ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017 — 2018 УЧ.Г. Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»
методическая разработка на тему

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МАДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость;

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье.

Задачи:

  • повысить качество воспитания и развития воспитанников МАДОУ №1 в семьях;
  • изучить проблему детско-родительских отношений в теории и практике;
  • разработать систему мероприятий психолого-педагогического просвещения семей с нарушениями детско-родительских отношений;
  • пополнить медиатеку ДОО электронными вариантами диагностических и мониторинговых методик и инструментария для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-samoobrazovaniya-psihologa-2014-2015-uch.g.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 1 «Ласточка»

Елизовского муниципального района г. Елизово Камчатского края

684000, Камчатский край, г. Елизово,  ул. Гришечко, д. 11

E-mail  madou-lastochka@mail.ru,

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ДС № 1 «Ласточка»

_______________О. А. Найденко

«____»____________ 2017 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ № 1 ДС «Ласточка»

______________Н. Ю. Зайцева

«____»____________ 2017 г.

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2017  2018 УЧ.Г.

Тема: «Психолого-педагогическое просвещение и коррекция детско-родительских отношений в условиях ДОУ»

Педагога-психолога

Шпилевой Ирины Евгеньевны

Елизово 2017


Пояснительная записка

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования родители воспитанников становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Основной целью системы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа педагогического и медицинского персонала МАДОУ по реализации образовательной программы учреждения обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Кроме того, современные семьи зачастую сталкиваются с различными трудностями внутрисемейных отношений: непонимание между родителями и детьми; повышенная трудовая занятость.

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, посредством психолого-педагогического просвещения по проблемам дошкольного детства и коррекции межличностного взаимодействия в семье.

Задачи:

  • повысить качество воспитания и развития воспитанников МАДОУ №1 в семьях;
  • изучить проблему детско-родительских отношений в теории и практике;
  • разработать систему мероприятий психолого-педагогического просвещения семей с нарушениями детско-родительских отношений;
  • пополнить медиатеку ДОО электронными вариантами диагностических и мониторинговых методик и инструментария для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО.

Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучить теоретическую базу по психолого-педагогическому просвещению и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОО;
  • провести анализ ситуации, сложившейся в ДОО по работе с семьями, имеющими нарушения в детско-родительских отношениях;
  • разработать план мероприятий по психолого-педагогическому просвещению семей воспитанников ДОО;
  • создать необходимые материально-технического условия для реализации плана мероприятий психолого-педагогического просвещения и коррекции детско-родительских отношений в условиях ДОО.
  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
  • подобрать диагностические и мониторинговые методики и инструментарий для изучения состояния детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО

Предполагаемый результат:

  • повышение качества профессиональной подготовки и уровня компетентности педагога-психолога;
  • практические рекомендации для родителей по оптимизации взаимоотношений с детьми;
  • гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников ДОО;
  • пополнение информационно-методической базы по исследуемой теме.

Форма самообразования: индивидуальная.

Сроки реализации плана самообразования: октябрь 2017 – май 2018гг.


Источники самообразования:
-
периодические издания: «Первое сентября», «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ»;

- методические пособия и учебники;
-
Интернет-ресурсы;
- курсы повышения квалификации.




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

тема

содержание

Результаты изучения темы

сроки

1

Повышение квалификации

Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Современные подходы к психологическому консультированию в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часа

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Октябрь –ноябрь 2017г.

2

Изучение опыта работы с родителями в периодических изданиях

«Первое сентября», «Психолог в ДОУ», «Справочник педагога-психолога ДОУ», «Современное дошкольное образование», «Вестник практической психологии образования», «Практика управления ДОУ»

Применение полученных знаний в работе с родителями

В течение года

3

Ознакомление с литературой по психолого-педагогическому просвещению родителей

- Арт-терапия в психологическом консультировании (М.В.Киселева, В.А.Кулганов)

- Психологический клуб для родителей в детском саду (Н.А.Рогалева)

- Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду (С.Ю.Прохорова, Н.В.Нигмантулина)

- Родительские собрания в ДОО (Т.Н.Зенина)

- Семейный и родительский клубы в детском саду (Н.В.Микляева)

Применение полученных знаний в разработке программы родительского клуба «Гнёздышко»

В течение года

4

Изготовление картотек игр и упражнений

«Минуты релаксации», «Развитие воображения», «Коррекция и развитие произвольной сферы», «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы», «Дыхательные гимнастики», «Коррекция и развитие познавательной сферы (разрезные картинки, времена года, части суток, последовательности, найди предмет и т.п.)»

Применение картотек в работе с детьми

В течение года

5

Создание банка образовательных программ и методических  материалов согласно теме самообразования

Подбор программ и методической литературы, направленных на взаимодействие с родителями

Использование подобранной литературы при подготовке к родительским собраниям, консультациям

В течение года

6

Разработка программы психолого-педагогического просвещения и коррекции детско-родительских отношений «Гнёздышко» (психолого-педагогическое просвещения родителей воспитанников по вопросам дошкольного детства)

изучение психологической литературы, периодических изданий, материалов в сети Интернет

Реализация программы  на базе МАДОУ №1 (с 2018-19 уч.года)

Декабрь 2017г. –май 2018г.

7

Изучение активных форм взаимодействия с родителями

мастер-классы, семинары-практикумы, психологические тренинги и игры, дискуссии, круглые столы, детско-родительские мероприятия

Проведение родительских собраний, занятий в клубе и др. мероприятий с использованием активных форм взаимодействия

В течение года

8

Повышение квалификации

Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Диагностика, профилактика и психокоррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков» в объеме 72 часа

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Январь-февраль 2018 г.

9

Повышение квалификации

Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации «Песочная терапия и арт-терапия в работе с дошкольниками» - объем: 16 часов – «Отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Январь-февраль 2018 г.

10

Изучение опыта работы педагогов-психологов с родителями воспитанников из материалов в сети Интернет

поиск опыта взаимодействия педагогов-психологов с родителями в сети Интернет

Использование обобщенного психологического опыта при подготовке к родительским собраниям, консультациям

В течение года

11

Диагностика родителей в рамках работы в группах адаптации

Проведение психологического исследования на предмет готовности родителей к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОУпсихологическая диагностика (анкетирование, тестирование, опрос), анализ результатов диагностирования

Подготовка аналитической справки о результатах диагностического исследования

Ноябрь 2017 – первич.;

май 2018 – итоговая

12

Повышение квалификации

Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Комплексная помощь при различных вариантах аутистических расстройств» в объеме 24 часа

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Февраль 2018 г.

13

Работа с родителями, имеющими детей с ОВЗ в рамках программы «Дар»

Обучение родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, навыкам взаимодействия с их малышами; применение релаксационных техник для снижения психоэмоционального напряжения у родителей

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах взаимодействия с особым ребенком

Декабрь 2017г. –май 2018г.

14

Осуществление целенаправленной методической и консультативной (психолого-просветительской) работы по повышению уровня компетентности педагогов по вопросам организации и взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ

Проведение консультаций, семинаров-практикумов, анкетирования, деловых игр, тренинговых занятий (на усмотрение администрации)

Повышение психологической и педагогической грамотности педагогов

По запросу админис-трации в течении года

15

Разработка рекомендаций, памяток и буклетов для родителей по конструктивному взаимодействию с ребенком

анализ психолого-педагогической литературы, материалов в сети Интернет

Печатные материалы (буклеты, памятки, газета ДОУ)

По мере необходи-мости

16

Включение семьи в систему работы МАДОУ

Участие в привлечении родителей к участию в родительских мероприятиях, общесадовских и групповых мероприятиях: конкурсах, экспериментах, театральной деятельности и пр. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе

организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников

В течение года

17

Участие в РМО педагогов-психологов

Обмен опытом. Согласно плана РМО

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

В течение года

18

Работа в собственной «педагогической мастерской»

Работа с папками, разработка программ индивидуального и группового сопровождения

Качественное оформление документации педагога- психолога

ежедневно в метод-е время

19

Повышение квалификации

Посещение курсов на базе «Камчатского института развития образования»: «Использование метода арт-терапии в работе педагога-психолога» в объеме 36 часов

Применение полученных знаний в работе с субъектами образовательного процесса

Февраль 2018 г.

20

Разработка индивидуального маршрута сопровождения семьи, при эмоциональных нарушениях ребенка

Разработка структуры маршрута сопровождения

Форма индивидуального маршрута сопровождения

Февраль 2018 г.

21

Руководство творческой группой по теме «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

Создание банка методических  материалов и образовательных программ, актуальных для педагогов-психологов дошкольного образования, согласно теме творческой группы

Папка «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ», отчет о проделанной работе

Ноябрь 2017г. – апрель 2018 г.

22

Обобщение опыта работы по теме самообразования, самооценка профессиональной деятельности

Анализ результатов работы по теме самообразования

Рефлексивный и аналитический отчеты

Май 2018 г

23

Подготовка портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога

Подготовка документов для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

Портфолио, квалификационная категория

Октябрь 2017 г. – март 2018г.

24

Разработка плана самообразования на новый учебный год

Определение темы самообразования на 2018-19 уч.год, с учетом запроса администрации ДОУ

План самообразования психолога на 2018-19 уч.год

Июнь 2018 г.

Педагог-психолог                                                                                                               Шпилевая И.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2017-2018 год.

План работы по самообразованию на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством приобщения их к природе». (младшая группа)...

План самообразования на 2017 – 2018 год

Тема: «Поделки из пищевых продуктов». Цель: Развивать познавательную активность, инициативность и самостоятельность  в процессе использования нетрадиционных материалов в апп...

План самообразования на 2017-2018 уч. год

Актуальность: Основы патриотизма начинают формироваться  в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание  дошкольников  включает в себя передачу  им знаний о малой родине, фо...

План самообразования на 2017-2018 учебный год.

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы № 3Бородиновой Зинаиды Григорьевныпо теме«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ»....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»          ...

План по самообразованию на 2017-2018 учебный год Тема: «Загадки как средство развития и воспитания ребенка»

План по самообразованию на 2017-2018 учебный годТема: «Загадки как средство развития и воспитания ребенка»...