Роль педагога в коррекции детско – родительских отношений
материал по теме

н

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ispravlennaya1_.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  педагога в коррекции детско – родительских отношений

Семья начинается с детей.
Герцен А. И.

        В своей профессиональной деятельности социальному педагогу приходится взаимодействовать не только с детьми, но и с их семьями. И это вполне естественное  явление, ведь ребенку свойственно перенимать  стиль общения, взаимодействия с окружающими, принятый в семье. Поэтому нередко среди педагогов можно услышать, что «ребенок — лакмусовая бумажка своих родителей». Но действительно ли это так, и ребенку свойственно копировать поведение родителей или же, напротив, является  субъективным, научно необоснованным  наблюдением? Попробуем ответить на поставленный вопрос, обратившись к психологической науке. Итак, в теории развития З. Фрейда   ребенок научается подавлять свое чувство и ослаблять тревогу, пытаясь стать похожим на родителя одного пола с ним. Таким образом мы можем говорить о том, что происходит процесс идентификации ребенка с родителями,  где под идентификацией понимается  уподобление, устанавливание равнозначности  на основе тех или иных признаков. Если рассмотреть теорию развития Э. Эриксона, которая представлена рядом стадий, на каждой из которых основой нормального личностного развития является чувство целостности, идентичности , можно говорить о том, что  на возраст 14 — 20 лет приходится формирование чувства ролевой идентичности, либо ролевой неопределенности, что также зависит от детско -  родительских отношений.

        Согласно  научным исследованиям психолога И. Шаляпиной, к  важнейшим объективным факторам асоциального поведения подростков, прежде всего, относятся те влияния, которые оказывает на них семья, — первичная микросреда, в которой закладываются основные черты личности. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, забывая при этом про удовлетворение его эмоциональных требований, и то, что в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир. Зачастую проявление агрессии — это выражение гнева и мести за несправедливость, психологическое насилие, отсутствие полноценных отношений с родителями. В пубертатном возрасте такие дети вынуждены искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности вне стен дома. Подростки собираются в так называемые группы по интересам, стремясь к общению, дружбе, тогда и возникает опасность подпасть под влияние «дурной компании».  

Основываясь на данных научных исследованиях,  мы действительно можем говорить о том, что от характера  детско – родительских отношений во многом зависит процесс формирования личности ребенка. Стиль воспитания в семье главным образом  сказывается на  поведении, общении, процессе вхождения ребенка в социум. Поэтому в профессиональной деятельности социального педагога необходимо учитывать такой фактор как работа с родителями

        Как правило такое взаимодействие происходит с семьей, где ребенку создается недостаточный психологический комфорт, родители не в полную меру выполняют свои обязанности, связанные, в первую очередь,  с воспитанием и образованием детей, а также и с созданием комфортного психологического климата в семье. Дети, в семьях которых родители тем или иным образом не справляются со своими обязанностями, могут  проявлять чувство тревожности, негативизм, недоверие к окружающим, а иногда и склонность к асоциальному поведению. Последнее, к сожалению,  встречается все чаще.  И на это стоит обратить серьезное внимание, ведь асоциальное  поведение  — это, прежде всего, поведение, отклоняющееся от моральных норм и норм общественных  отношений.         Соответственно, у таких детей появляются трудности в общении и взаимодействии с окружающими, и, как следствие, возникает ряд межличностных и внутриличностных проблем. Поэтому можно говорить о необходимости оказания социальной помощи, помощи в решении возникших проблем не только через работу с ребенком, но и через непосредственное взаимодействие с его семьей. На основании вышесказанного, вполне справедливо возникает вопрос: как  же должна проходить продуктивная работа  социального педагога и педагогического коллектива школы с родителями?  И тут хотелось бы поделиться опытом профессиональной деятельности на основе разработанной мною программы. Данная программа «Технология профилактики асоциального поведения детей  подросткового возраста в условиях  образовательного учреждения» включает в себя формы и методы по профилактике асоциального поведения подростков, предлагает  всевозможные варианты работы с участниками образовательного процесса, в том числе и с родителями. В соответствии с программой, работа с семьей  должна проводиться поэтапно и  систематически, носить корректный характер. В первую очередь, необходимо определить контингент семей, с которыми планируется проводить работу. Во — вторых, выбрать формы, методы и средства взаимодействия школы с семьей. В процессе данной деятельности нужно проводить анализ  проделанной работы, выбирать более эффективные методы взаимодействия и отказываться от непродуктивных форм работы.

         Мною рассмотрены следующие формы организации работы с родителями:

1. Организация и проведении родительских собраний ( возможны варианты  нетрадиционных форм их проведения, интересных как для педагогов, так и для родителей: круглые столы, диспуты, дискуссии и т д)

2.Оказание консультативной помощи  родителям.

3.Организация правового просвещения родителей  (возможен вариант проведения в форме родительского лектория)

4. Организация работы родительского комитета

По профилактике употребления ПАВ:

1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты – причина употребления подростком ПАВ.

5). Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

По профилактике правонарушений и преступлений:

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

        Разумеется, формы работы социального педагога с родителями, предложенные выше, разнообразны и их варианты  могут быть различными, так как напрямую зависят от  контингента семей и специфики образовательного учреждения. Из своего профессионального опыта могу привести следующие основные категории родителей, с которыми нахожусь в постоянном взаимодействии, провожу работу по коррекции детско — родительских отношений:

1). Семьи, в которых дети стоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних (как правило, наиболее частой причиной постановки на учет может служить распитие несовершеннолетними спиртных напитков (ст. 20.22 КоАП РФ) ).Здесь большую роль играет не только взаимодействие  с родителями на  родительских собраниях, но и индивидуальные консультации с ними, при возникновении необходимости — посещение семьи на дому совместно с инспектором ОДН.

2). Семьи, в которых дети находятся на внутришкольном контроле (в основном, основная причина постановки на внутришкольный контроль в нашем образовательном учреждении — систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины, неуспеваемость. Исходя из опыта работы, могу сказать о том, что, как правило, родители таких детей не могут оказать должного контроля за поведением, успеваемостью ребенка, так как не имеют в его глазах полного авторитета. При работе с данной категорией семей необходимо постоянное взаимодействие с родителями, проведение  психологических, педагогических лекториев, оказание консультативной помощи.

3). Многодетные семьи. Как правило, дети из многодетных семей не получают достаточного внимания и участия со стороны родителей, поэтому здесь, на мой взгляд, целесообразно проводить консультации, организовывать мероприятия, в которых дети и родители принимают участие совместно, при необходимости — оказывать социальную помощь.

4). Родители — опекуны. Основываясь на профессиональном опыте, скажу о том, что дети в данных семьях зачастую не могут установить теплых, доверительных отношений с опекунами, отсюда — семейные, социальные, межличностные проблемы. При работе социального педагога с опекунами необходимо проводить консультативную помощь, лектории, направленные на просвещение в области воспитания, психологии, педагогического взаимодействия.

        Работа с семьей требует  от социального педагога    проявление психологического такта, эмпатии,  терпение, но тем не менее со временем приносит результаты:

      - снижение количества учащихся (родителей),  состоящих на учете ОДН

  1. снижение количества учащихся (родителей) состоящих на внутришкольном контроле
  2. увеличение количества родителей, желающих выходить на контакт со школой, (увеличение количества обращений- по журналу консультаций)
  3. снижение случаев жестокого обращения родителей с детьми

        Также хочется отметить и то, что работа   администрации школы, социального педагога, педагогического коллектива с семьей  может носить неэффективный характер в следующих случаях:

  1. нежелание ребенка идти на контакт со школой
  2. нежелание родителей идти на контакт со школой

        Таким образом, социальный педагог, планируя работу с семьей, должен не только поставить перед собой конкретные цели и задачи по их реализации, но и уметь грамотно корректировать их при  возникновении такой необходимости   и  не стоит забывать, что школа - «живой организм», построенный не на сухом следовании целям педагогики, а на способности участников педагогического процесса следовать данным целям вариативно, не исключая влияние человеческого фактора. Ведь продуктивная, грамотная, основанная на знаниях психологии и педагогики работа с семьей способна благотворно повлиять на характер детско — родительских отношений, что все — таки и является одной из основных целей в работе социального педагога. Помните, «семья начинается с детей»!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Коррекция детско-родительских отношений взаимоотношений через двигательную деятельность

Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: Приобрести собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком через коррекцию эмоц...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы

Теоретические аспекты детско-родительских отношений.Типы семейного воспитания в современных научных иследованиях.Типы нарушений взаимодействия в семье и особенности коррекционной работы с каждым из эт...

"Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений". Рекомендации для воспитателей.

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение....

Презентация Коррекция детско - родительских отношений

Презентация Коррекция детско - родительских отношений...

Программа коррекции детско-родительских отношений

Презентация программы детского-родительских отношений "Секреты Песочной страны" для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....