Перспективный план углублённой работы над темой: “Эмоционально-личностное развитие ребёнка по средствам экологических игр” в младшей группе.
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Ермолаева Юлия Анатольевна
В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме "Экологическое развитие детей". В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельности: проведение бесед, экскурсий, художественной деятельности, чтение художественной литературы, а также указаны задачи работы на каждый месяц и рекомендована работа с родителями по темам года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план углублённой работы над темой:

“Эмоционально-личностное развитие ребёнка по средствам экологических игр” в младшей группе. Воспитатель высшей категории Ермолаева Ю.А.

Месяц

Задачи

Занятия

Совместная деятельность

Рекомендуемая самостоятельная

деятельность детей

Работа с родителями

1 квартал

сентябрь

октябрь

Ноябрь

2 квартал декабрь

январь

февраль

3 квартал март

Апрель

май

1.формировать представление об

изменениях в не живой природе осенью, о жизни растений, животных: холодает: листья желтеют, опадают, созревают ягоды овощи, фрукты, семена. Птицы улетают, звери готовятся к зиме.

2 развивать

операцию сравнения на природном материале (листья, плоды, семена, животные), учить выделять контрастные признаки, сходства, различия, развивать уменья анализировать.

3 формировать представления о потребностях растений во влаге, земле.

4 воспитывать интерес к объектам природы эмоциональную отзывчивость.

5 учить различать эмоциональные состояния: и действие, вызвавшее его.

1 формировать представления о зимних явлениях не живой природы: снегопад, мороз, реки замерзают, солнце не греет, познакомить со свойствами снега, льда.

 2 продолжать операцию сравнения

3 закрепить умение выделять компоненты трудового процесса (цель, предмет труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат)

4 воспитывать эмоциональную отзывчивость.

1 формировать представление об изменениях в природе весной (тает снег, капель, проталины), рост растений жизни животных.

2 развевать внимание, умение анализировать.

3 формировать представления о потребностях растений, животных.

4 воспитывать интерес к природе.

5 учить делать вывод о состоянии животного, растения, причинах этого.

Диагностика

1.рассматривание овощей , фруктов.

Д. И. Чудесный мешочек, угадай на вкус.

2 что, где растёт. Цель: уточнить

Представления о произрастании

Фруктов (в саду), овощей (в огороде), распределять их на группы.

Сюжетно-  дедоксическая

Игра ,,магазин,,

Учить составлять описательный рассказ о предмете по плану.

1 сюжетная игра повар (что мы сможем приготовить) цель: уточнить представления о приготовлении блюд из овощей, фруктов, их пользе.

2 наблюдение за золотой рыбкой

цель: развивать умение анализировать структуру объекта, выделять признаки рыбки, дать знания о потребностях рыбки.

3 Д. И. С какого дерева листок (театр игрушек)

цель: формировать представления о деревьях, учить различать их по листьям, семенам, развивать умение сравнивать по признакам различия.

4 что принёс из леса ёжик.

Цель: уточнить представление о лесных ягодах, грибах, их значении.  

1 наблюдение за котенком

цель: продолжать развивать умение анализировать структуру объекта, называть части тела (модели: части тела животного, органы чувств детей)

2 как звери в лесу готовятся к зиме(театр игрушек)

цель: формировать умение устанавливать связи(звери и неживая природа: окрас, спячка, запасы)

динамические модели приспособления

3 рассматривание комнатного растения(китайская роза)

цель: учить узнавать и называть части растения, используя модели.

4наблюдение за попугаем

цель: познакомить с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели.

1 на полянку, на лужок

тихо падает снежок.

Сюжетно- ролевая игра автобус (поездка в лес)

Цель: уточнить представления об изменениях в не живой, живой природе.

Д. И. Кто живёт в лесу.

2 весёлый двор (театр игрушек).

Цель: уточнить представления о жизни домашних птиц, их зависимости от человека, значении.

3 наблюдение за лягушками.

Цель: продолжать развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части животного.

4 праздник ёлки (коллективная оплекация ёлка в лесу) дать представление о дереве.

1 зоопарк зимой (сюжетно-ролевая игра –поездка в зоопарк)дать представления о животных зоопарка ,особенностях их внешнего вида, приспособлении.

2 как помочь растению(обучение поливу растения- ,,мы,, стр94.)

развивать умение поливать растение, используя модель трудового процесса, стремление пожалеть растение.

3 рассматривание снегиря (театр игрушек) учить узнавать и называть снегиря, познакомить с особиностями поведения (модель- птица).

4 театр: Баомволь ,,синяя варежка,,  цель: формировать представление о рыбке, учить сравнивать её с не живым объектом.

1 домашние животные (театр игрушек) цель: дать представления о домашних животных, особенностях их внешнего вида, пользе для человека, уходе.

2 гости нашего участка. Д. И. У кормушки

цель: дать представление о зимующих птицах, причинах зимовки. Воспитывать стремление помочь.

3 кто в лесу живёт (игра поездка в лес). Цель: формировать представление о потребностях животных, приспособление к зиме  (дорисуй зимний лес).

4 сравнение веточек деревьев (ель и тополь). Цель: учить сравнивать веточки, находить различия.

1 дед мороз и весна (театр игрушек). Цель: уточнить

представление о подготовке зверей к весне.

2 сравнение снегиря и вороны (театр игрушек). Цель: учить сравнивать двух птиц, находя признаки сходства и различия, используя модель птицы.

3 сравнение котёнка и кролика. Цель: учить сравнивать животных, находя сходства и различия, используя модели.

4 чудеса весны в деревни (поездка в деревню). Уточнить представления о детёнышах домашних животных.  

1 в гостях у Чипполино (театр). Цель: дать представления о посадки лука, значении воды, земли.

2 посев семян гороха, бобов. Цель: дать представления о проращивании растений из семян, формировать умение производить посадки.

3 кто может появится из яйца? Театр игрушек. Цель: уточнить представление о размножении птиц. Д. И. Что зачем, укрась яйцо.

4 дружи с водой (театр). Цель: дать представление о роли воды в природе весной, гигиене человека.

1 что мы видели у речки ролевая игра- поездка.

3цель: дать представление об обитателях водоёма. Д. И.: речные жители, кто лишний.

2 первые цветы- рассматривания мать- и –мачехи цель: уточнить представления о первоцветах, частях растения, их функциях.

Д. И. Экологический светофор.

3 лук весной (поездка на луг- сюжетно- ролевая игра). Цель: уточнить представления о травянистых  растениях, насекомых, учить сравнивать насекомых, воспитывать желание правильно вести себя в природе.

Диагностика.

ктов

Экскурсия в кабинет экологии.

 Цель: познакомить с растениями, животными уголка природы. Воспитывать радостное переживание увиденного, желание ухаживать за объектом. Игры и имитации: как растили капусту, осень наблюдения: за растениями (свёкла, морковь, картошка), признаками осени (прохладно, дожди, опадают листья, смена окраса листьев.).

экологические игры: ботаническое лото, что где растёт, маленькая хозяйка, волшебный мешочек, разрезные картинки. Хороводные игры: огород, урожай.

Сюжетная игра повар (обсудить роль повара, экскурсия на кухню).

Д. И. : дорисуй, измени фигуру (пластеин, полив растений)

Театр ,,три медведя,, игра магазин (роль продавца, покупателя

Наблюдение за рыбкой, деревьями, кустарником, цветами, листопадом, ветром, солнцем, комнатными растениями. Уборка листьев на участке.

Имитации: рыбка, листочки, цветок, деревья. Экологические игры: почему цветок улыбнулся, девочка и киска, разрезные картинки, лото (деревья, семена),.с какого дерева листок, поезд (листья), диоскоп (листья),сравнение семян с собой(с рукой..),сбор листьев для гербария

Дорисуй лес, вечер досуга: ,,мы пойдем..,,

Экскурсия по участку д. сада (растения осенью)

Цель: показать как красива осень, познакомить с растениями. Д.и.: овощи растут(роль воды).дерево (узнавать вещи из дерева)как растет растение,

Игры с водой: как течет, тонет,  не тонет, пузырики, что в пакете  

Театр: кто сказал мяу?

Имитации: киска, звери в лесу

Наблюдение за цветами на клумбе: астры, бархатцы, ноготки в вазе , в горшке, модели эмоций: улыбка, слезы(на растении)

Сравнить комнатные растения с садовыми.

Подкормка птиц на участке, наблюдение за лужами(замерзание), микроланшафт: лес зимой

Модели: эмоции растений

полив растений, Д. И. лото, собери картинку, кто, где живет в лесу, собери бусы, ковер

Литература: Баумволь ,,клетчатый гусь, событие,,. Маршак ,,переполох,, ,стихи о ёлках, птицах. Михалков ,,ёлочка,,. Аким ,,первый снег,,. Ушинский ,,петушок с семьёй,, , сказки рукавичка, снегурочка и лиса. Театр: рукавичка. Имитация: снежинки, птицы, деревья, звери. П. И.: курочка и цыплята, курочки и лиса.

Д. И.: чей ребёнок, кто вырос.

Сюжетная игра магазин игрушек (обсудить роли).

Лото (птицы и звери), сложи предмет (6 частей), кто, что даёт, хоровод ёлочка, звери идут на ёлку. Наблюдение: снежинки, сугроб, лед, снег. Опыт со снегом. лепка из снега. Беседы :как поиграть с котенком, твой любимец.

 

Театр: синяя варежка. Наблюдения: за растениями (кому нужна помощь), за птицами (у кормушки).

Д. И.: уши и хвосты, лото, у кормушки, подбери картинку, беседа о птицах, растениях. Модель аквариум П. И.: сова, снегири, рыбаки и рыбки. Имитации: птицы, звери, снежинки, рисование под группой аквариум, лепка: птицы у кормушки.

Экскурсия по участку д с- зимняя сказка (экологическая тропа: богатыри ясени, дедушка тополь, берёзки- красавицы, у птичьей столовой), цветной снег, горка, замерзание воды на улице, оттаивание- спасение игрушек, прятки- замерзание игрушек в цветной воде. Вечер развлечений- зимний лес.

Театр: заюшкина избушка. Наблюдение за деревьями, птицами, ветром, небом, подкармливание птиц.

П. И. Воробьи и кот, птички, лошадки. Имитации: лошадки, ветер, снежинки, птицы. Д. И. Кто едет в поезде (звери, птицы). Уши и хвосты, подбери, лото, что забыл нарисовать художник, кто, что даёт, кто, где живёт.

Модель: домашние животные, пособие для игры молочный магазин.

Театр: Маша и медведь инсценировка: кисонька-  мурысонька. Имитации: звери, птицы. Найди маму, экологический светофор, кто вырос Маски. Сова, вороны, кролики, лошадки. Наблюдения: птицы, проталины, сосульки, капель, праздник масленицы (игры: лошадки, птички, платочек карусель). Экскурсия по участку д. С: признаки весны.

Роль воды в жизни растений (веточки тополя, берёзы в воде), проращивание семян овса  (клоун). Имитации: веточки, цветок.

Театр: петушок и бобовое зёрнышко.

Д. И. Поставь по порядку кто, где живёт, чьё гнездо.

Моделирование- птица. Вечер досуга: весна в лесу. Наблюдение за ростом лука, семян, веточек в вазе, за птицами, деревьями, мать- и- мачехой, беседы о поведении в природе.

Театр: у солнышка в гостях. Имитации: цветы, рыбки, цапля, лягушки.

П. И. Лягушки и цапля, щука и рыбки, бабочки, стрекозы, кузнечики, и птицы, ласточки и мошки. Д. И. Кто, где живёт, хорошо, плохо, экологический светофор. Пособие для игры: поездка в деревню. Наблюдение за насекомыми, цветами, солнцем, свойствами песка, глины, земли. Игры с солнцем, дорисуй. Экскурсия по участку д с (самые маленькие, наш огород)

Литература: Дружинина ,,морковка- хохотушка,, Успенский ,,как растили капусту,, , стихи, загадки об овощах, фруктах, сказка ,,репка,, , театр ,,репка,, к игре повар: муляжи овощей, фруктов.

Д. И. Разрезные картинки, лото, что, где, растёт, маленькая хозяйка

Обводки, раскраски.

Литература: Токмакова  ,,где спит рыбка, Берг рыбка,

Театр ,,3 медведя,, пособия к игре магазин(овощи, фрукты) микроландшафт ,,осенний лес,, диоскоп(листья),гербарий, картинки (деревья, семена.

Модели: органы чувств

Д.и.: что растет в лесу, раскраски, обводки.

Литература:кисонька-мурысынька,2 маленьких котенка, Маршак ,,девочка и котенок ,,.сказка о глупом мышонке, ,,кто сказал мяу,,.

Картинки: звери в лесу, микроланшафт лес, модели: уход за растением части растения. Пособие к игре магазин. Д. И. Лото, собери картинку, кто и где живёт, собери ковёр, бусы, гирлянду, экологический светофор.

Макет зимний лес, фланелеграф птичий двор, картинки птиц, театр рукавичка. Д. И.  чей ребенок, кто вырос, кто, что дает. Пособия к игре магазин игрушек.

Литература в книжный уголок: Александрова ,,снежок,,, Баумволь ,,синяя варежка,,, театр синяя варежка, модели настроения к комнатным растениям. Д. И. Уши и хвосты, лото (звери, у кормушки, маски зверям на карнавал) маски к П.И., тиатру.

Стихи, загадки о домашних животных, птицах.

Театр: заюшкина избушка. Пособие к игре молочный магазин. Картинки: птицы, домашние животные. Микроландшафт у бабушки в деревне.

Д. И. Лото, уши и хвосты, кто, что даёт, обводки, раскраски (домашние животные).

Литература: Чарушин ,,кролик,, , Степанов ,,как, вы кролики живёте,,, Ушинский ,,Васька,,,     народные песенки: зайчик, котик. Стихи, загадки о зверях, птицах, домашних животных. Баумвль ,,дети,,, микроландшафт, скотный двор, обводки, раскраски (птицы, домашние животные).

Литература: Баумволь: солнечный коврик, крылья, камень и ручеёк. Сказка: петушок золотой гребешок, петушок и бобовое зёрнышко. Д. И. Поставь по порядку (рост птицы, растения, чьё гнездо, кто, где живёт (лес, водоем, дом) маски к театру, П. И.. )

Литература: у солнышка в гостях, сборник ,,цветы,,, Так макова ,,где спит рыбка,,, стихи, загадки о цветах, насекомых. Д. И. Кто, где живёт, хорошо, плохо игры с солнечным зайчиком, цветные окошки, пузырики.

Сообщение на

Родительском собрании ,,какие книги, телепередачи использовать, как средство приобщения к природе.

Консультация для родителей ,,если у вас есть комнатные растения,,

Папка для родителей: как провести выходной день, изготовления игрушек с ребёнком, театр дома, если дома котёнок

День открытых дверей, консультация: зелёная гостиная.

Консультация ,,зелёная гостиная,,

Папка для родителей ,,огород на окне,,.

Ширма: если в доме зверёк, трудовые поручения, экологические игры с детьми.

Ширма: не ведомой тропой, расскажи своему ребёнку чтобы лето было радостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план углублённой работы над темой: “Эмоционально-личностное развитие ребёнка по средствам экологических игр” в младшей группе.

В методическом пособии размещен материал для работы с детьми младшей группы (3-4 года) по теме "Экологическое развитие детей". В пособии подобран материал на каждый месяц года для совместной деятельн...

Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).

В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...

Перспективный план углублённой работы над темой: «Развитие ребёнка средствами игр о здоровье в младшей группе”.

Перспективный план включает в себя упражнения. задания. совместную детельность с детьми младшей группы по теме "здоровье"....

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых   игр»...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план углублённой работы по методической теме : "Удивительное рядом" - занимательные опыты и эксперименты

Предложен план занятий на год (сентябрь - май) по экспериментированию  с детьми старшего дошкольного возраста, план поможет воспитателю систематизировать  работу в детской лаборат...