференциация их на слух и в произношении.

Закрепление  умение определять место звуков в начале и середине слов. Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов.

Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

Звуко-слоговой анализ слова: дом, Дима


Космос.


Предлоги от и к. (1 занятие)

Различение предлогов «от» и «к».

Употребление предлогов с существительными в дательном и родительном падежах.

Согласование числительных с существительными.

Образование однокоренных слов.

Совершенствование грамматического строя речи.


Пересказ Г. Циферова «Что такое звезды?» (1 занятие).


31.


Звуки Т - Д. (1 занятие)

Дифференциация звуков на слух и в произношении (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»; вспомнить характеристику звуков)

Преобразование слов и слогов.

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.


Деревья и кустарники весной.


Составление сложносочиненных предложений.

(1 занятие)

 Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев.

 Составление предложений с однородными членами.

Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.

Составление рассказа о березе по вопросам. (1 занятие)


32.


Звук  Г . (1 занятие)

Объяснение правильной артикуляции звука.

Закрепление понятия «согласный, твердый, звонкий звук»

Закрепление  умение определять место звуков в начале и середине слов.

Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных.


Первоцветы.


Составление сложносочиненных предложений.

(1 занятие)

Составление сложносочиненных предложений с союзами а, и с опорой на  две сюжетные картинки. Развитие диалогической речи с опорой на иллюстрации.

Употребление предложно-падежными формами  существительных единственного и множественного числа.

Пересказ К. Ушинского "Пчелки на разведках" по предметным картинкам. (1 занятие)

Май


33.

Звуки ГЬ . (1 занятие)

Четкое произнесение звуков Г – ГЬ дифференциация их на слух и в произношении.

Закрепление понятий: «твердый звук», «мягкий звук».

Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов.


Праздник Победы.

Сравнительная степень качественных  прилагательных. (1 занятие)

 Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательных (и синонимов).

 Обогащение лексики синонимами к прилагательным.

 Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом- й-..

Составление рассказа по рисункам детей. (1 занятие)


34.

Звуки Г - К . (1 занятия)

Слухо-произносительная дифференциация звуков: Г - К (дифференциация звонких и глухих согласных).

Слоговой синтез слов.

Преобразование слогов, слов.

Составление предложений со словами паронимами типа: гол-кол и т.п.



Насекомые.

Косвенные падежи имен существительных. (закрепление). (1 занятие)

Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.

Употребление родительного падежа существительного.

Практическое употребление простых предлогов.

Составление рассказа «Сороконожка» по опорным предметным картинкам. (1 занятие) Смирнова Л.

35.

36.


Итоговое обследование детей.

Ключевые слова

  • Речь
  • Звук
  • Гласный звук
  • Согласный звук
  • Согласный глухой
  • Согласный звонкий
  • Согласный твердый
  • Согласный мягкий
  • Буква
  • Слог
  • Слово
  • Начало слова
  • Середина слова
  • Конец слова
  • Маленькое слово
  • Предложение
  • Схема слова
  • Схема предложения
  • Точка
  • Слова родственники
  • Пересказ
  • Рассказ

Учебно-методический комплекс

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего

     недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений    

     слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет. Учебно-методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

  1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -  М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей  дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.

  1. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  - М.: «Дрофа», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной  группе для детей с ОНР...

«Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми раннего возраста (от года до двух лет)»

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (лепке) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (рисованию) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"

Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий учителя-логопеда

Представлено календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста....