Программа коррекции детско-родительских взаимоотношений
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Риянова Ольга Ивановна

содержатся упражнения для работы совместно родителей и детей. используются методы арт-терапии, музыкотерапии и упражнения для налаживания телесного контакта в диаде "родитель-ребенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_detsko-roditelskikh_vzaimootnosheniy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Риянова О.И.

Детский сад №2 «Сказка»

Тренинг детско-родительских отношений

“В ЕДИНСТВЕ СИЛА”

        Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком; снять тревожность, напряженность и страхи в отношениях между родителями и ребенком; сформировать адекватную самооценку родителей и детей.

        Задачи:

1.Установить и развить отношения партнерства между родителями и ребенком;

3. Улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

4. Достигнуть способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

        Методы работы: работа с песком, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

        Место проведения: затемненная сенсорная комната, кабинет психолога.

        Курс:10 занятий, по 40 минут каждое.

        1 занятие «Песок объединяющий»

Оборудование: песочница/стол для рисования песком, музыкальный центр, музыка релаксационная.

Правила игры с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Упражнение «Песочный дождик»

Психолог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок  и родитель медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

        

        Упражнение Песочный круг

        Ребенок и родитель на песке рисуют любыми способами круг и украшают его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Они придумывают название своему «песочному кругу».

        Упражнение «Свободное рисование»

        Родителю и ребенку предлагается нарисовать совместную картину на песке.

2 занятие «Волшебный песок»

Оборудование: песочница/стол для рисования песком, музыкальный центр, музыка релаксационная.

Правила игры с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики.

  1. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

        Упражнение «Способы рисования на песке».

        Психолог показывает родителю и ребенку способы рисования на песке: кулачками, пальцами, большим пальцем, тремя пальцами, тыльной стороной ладони, двумя ладонями. Родитель и ребенок повторяют показанное.

        Упражнение «Совместное рисование»

        Родителю и ребенку дается задание: нарисовать совместную картину «Подводный мир»

        Упражнение «Я дарю тебе!»

        Родителю и ребенку, по очереди, необходимо нарисовать подарок: ребенок рисует то, что он хочет подарить маме и наоборот.

        3 занятие «Отдыхаем в сенсорной комнате»

        

        Упражнение “Давайте поздороваемся”

        Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом”.

        

        Упражнение “Любящие родители”

        Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре. (Звучит колыбельная музыка). “Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

        По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

        

        Упражнение “Семейный герб и гимн”

        Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.

        Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.

        Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

        После завершения работы идет обсуждение.

        Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем , что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

        4 занятие «Доверие»

        

        Упражнение “Любящие родители”

        Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре. (Звучит колыбельная музыка). “Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

        По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

        

        Упражнение - энергизатор “В магазине зеркал”

        “В магазине много зеркал. Туда вошёл человек, на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и из зеркала ей тоже погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения”.

        Всем участникам нужно побывать в роли “обезьянки” и в роли “зеркала”.

        

        Упражнение “Неваляшка”

        Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок, либо родитель и психолог. Они встают лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: “Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!”. Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.

        Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

        

        Упражнение «Рукавички»

        Психолог  делает заготовки: вырезает из бумаги рукавички, количество их пар должно с ответствовать количеству пар участников игры. Затем выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, использует три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички. (См. Кряжева Н. А., 1997.)

        

5 занятие «Мы вместе»

        

        Упражнение - массаж  «Солнышко»

        Психолог зачитывает слова стихотворения, а родитель выполняет движение (делает массаж ребенку). Затем ребенок делает массаж родителю.

Стихотворение

Движения

Солнце утром рано встало,

всех детишек приласкало.

                                         (А.Савина)

гладит грудку

гладит шейку,

гладит носик,

гладит лоб,

гладит ушки,

гладит ручки.

Загорают дети. Вот!

                                     (М.Картушина)

Потянуться, поднимая руки вверх.

Выполнять массаж по тексту.

Руки вытянуть вперед, сжимая в кулак пальцы, показать большой палец

        Упражнение «Разговор с руками»

   Родитель и ребенок обводят на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите им оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.  После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

        

        Упражнение «Липучка»

        Ребенок двигается, бегает по комнате, желательно под быструю музыку. Родитель пытается поймать ребенка. При этом он приговаривают: «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать».  Когда ребенок пойман, родитель крепко обнимает его и приговаривает: «Отпущу тебя тогда, когда услышу ласковое слово».  В этот момент музыка выключается. Затем родитель и ребенок меняются ролями.

        

        Упражнение «Совместное творчество»

        Родитель и ребенок превращаются в строителей. Психолог заранее изготавливает из бумаги кирпичи (вырезать прямоугольники). Родителю и ребенку необходимо построить дом из кирпичей. При этом на каждом кирпиче необходимо написать либо нарисовать то, что необходимо для крепкого надежного дома. При этом под домом подразумевается семья. Например, послушание, помощь, любовь, забота, внимание и т. д. Кирпичи приклеиваются на ватман.

        Упражнение “Любящие родители”

        Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре. (Звучит колыбельная музыка). “Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево”.

        По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

6 занятие «Садовники»

        

        Упражнение массаж «Мы два друга» (Л.Мартемьянова, Е.Мельникова, Л.Мухаметрахимова).

        Психолог зачитывает слова стихотворения, а родитель и ребенок встают либо садятся друг напротив друга. И выполняют движения.

Стихотворение

Движения

 Я подрос, и ты подрос.

У меня нос, и у тебя нос.

У меня щечки гладкие,

и у тебя щечки гладкие.

У меня губки сладкие,

и у тебя губки ладкие.

Мы два друга,

любим друг друга.

Поочередно поднять руки вверх

Коснуться своего носа, затем носа соседа.

Потереть ладонями свои щеки

Потереть ладонями щеки соседа.

Коснуться пальцем своих губ.

Коснуться пальцем губ соседа.

Обнять друг друга.

        Упражнения «Растем»

        Представьте себе, что вы маленький росточек, только что появившейся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, поднимаясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить свой рост. Встав, вы тянетесь к солнышку и раскрываете свой бутон. А когда наступает вечер, вы закрываете бутон и присаживайтесь на корточки и «засыпаете».  Упражнение повторяем несколько раз.

        

        Упражнение «Я и мама (папа)».

        Родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы.

        Вопросы к маме: какого цвета глаза у вашего ребенка, во что он одет, как прошел сегодня день и т. д.?

        Вопросы к ребенку: какого цвета глаза у мамы, какого они цвета, когда мама сердится (радуется), во что одета сегодня мама, какие украшения на ней сегодня и т. д.?

        

        Упражнение «Садим дерево»

        Заранее сделать заготовку листочков, цветочков, капелек воды, цветочного горшка.  Задание для мамы и ребенка: нужно посадить дерево. Сначала в горшочке рисуется семечко среди «камней». Затем приклеиваются капельки воды (как-будто поливаем семечко) с написанными на них словами: что нужно чтобы дерево росло (например: любовь, забота, послушание и т.д.) Затем из семечка рисуется росточек, затем деревце без листочков. Затем приклеиваются листочки: на них необходимо написать ожидания от ребенка по отношению к маме и от мамы по отношению к ребенку. А в последнюю очередь на дереве распускаются цветочки.

7 занятие «Мы – семья»

        

        Упражнение массаж «Мы два друга» (Л.Мартемьянова, Е.Мельникова, Л.Мухаметрахимова).

        Психолог зачитывает слова стихотворения, а родитель и ребенок встают либо садятся друг напротив друга. И выполняют движения.

Стихотворение

Движения

 Я подрос, и ты подрос.

У меня нос, и у тебя нос.

У меня щечки гладкие,

и у тебя щечки гладкие.

У меня губки сладкие,

и у тебя губки ладкие.

Мы два друга,

любим друг друга.

Поочередно поднять руки вверх

Коснуться своего носа, затем носа соседа.

Потереть ладонями свои щеки

Потереть ладонями щеки соседа.

Коснуться пальцем своих губ.

Коснуться пальцем губ соседа.

Обнять друг друга.

        Упражнение «Комната для души».

        Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

        * Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

        Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

        

        Упражнение «Я умею, я люблю».

        Инструкция для родителя и ребенка. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

        

        Упражнение «Если бы я был мамой(папой)»

Психолог обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми — дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. Затем взрослым по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они хотели делать в этой ситуации или иметь и т.д., например: «Если бы я была дочкой, я бы читала книги целый день». Если сидящий рядом ребенок захочет спросить маму о чем-либо, он может это сделать, например: «И ночью?» Мама отвечает одним предложением.

        Затем психолог просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами или папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос.

        Данное упражнение не требует особых комментариев и обобщений в течение занятия. Для детей это просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем их семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребенком ничуть не хуже, чем в других семьях.

        

        Упражнение «Звезда квартиры №…»

        В центре цветка фото мамы и фото сына, два цветка. Можно в центре цветов нарисовать маму, папу и ребенка, если нет фотографий. Затем на каждом лепестке каждого цветочка записываются положительные качества каждого, мамы, ребенка, папы. Затем цветы ставятся в вазу (приклеиваются), нарисованную совместно родиетелм и ребенком.

8 занятие «Я и мама (папа)»

        

        Упражнение - массаж  «Солнышко»

        Психолог зачитывает слова стихотворения, а родитель выполняет движение (делает массаж ребенку). Затем ребенок делает массаж родителю.

Стихотворение

Движения

Солнце утром рано встало,

всех детишек приласкало.

                                         (А.Савина)

гладит грудку

гладит шейку,

гладит носик,

гладит лоб,

гладит ушки,

гладит ручки.

Загорают дети. Вот!

                                     (М.Картушина)

Потянуться, поднимая руки вверх.

Выполнять массаж по тексту.

Руки вытянуть вперед, сжимая в кулак пальцы, показать большой палец

        Упражнение “Неваляшка”

        Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок, либо родитель и психолог. Они встают лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: “Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!”. Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.

        Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

        

        Упражнение “Рисунок одним карандашом”

        Материал: листы бумаги формата А3, карандаши, фломастеры.

        Родитель и ребенок работают в паре, берут лист бумаги, садятся и по знаку ведущего рисуют общий рисунок, взявшись за карандаш правыми руками. Затем необходимо подписать этот рисунок, выбрав вместе название.

        

        Упражнение «За что меня любит мама, за что я люблю маму»

        Родитель и ребенок сидят напротив друг друга. Ребенок по очереди, что его любит мама. И за что она его любит. Затем он говорит, что тоже любит маму и поясняет за что именно он ее любит. Затем родитель проговаривает то же самое.

         После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что  сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

        Примечание: на первых порах дети, что показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертации за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

        

        Упражнение «Я хочу сказать тебе спасибо…»

        Необходимо маме и сыну по очереди продолжать фразу: «Я хочу сказать тебе спасибо за…..»

        

9 занятие «Творцы»

        

        Упражнение “Круг общения”

        Участники делятся считалкой: “Мамочки – детки” на два круга. Внутренний круг - “мамочки” - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – “детки”. “Детки” двигаются по часовой стрелке вокруг “Мамочек” и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

- поздоровайтесь;

- потанцуйте;

- поборитесь;

- помиритесь;

- попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

        

        Упражнение  «Согласованные действия»

        Дети и родителям предлагается показать парные действия:

•        пилка дров;

•        гребля в лодке;

•        перемотка ниток;

•        перетягивание каната;

•        передача хрустального стакана;

•        парный танец.

        

        Упражнение - массаж  «Дождь»        

        Ребенок стоит спиной к родителю, родитель сидит на полу. Психолог читает стихотворение, а родитель сопровождает чтение движениями. Затем родитель и ребенок меняются местами.  

Стихотворение

Движения

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Гром! Гром как из пушек»

Нынче праздник у лягушек.

Град» град» сыплет град»

Все под крышами сидят.

Только я играю в луже,

Ловлю рыбу нам на ужин!

Хлопки ладонями по спине.

Поколачивание спины кулачками.

Постукивание спины пальцами.

Поглаживание спины ладошками.

        Упражнение “Ромашка из ладошек”

Материалы: ватман, фломастеры.

Родитель и ребенок обводят свои ладони на ватмане. Располага ют ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилась ромашка. В центре каждой ладони необходимо написать ласковое слово — подарок маме или ребенку..

        

        Упражнение “Художники-натуралисты”

        Материал: медовые краски, блюдца для размешивания красок, листы бумаги формата А3, старые газеты, клеенка, салфетки влажные и сухие, мыло, вода.

        Возьмите большой лист бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, , щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: “Падают листья”, “Следы невиданных зверей”, “Фантастическая планета”, “Разноцветная мозаика”.

10 занятие «Семья – это большое счастье»

Упражнение - массаж  «Мочалка»        

         Психолог читает стихотворение, а родитель сопровождает чтение движениями. Затем родитель и ребенок меняются местами.  

Стихотворение

Движения

Жарче, дырчатая тучка,

поливай водичкой ручка,

плечики и локотки,

пальчики и ноготки,

мой затылочек, височки,

подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки,

щеточкой трем хорошенечко

пяточки, ступни и пальчики...

чисто-чисто моем мальчика!

И.Лопухина

Стучать пальцами по рукам, ногам.

Растирать и массировать пальцами чести тела, согласно тексту.

Обнять крепко за плечи

        Упражнение «Рисуем одним карандашом»

        Каждый ребенок садится за стол рядом с взрослым. На двоих дается один большой лист бумаги и карандаш. По команде тренера ребенок и взрослый берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картинку. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. Все надо делать молча.

После завершения задания тренер выделяет несколько минут на то, чтобы диады обсудили свой рисунок: что им особенно понравилось и что можно было сделать лучше. Затем «картины» с комментариями художников демонстрируются группе.

        Упражнение «Ты у меня самый самый...»

        Участники работают в парах (семейных диадах), пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто никому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)...». В конце упражнения можно выделить одно самое-самое важное качество: «Таня, а еще ты у меня самая-самая...»

        Упражнение «Конкурс юных художников»

        Каждый ребенок и родитель получает по листу бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Психолог  просит детей нарисовать картину на тему: «Я и моя мама», а родителей - «Я и мой сын»

Литература:

  1. 1.Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Книголюб. 2002.
  1. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер.2000.
  2. Лютова К.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2005.
  3. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
  4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2001.
  5. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики. - Спб, 2013.
  6. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Коррекция детско-родительских отношений взаимоотношений через двигательную деятельность

Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: Приобрести собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком через коррекцию эмоц...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы

Теоретические аспекты детско-родительских отношений.Типы семейного воспитания в современных научных иследованиях.Типы нарушений взаимодействия в семье и особенности коррекционной работы с каждым из эт...

Программа коррекции детско-родительских отношений

Презентация программы детского-родительских отношений "Секреты Песочной страны" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа коррекции детско-родительских отношений «Волшебный песок»

Программа состоит из 8 занятий.Создана для детей старшего дошкольного возраста....