"Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений". Рекомендации для воспитателей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Васильевна Краснова

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_vospitatele1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей: «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений»

Подготовила: педагог-психолог

Краснова Е.В.

МБДОУ д/с № 12 « Белочка»

г. Котовск

             Вашими словами вы не обманете ребенка;

             не слова ваши он будет слушать,

             но ваш взор, ваш дух,

             который обладает вами.

             Владимир Федорович Одоевский.

Вы говорите, дети меня утомляют.

Вы правы. Мы устаем, от того, что

надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки,

 тянуться, чтобы не обидеть.

Януш Корчак.

             Все мы хорошо знаем, развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний.

              Дети – это самое дорогое, что у нас есть. И самые главные воспитатели детей – это родители.

               Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

               Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение.

               На сегодняшний день обновление системы дошкольного образования, процессы гумманизации, демократизации в нем, обусловили активизацию взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

               Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.            

              Подчеркивая актуальность изучения детско-родительских отношений, следует отметить, что, к сожалению, антигуманные отношения, насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Страшно, если они в последствии ведут к совершению противоправных действий, к преступлениям, процент которых последние годы неизменно растет.

           Именно поэтому, любая попытка педагогов внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма значима и ценна.

           Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

            Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако, многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

            Агрессия и насилие в современном обществе нарастают: до 40% тяжких преступлений совершается в семье; около 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тысяч детей убегают из дома.

           Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.

        В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

         Практически каждую российскую семью сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

        Существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, общий уклад ее жизни.

         Психолог А.В. Петровский описывает 4 тактики семейного воспитания:

  • «Диктат».
  • «Опека».
  • «Мирное сосуществование».
  • «Сотрудничество».

        Автор утверждает, что четкой границы между тактиками нет.

       Диктат исследователь сравнивает с улицей, с двусторонним движением. При такой тактике ребенок может быть и «объектом» и «субъектом» «диктатуры».

        Опека, как воспитательная тактика, предполагает заботу, ласковое участие, ограждение от трудностей. Что нередко приводит к отрицательному результату в воспитании ребенка.

         Мирное сосуществование описывается с позиции невмешательства, где мир взрослых обособлен от мира ребенка.

          Сотрудничество рассматривается автором как оптимальная тактика семейного воспитания. При этом отмечается, что сотрудничество предполагает «соучаствование», т.е. включенность в дела и отношения другого, оказания ему помощи.

          Все перечисленные взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их поведении и становятся своеобразным «эталоном» в дальнейших контактах с окружающими.  

       Важно, воспитывается ли ребенок в полной или неполной семье; родители передоверили воспитание ребенка дедушкам и бабушкам, или просто устранились от участия в воспитании своего ребенка, что в дальнейшем может привести к возникновению школьного невроза.

         Исследование группы психологов (под руководством доктора психологических наук, профессора Синягиной Натальи Юрьевны) показало, что на взаимоотношения детей и родителей существенное влияние оказывает пол ребенка. Так, девочки более ориентированы на общение с матерью, чем с отцом. 42% мальчиков предпочитают общение с отцом, что для остальных 58% может отрицательно сказаться на их половой идентификации. 58% девочек предпочитают совместное общение с каждым из родителей, тогда как у мальчиков это  стремление значительно ниже (32%). Возможно, это сигнализирует о том, что идет неприятие ребенком одного из родителей, либо в семье нет единства требований.

         Уровень образования родителей также влияет на характер отношения к детям. Причем исследователи склоняются к тому, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которое включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания.

        Что из этого легче переносить ребенку и что менее скажется на его последующем развитии – вопрос открытый.

        Тот факт, что многие родители не знают, эмоциональные потребности своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит.

         К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что, они не хотят потратить время на то, чтобы позволить им быть такими, каковы они на самом деле.

         Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти привычки, и способы их использования, ошибочно, поскольку, в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию с детьми.

         Поэтому, с целью просвещения родителей и коррекции отношений между родителями и детьми,  всем педагогам, педагогу-психологу, социальному педагогу предстоит решить следующие задачи:

  • Взаимодействовать с родителями, для изучения их семейной микросреды.
  • Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников в повышении психолого-педагогической компетенции.
  • Использовать с родителями формы сотрудничества и совместного творчества.
  • Повышать знания родителей о правовом воспитании детей.

        Выше было замечено, что эффективность взаимодействия педагогов с родителями во многом зависит от изучения семьи.

        Воспитатели находятся в более тесном контакте с детьми и их родителями, чем другие специалисты ДОУ, поэтому для них рекомендуются следующие первичные методы изучения семьи. Это наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности.

        В процессе наблюдения, воспитателю необходимо обратить внимание на содержание и форму обращения родителей с детьми («мягкая» или «жесткая), употребляются ли уменьшительно-ласкательные или, наоборот, грубые слова. Как реагирует родитель на просьбы ребенка, его шалости, капризы.

        Эффективным является наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения.

         Поведение детей, высказывания, эмоции, позволяют воспитателю сделать выводы о характере внутрисемейных отношений.

         Содержательную информацию о психологическом климате в семье воспитатель может получить также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек» и  др.  При анализе этих работ, важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (в полном объеме или кого-то «забыл»), отметить расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др. (Подробнее интерпретацию рисунка можно найти в книге «Общая диагностика» под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.С. 206-221).

         Для изучения семейной атмосферы педагог может предложить своим воспитанникам разрешить следующие ситуации:

  1. У тебя 2 билета в цирк. Кого ты возьмешь с собой?
  2. Твоя семья идет в гости, но 1 человек заболел и должен остаться дома. Кто это?
  3. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?
  4. Ты потерял что-то дорогое для тебя. Кому ты первому расскажешь об этом?
  5. У тебя болит зуб. С кем ты пойдешь к врачу?  (интерпретация ситуаций может быть различной).

       

      Воспитателю важно установить доверительный, деловой контакт с родителями, благодаря чему, будет легче решать любые вопросы, связанные с воспитанием ребенка. Воспитателю рекомендуется использовать метод трансляции родителям положительного образа ребенка.

       Часто в повседневном общении с ребенком, родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях. Поэтому, демонстрация воспитателем доброжелательного отношения ко всем без исключения детям, умение похвалить в присутствии родителей каждого ребенка, показать и рассказать, чему он научился за прошедший день, способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность, являются важнейшими условиями построения доверительных отношений с родителями.

        Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушений детско-родительских отношений, должен выступать образцом уважительного и доверительного отношения к ребенку:

  • Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
  • Способствовать обеспечению у ребенка чувства психологической защищенности.
  • Осуществлять индивидуальный подход к имеющимся у ребенка способностям.
  • Не игнорировать чувства и эмоции детей.

    Родители, которые изо дня в день видят воспитателя, реализующего стратегию гуманности в общении с детьми, возможно, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия на собственного ребенка.

     

    Безусловно, если проблема нарушения в семье детско-родительских отношений стоит остро, то данной проблемой, совместно с воспитателем, должен заниматься педагог-психолог, социальный педагог. Разработаны программы, тренинги по оптимизации детско-родительских отношений, обучению родительских пар конструктивному общению с детьми, умению играть с ребенком, слушать его, понимать его чувства и эмоциональные состояния.

     Педагогам ДОУ предлагаются инновационные виды и формы работы с родителями и детьми:

      Групповые (взаимодействие воспитателей, педагога-психолога, социального педагога с родителями и детьми)

  • Психолого-педагогическая гостиная
  • Семинар-практикум
  • Просмотр презентаций
  • Круглый стол
  • Совместные досуги
  • Ролевые игры
  • Родительский субботник
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования (на праздниках)

     

      Индивидуальные (взаимодействие воспитателей, педагога-психолога, социального педагога с родителями)

  • Консультации
  • Беседа
  • «телефон доверия»

      Анкетирование родителей

Темы для данных видов работы могут быть разные, с учетом необходимости той или иной информации.

Примерные темы

  • «Традиции и праздники в нашей семье»
  • «Роль матери и отца в воспитании ребенка»
  • «Доброе слово - половина счастья, или как мы хвалим»
  • «Папа может ,папа может»
  • «Милая и добрая мама»
  • «Психологическая готовность к поступлению в школу»
  • «Из чего складывается трудолюбие»
  • «Чтобы душа не болела»
  • «Вместе весело шагать»
  • «Чудесный мир игр»
  • «Погода в доме»
  • «Агрессия, гнев – как их победить в себе»
  • «Что такое жестокое обращение с ребенком»
  • «Что мы знаем о правовом воспитании детей»

Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, следует отметить, что роль семейных взаимоотношений является исключительно важной для становления личности ребенка, особенно его эмоциональной сферы, психологического здоровья. А тесный контакт и взаимодействие всех педагогов ДОУ с семьей внесет свой вклад в формирование гуманных детско-родительских отношений.

     

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Коррекция детско-родительских отношений взаимоотношений через двигательную деятельность

Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: Приобрести собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком через коррекцию эмоц...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы

Теоретические аспекты детско-родительских отношений.Типы семейного воспитания в современных научных иследованиях.Типы нарушений взаимодействия в семье и особенности коррекционной работы с каждым из эт...

Консультация для родителей "Основы воспитания в семье. Рекомендации по коррекции детско - родительских отношений".

Влияние родителей на развитие ребенка очень велеко. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 — 2018 УЧ.Г. Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...