Главные вкладки

    «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
    статья (младшая группа) на тему

    Алехина Анна Михайловна

    В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx26.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Журавлик»

    города Губкина Белгородской области

    Выступление из опыта работы

    «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

    (августовские заседания секций педагогических работников ДОУ, секция воспитателей групп раннего возраста)

    Алехина Анна Михайловна

    педагог-психолог

    муниципального автономного

    дошкольного образовательного

    учреждения

    «Центр развития ребенка-

    детский сад № 28 «Журавлик»

    2016 год

            При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный процесс. Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

            Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Поэтому в нашем ДОУ проводится психопрофилактическая работа с младшими дошкольниками с момента поступления их в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием  с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых  и большим количеством детей.

            Для успешной реализации психопрофилактических занятий с детьми используются современные технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период адаптации к ДОУ, целью которых является обеспечение:

    • психического и социального здоровья младших дошкольников;
    • эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ;
    • социально-эмоционального благополучия ребенка.

    Современные технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период адаптации к ДОУ – элементы игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии, релаксационные техники, психогимнастические элементы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

            В рамках использования элементов игротерапии  применяются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.Это такие игры, как«Божьи коровки и ветер», «Дождик и солнышко», «Девочки и мальчики – мячики», «Зайка серенький», «Мыльные пузыри», «Непослушные мышата», «Мама-кошка и котята».

            В рамках использования элементов музыкотерапии применяются различные детские песенки, записи звуков природы и голосов животных, расслабляющую музыку («Кленовые листочки», «Колыбельная для куклы», «Кошка и котенок»). Музыкотерапия развивает у детей слуховое восприятие и внимание, чувство ритма, общую моторику, координацию движений.

            В рамках использования релаксационных техник применяются приемы, способствующие мышечному и эмоциональному расслаблению малышей («Тихий час для мышат», «Листики кружатся и на землю ложатся», «Летаем, как мыльные пузыри»). Релаксация снимает эмоциональное и мышечное напряжение, снижает импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию у дошкольников.

            Применяя элементы психогимнастики,   используются  этюды и игры, имеющие своей целью развитие выразительной моторики («Божья коровка, улети на небо», «Пальчики у нас попляшут», «Ладушки-ладошки», «Музыканты»). А также этюды для достижения расслабления у младших дошкольников («Зайка серенький», «Водичка, водичка», «Как под горкой»).
    Основные задачи психогимнастики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, научиться выражать свои чувства и эмоциональные состояния. 

            В рамках использования дыхательной гимнастики  применяются динамические и специальные дыхательные упражнения. Основу дыхательных упражнений составляет упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Это  достигается с помощью звуковых дыхательных упражнений (произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо) и сочетаний звуков (ау, ух, ох)). Это такие упражнения, как «Согреем божью коровку», «Подуем на листочки», «Выдувайся, пузырь»). Дыхательная гимнастика  повышает  общий  жизненный тонус  ребёнка и сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.

            По завершению  психопрофилактической работы с использованием  современных технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ 100 % детей групп раннего возраста адаптированы к условиям детского сада с легкой и средней степенью адаптации, с тяжелой степенью адаптации детей нет.

    Используемая литература:

    1.  А.С. Роньжина, Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период даптации к дошкольному учреждению, - М.: Книголюб, 2004.
    2. Ю.А. Афонькина, Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал, - Волгоград: Учитель, 2013.
    3. В.Е. Дружинин, Психическое здоровье детей, - М.: ТЦ Сфера, 2002.
    4. М.Д. Махнева, С.В. Рещикова, Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    5. Е.А. Алябьева, Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа сопровождения детей в период адаптации к ДОУ

    В программе отраженны организация  и реализация работы педагога-психолога в период адаптации детей к детсому саду...

    Программа психолого - педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ " В детский сад без слёз"

    Педагогическая деятельность с малышами в период адаптации к дошкольному учреждению....

    "Психолого-педагогическая поддержа ребенка в период адаптации к ДОУ"

    Данный материал может быть использован в работе воспитателями, педагогами-психологами для организации профилактической работы, направленной на формирование условий успешной адаптации детей раннего воз...

    Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

                                                СодержаниеI Целевой раздел…&hell...