Главные вкладки

    Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
    методическая разработка по теме

    цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-_praktikum.docx22.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум

    «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»

    Цель: совершенствование умений воспитателей по данному вопросу.

    План семинара:

    1. Теоретическая часть.

    1.1.Определение предмета-заместителя, игрушки-самоделки.

    1.2.Последовательность обучения игре с предметами-заместителями.

    1.3. Использование проблемных ситуаций, игр-упражнений.

    1. Практическая часть.

    1. Теоретическая часть.

    Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей.

    Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями их в детскую игру. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым у детей сужается поле для применения условности и творчества в игре, недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей, что является низким уровнем игровых умений.

    Предмет-заместитель - это предмет, заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

    Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

    Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т.к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть  ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

    Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями. Например. напоить куклу из чашки в виде кубика, помыть куклу мылом в виде кирпичика .

    Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среде:

    • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
    • Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
    • Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

    Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

    Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок» (постучав шариком (капсулой от киндер-сюрприза) по столу-разбивает  яичко», надев большое кольцо на локоть-«сумочка»). Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую».

    Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка), а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать.

    Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать кубик и попросить ребенка покатать как машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются.

    По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным… Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», повесит на руку - «сумочка» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

    Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет,

    облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

    Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох».

    Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях.

    При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации. «Кукла Оля испачкала свое платье»;  «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

    Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например:

    Игра «Во что с этим можно поиграть?». Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов.

    Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - машина, конь; зонтик - гриб,; веревка - дорожка, ручеек и т.д. Для этой игры можно использовать любые предметы.

    Игра «Что я делаю?» (типа игры «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»). Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.

    Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

    2. Практическая часть.

    Игра «Волшебный чемоданчик».

    Цель: обучение педагогов приемам руководства игровыми ситуациями.

    Подготовка к игре: в красочно оформленную коробку кладутся детали настольного строительного материала (деревянные, неокрашенные).

    Педагог: Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нем «живут» персонажи сказок. Хотите с ними поиграть?

    Коробка открывается.

    Педагог: Ой! Что такое? В чемоданчике вместо сказочных персонажей просто деревянные детали. Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь?

    Педагог: Давайте мы с Вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев!

    Педагогам предлагается взять фломастеры, карандаши, выбрать любой предмет и превратить его в своего любимого сказочного героя. Затем предлагается «подружить» персонажей между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.

    Игра учит грамотно помогать детям в развитии сюжета игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровая деятельность детей раннего возраста

    Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними....

    «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

    Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».

    В статье изложен материал по формированию игры у  детей раннего возраста. Игра-  это  процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...

    Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

    Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

    Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Цели и задачи:  Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...