Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников
картотека (старшая группа) на тему

Точилова Ирина Михайловна

Картотека народных игр для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека народных игр для дошкольников

Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников

Практика показала, что народная игра способствует решению воспитательных функций:  развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной. Она помогает решать задачи  оздоровительные, образовательные и воспитательные. Кроме того, она еще служит и средством приобщения детей к народной культуре, что в наше время является актуальным.

Для педагога положительный эффект в том, что народная игра:

воспитывает у детей нравственность и создает благоприятное эмоциональное отношение             и к самой игре и к народной культуре;

обеспечивает физиологически необходимую двигательную активность и благоприятное психоэмоциональное состояние детей;

 помогает переключать детей с одного вида деятельности на другой незаметно,  переводя обучаемость детей в интересную игру.

Для детей:

укрепляет здоровье, развивает сообразительность,  ловкость,  творчество;

знакомит с окружающей  жизнью,  развивает  любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

развивает эмоциональную сферу,  так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

формирует чувства принадлежности к своему народу.

Вспомним забытые народные игры.

«Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов - птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят на распев:

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становиться птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

«Салки с ленточками»

Все играющие кроме водящего, свободно располагаются по площадке. У каждого сзади за поясом цветная лента, один конец которой (длинной 20-30 см) свободно свисает. По сигналу воспитателя водящий догоняет детей, стараясь схватить ленту. Если это ему удается, он закрепляет ленты у себя за поясом и становится убегающим. Игрок, оставшийся без ленты, - водящий. Он поднимает руку и произносит: «Я салка».

 «Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

- Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?

 Хозяин пенька:

- Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становиться тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Мышеловка».

Играющие делятся на две группы. Одна берется за руки и образует круг – мышеловку. Остальные – мыши – находятся за кругом. Дети изображают мышеловку, ходят по кругу произносят:

Ах, как мыши надоели, развелось их – просто страсть!

Всё погрызли, всё  поели, всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх и продолжают: Вот поставим мышеловку, переловим всех мы вас! Мыши вбегают в круг, выбегают из него. По сигналу воспитателя «Хлоп» мышеловка захлопывается (дети  опускают руки вниз), а мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными, они становятся в круг и берутся за руки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется две-три мыши.

«Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в кругу, а другой - стоящему ему напротив игроку. По окончанию пения дети, у которых верёвка в руках, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами:

«По мосточку мы пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мостику». Отмечаются те дети, которые ни разу не оступились и не упали в «речку».

«Жаворонок»

Выбирается «жаворонок», у него в руках колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нём. Все говорят:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Потом колокольчик можно прятать в любом месте группы или участка.

«Рыбаки и рыбки»

Двое ведущих — рыбаки, они держатся за руки на протяжении всей игры.

Остальные дети - рыбки, они ведут хоровод и проговаривают:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья - не летают,

Нет ног, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

После этих слов дети - рыбки разбегаются, а два рыбака, не распуская рук, ловят рыбок в обхват. Ту, которую поймали, встает с рыбаками, и ловят уже втроем и т.д.

«Отгадай, чей голосок?»

Все играющие, кроме одного, взявшись за руки, образуют круг. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:

Вот построили мы круг, повернемся разом  вдруг (дети поворачиваются и идут в другую сторону). А как скажем: Скок, скок, скок, - отгадай, чей голосок?»

Слова «скок, скок, скок» говорит один ребенок по указанию воспитателя. Когда сказаны все слова, водящий открывает глаза и старается отгадать, кто сказал слова «скок, скок, скок». Если он не отгадает, то тот, кто говорил, становится водящим.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ."

В этой статье я хочу рассказать о важности народной игры в воспитании дошкольников....

«Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»

Конспект проведения практического семинара для педагогов  Тема:  «Народная игра как средство обучения и воспитания подрастающего поколения»...

Проект "Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался о...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...

Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...