Главные вкладки

    Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме:
    Методическая разработка:Проект педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.

    Шиловска Ольга Сергеевна

    Проект для детей с низкой самооценкой. Разработан в соответствии с главными принципами психолого-педагогической поддержки. Автор: Шиловская Ольга Сергеевна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx4.75 КБ
    Файл igry_na_sblizhenie.docx7.07 КБ
    Файл igry_splchenie.docx4.03 КБ
    Файл lesenka.docx4.1 КБ
    Файл motivatsionnyy_etap.docx2.5 КБ
    Файл rkmddlrdtl.docx3.39 КБ
    Файл roza_i_romashka.docx4.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект педагогической поддержки ребенка с низкой самооценкой.

    Цель проекта ПП: Помочь ребенку обрести уверенность в себе, повысить и закрепить самооценку ребенка.

    Задачи:

    1. повышение значимости ребенка в детском коллективе;

    2. развитие субъектности к собственной личности;

    3. развитие индивидуальности ребенка;

    4. помощь ребенку в преодолении препятствий и трудностей, опираясь на его собственные возможности и способности;

    5. поддержать положительные проявления ребенка и удержать от отрицательного(не скатиться вниз).

    Участники пректа: ребенок, детский коллектив, педагог, родители.

    Характеристика ребенка: Алиса 6 лет. Любит рисовать, ходит в кружок изо-студию. Мало контактирует со сверстниками, не проявляет активность в беседах сними. Дружит только с двумя детьми. Сильно и часто обижается. Общению предпочитает творческие виды деятельности или играет одна. Часто спрашивает у педагога, хорошо ли она справилась с заданием но даже после положительного комментария все равно говорит, что у Тани/Пети/Кати сделано лучше. "А маме вообще не понравится, цвет не тот".

    Этапы педагогической поддержки.

    1. Констатирующий этап.

    Подтверждение о наличии низкой самооценки ребенка выраженной в той или иной степени.

    • Тест "Лесенка". Если тест показал позицию ребенка от 4 ступеньки и ниже проводится дальнейшая работа. (Результат Алисы - 4 ступенька, свое расположение объясняет тем, что иногда плохо сбя ведет, не нарисовала кукле платье, не собрала игрушки и тд).
    • Беседа с родителями.

    -как отзывается о себе?

    -что говорит о других детях?

    -как деятельность ребенка оценивают сами родители?

    -как ребенка хвалят дома?

    • Рекомендации для родителей.

    2. Мотивационный этап.

    Обсуждение результатов "Лесенки". Пояснение, что она хорошая и ничем не отличается для других детей, а в чем то даже лучше. "Заключение пари": Давай я покажу тебе, что ты самая талантливая и все дети к тебе хорошо относятся. Это будет будет совсем не сложно, ведь это-правда". (Алиса соглашается).

    3. "Включение"

    • Праздник "День Алис":

    -выставка поделок Алисы;

    -чтение педагогом стихотворения про Алису;

    -игра "комплименты";

    -подведение итогов праздника вместе с ребенком.

    • Подготовка и участие ребенка в конкурсе творческих работ(с последующим вручением грамоты).
    • Обучение новой игре "Шерок Холмс", чтобы ребенок смог предложить ее детям.
    • Обучение технике "twisting"-изготовление красивых поделок из воздушных шаров"  С той же целью.
    • Создание Ситуаций успеха.

     Пример:

    -Завтра мы вместе с тобой проводим мастер-класс во твистингу. Все получится, ты обязательно справишься!

    -У тебя вышла очень красивая работа: это очень здорово! Давай ее всем покажем!

    -Подготовка фокуса с веревочкой, показ фокуса детям.

    • Игры на эмоциональное сближение и развитие уверенности детей (участвует весь детский коллектив).
    • Работа со сказкой "Роза и Ромашка".
    • Постановка любимой Алисиной сказки А.И. Понтелеева "Две лягушки".
    • Публичное награждение за участие и победу в конкурсе.

    4. Закрепительный этап.

    Совместной обсуждение успехов и неудач предварительных этапов. Подведение к осмыслению ребенком и педагогом нового опыта деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.

    В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

    В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети дошкольного возраста испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним кто-то обращается. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

    Оказывая практическую помощь детям в социальной адаптации, взрослые должны понимать роль коммуникативных игр. Коммуникативные игры развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному  телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его  с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительные отношения друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.

    Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте.

    Игры, направленные на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

    «Сбрось усталость»

    Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними, что такое усталость.

    Содержание: дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад… По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

    «Бабушка Маланья»

    Содержание: в этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные за ним повторить. На ребенка, изображающего бабушку можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая ее выразительными движениями.

     У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движение за руки по кругу).

    Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте:

    Закрывают брови руками, делают круглые глаза, показывают большой нос и уши, показывают усы).

    Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

    На нее глядели и делали вот так (повторяют за Маланьей любое смешное движение).

    Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать, поплясать, сделать руками «нос», можно сделать рожки и т.д.

    Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

    «Маленькое приведение»

    Содержание: взрослый говорит: «Ребята, сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает руки, согнутые в локтях, растопыривает пальцы и произносит страшным голосом «У-У»). Если я буду тихо хлопать, то вы будете тихо произносить «У-У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы добрые приведения и хотите слегка пошутить.» Затем взрослый хлопает в ладоши.

    Игра на развитие навыков волевой регуляции.

    «Замри»

    Содержание: дети прыгают в такт музыки (ноги вместе, в стороны, сопровождая прыжки хлопками руками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось замереть, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

    Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние.

    «Зеркало»

    Содержание: детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина участников – зеркала, другая – зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоции зверушек. После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось изображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

    Игры, направленные на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

    «Цифры»

    Содержание: дети свободно двигаются под веселую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединиться между собой, соответственно названной цифре: 2- парами, 3 –тройками, 4 – четверками. В конце игры ведущий произносит «Все», дети встают в общий круг и берутся за руки.

     «Радио»

    Содержание: дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: « Внимание! Внимание!

    Потерялся ребенок (и подробно описывает кого-нибудь из группы участников: цвет волос, глаз, рост, одежду) пусть подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга и определяют, о ком идет речь. Если дети угадали правильно, то этот ребенок становится ведущим.

    Игра для создания положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.

    «Колпачки»

    Содержание: взрослый раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу при этом говоря «Здравствуйте», руками колпачки трогать запрещается.

    Игры для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

    «Передай сигнал»

    Содержание: дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом ребенку через пожатие руки, сигнал нужно передавать следующему, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает, что сигнал получен. Игра повторяется с закрытыми глазами. Главное условие- общение без слов.

    «Комплименты»

    Содержание: дети сидят по кругу и по очереди, глядя в глаза друг другу, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, при этом передают какой – либо предмет (сердечко, солнышко, фонарик, цветок) из рук в руки. Принимающий говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». Правило – не повторяться.        



    Предварительный просмотр:

    Игры, которые помогут сформировать и поддержать самооценку ребенка.

    1. "Имя" Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценки малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
    2. "Проигрывание ситуаций". Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

    • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
    •  Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
    •  Ребята  играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)
    • "Жмурки". Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.
    • "Зеркало". В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
    • «Вот я какой!». В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Участники садятся рядом друг с другом. Сначала дополняют предложение:

    - «Я люблю заниматься….»;

    - «Самое лучшее в моей семье……»;

    - «Самая большая радость, которую я доставил….»;

    - Самые приятные каникулы …..» и т.д.

    Затем можно побеседовать:

    - О чем больше всего любишь говорить?

    - На какую тему труднее всего говорить?

    - Что нового узнал о себе, о других участниках?

    - Какое настроение у тебя сейчас?.



    Предварительный просмотр:

    Методика исследования самооценки детей дошкольного возраста “Лесенка”

     В.Щур и С. Якобсона

    Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест “Лесенка”. Он проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. Использовать для диагностики его могут психологи детских дошкольных учреждений, школьные психологи, педагоги, воспитатели и родители. Существует несколько модификаций данной методики. Например “Лесенка” В. Щура и С. Якобсона насчитывает семь ступенек и к ней прилагаются фигурки мальчика и девочки, вырезанных из бумаги или картона. Этот вариант методики направлен не только на исследование уровня самооценки ребёнка, но и на выявление личных притязаний. Модификация методики авторов М. Лисина и Я. Коломенский представляет собой лист бумаги с изображённой на нём лесенкой, состоящей из шести ступенек, фигура мальчика и девочки, вырезанных из бумаги также имеется в наличии.

    Стимульный материал:

    • Белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней.
    • Простой карандаш или ручка.
    • Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

    Инструкция для дошкольника:

    “Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй – хорошие. На третьей – ни хорошие, ни плохие. На четвёртой – не очень хорошие дети. На пятой – плохие. На шестой сидят самые плохие дети”.

    Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

    Методика Лесенка – интерпретация результатов :

    После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

    Кроме того, оценивание себя ребёнком бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребёнок может поставить себя на четвёртую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

    Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: “Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки”.

    Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.

    Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.

    Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.

    Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.

    Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.



    Предварительный просмотр:

    Обсуждение. Мотивационный этап.

    • как и почему возникла эта проблема,
    • что он хочет, чтобы появилось в результате его действий,
    • насколько это реально,
    • что он может сделать в осуществлении желаемого,
    • что ему мешает,
    • как справиться с этой помехой,
    • как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию,
    • как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить ее и т.п.


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей.

    Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

     1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

     С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

     2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

     3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

     4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть.

     5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

     6. Главная функция семьи заключается в чтобы способность социальной адаптации исходила из его возможностей.

     7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

     Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.



    Предварительный просмотр:

    Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста.

     

    Работа со сказкой строится следующим образом:

     ♦ чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение. Причем, при обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению;

     ♦ рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

     ♦ драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

     Каждый этап обсуждается, т.к. важно зафиксировать чувства ребенка.

    Для повышения самооценки у ребенка используйте следующую сказку.

     «Роза и ромашка»

    В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

     Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

     Вопросы для обсуждения:

    •  почему ромашка с восхищением смотрела на розу?
    •  Что значит "все цветы хороши по-своему"?
    •  Можно ли эту фразу сказать про людей?

    Обсуждая с ребенком уникальность каждого цветочка, зверя, человека, мы формируем у него адекватную самооценку, которою должны повышать и родители в каждодневном общении с ребенком.

    Игровые ситуации для обсуждения с ребенком.

    ╬ Представьте себе гнездо на дереве. Здесь живут папа-птица, мама-птица и птенец- ребенок. Но вот поднялся ветер, ветка сломалась и гнездо упало на землю. Папа и мама взлетели и сели на ветки. Птенец остался на земле. Что он должен делать? Ребенок рассказывает о птенце, а в то же время проявляет свою реакцию на подобную ситуацию. В зависимости от того, какое он найдет решение можно судить и о его поведении в подобной ситуации. Птенец постарается и тоже взлетит на ветку, полетит к папе, потому что он сильный, полетит к маме, потому что он испугался, или вообще сядет на отдельную ветку, не взлетит, но будет звать на помощь. Это нормальная детская реакция. А на ответы - он попытается взлететь, упадет и разобьется, он не взлетит и умрет с голоду – стоит обратить внимания родителей и педагогов.

     ╬ Предложите ребенку распределить сказочные роли среди родных. Папы и мамы – мужайтесь. В жизни ребенок не может высказать вам своих претензий, во-первых, не умеет, а во-вторых, ему даже в голову не приходит, что родителей можно критиковать. А вот в сказке он свободен и чувства его будут предельно откровенны. И если папа вдруг окажется злым волком, а мама бабой-ягой, не стоит обижаться на ребенка, а лучше задуматься, что за проблемы в семье заставили его назначить вас на столь незавидные роли.

    Источник: "Умные сказки: Сказкотерапия в детской библиотеке" Пашкевич Т.В., ведущий методист ПОБДЮ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности

    Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной тв...

    методическая разработка проекта "Любовь к Родине начинается с семьи"

    Любовь к родному краю, культуре, родной речи начинается с любви к своей семье, к своему дому, улице, городу.Для ребенка семья - это основная среда развития,...

    Система психолого-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ "Умные помощники"

      Как оптимизировать систему коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ТНР? Это можно сделать через разработку многофункциональных пособий и технологий, позволяющих решать за миним...

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА по взаимодействию с тревожными, неуверенными, детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАпо взаимодействию с тревожными, неуверенными, детьми с низкой самооценкой, наличием детских страхов:...