Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
презентация к уроку по теме

Доронина Ирина Васильевна

 Семинар для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период

Слайд 2

Традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период совпадают с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации

Слайд 3

Принцип развития предполагает, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.

Слайд 4

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.

Слайд 6

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период- формирование у него нового, совместно с другими, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством педагога. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций.

Слайд 8

Первый этап Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым. Цель: формирование привязанности к воспитателю. Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции. Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

Слайд 9

Второй этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде. Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде. Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий. Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

Слайд 10

Третий этап. Формирование положительных контактов с ровесниками. Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности. Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование ; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения. Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Слайд 11

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает широкое использование индивидуальных форм организации взаимодействия с ребенком, а также «скользящего» планирования деятельности воспитателя.

Слайд 12

Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации; приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме; обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

Слайд 13

Требования к организации взаимодействия: взрослый организует действие поочередно с ребенком; взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках; взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого; необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка; важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации; предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Слайд 14

Приемы торможения отрицательных эмоций: - переключение; - игры с песком, водой; - игры с бытовыми предметами; - пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки); - спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); - игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)

Слайд 15

Требования к проведению адаптационных игр игра повторяется в течение дня несколько раз; при введении новой игры знакомые игры повторяются; задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы; игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций; за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется; продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений; при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.

Слайд 16

Требования к организации образовательного процесса: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями; зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»); включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.

Слайд 17

Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Сангвиники и холерики – более легкая адаптация Флегматики и меланхолики – более тяжелая адаптация.

Слайд 18

Подберите игры для детей в соответствии с из темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик . Игры-потешки (« Сорока_ворона », «Ладушки»). Игра в мяч. Раскрашивание картинок. Веселые подвижные игры. Танцы по веселую музыку. Хороводы. Игры с песком и водой. Игры-эксперименты. Пазлы . Игра с кеглями. Конструкторы. Мозаика. Лепка. Рассматривание иллюстраций и настольные игры. Экспериментирование с красками. Ритмичные танцы. Подвижные игры.

Слайд 19

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы.

Слайд 20

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар: Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период

Имеющиеся и традиционно используемые рекомендации по организации работы педагога с детьми в адаптационный период касаются процессов обучения по принципу тематического планирования, при этом помощь ребенку в самой адаптации не является самоцелью, то есть решение задач собственно адаптационного периода совпадает с задачами обучения, дидактическими задачами. Тем самым нагрузка на психику ребенка усиливается, что может препятствовать быстрой успешной адаптации.

В основу представленной ниже технологии положены принципы развития и концентричности. Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественно воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противопоставляется конструирующая концепция.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формирования навыков в раннем возрасте, а именно детьми второго года жизни.

При разработке содержания программы необходимо исходить из факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому работа по программе строится прежде всего как профилактическая. Все факторы объединяются в три проблемы и решаются поэтапно:

- новая организация взаимодействия со взрослым;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными игрушками и пр.

Первый этап – развитие контактов со взрослым (ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов)

Второй этап – освоение новых видов занятий, игрового пространства (к третьему этапу переходят после формирования у ребенка уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде)

Третий этап – формирование контактов с ровесниками.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки.

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника- сорадование; формировать умение действовать сообща;  обучать обмену действиями как способу общения.

Форма организации взаимодействия: психотехнические игры, хороводные игры.

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.

Принципы организации взаимодействия с ребенком:

- педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;

- используются естественные, повседневно возникающие ситуации;

- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

- усвоение правил протекает в игровой форме;

- обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

Требования к организации взаимодействия:

 - взрослый организует действие поочередно с ребенком;

- взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

- необходимо создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка;

- важно организовать эмоционально насыщенные игровые ситуации;

- предусмотреть профилактику и торможение отрицательных эмоций.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

- переключение;

- игры с песком, водой;

- игры с бытовыми предметами;

- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)

Требования к проведению адаптационных игр:

 - игра повторяется в течение дня несколько раз;

- при введении новой игры знакомые игры повторяются;

- задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;

- знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;

-игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;

- за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;

 - продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;

- при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее.

Требования к организации образовательного процесса:

- определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;

- создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций;

- соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;

- зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались маленькие «комнатки»);

- включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.

Как показывают научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая им возможности побыть с собой.

Подберите игры для детей в соответствии с из темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

  1. Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»).
  2. Игра в мяч.
  3. Раскрашивание картинок.
  4. Веселые подвижные игры.
  5. Танцы по веселую музыку.
  6. Хороводы.
  7. Игры с песком и водой.
  8. Игры-эксперименты.
  9. Пазлы.
  10. Игра с кеглями.
  11. Конструкторы.
  12. Мозаика.
  13. Лепка.
  14. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
  15. Экспериментирование с красками.
  16. Ритмичные танцы.
  17. Подвижные игры.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....

Психолого-педагогическая поддержка детей в адаптационный период

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – одной из центральных идей которого, является сохранение и укрепление физического ...

Методические рекомендации воспитателям "Оказание педагогической поддержки ребенку в адаптационный период"

В методических рекомендациях рассмотрен вопрос о способах поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду....