«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»
статья (младшая группа) на тему

Алехина Анна Михайловна

В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Журавлик»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы

«Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

(августовские заседания секций педагогических работников ДОУ, секция воспитателей групп раннего возраста)

Алехина Анна Михайловна

педагог-психолог

муниципального автономного

дошкольного образовательного

учреждения

«Центр развития ребенка-

детский сад № 28 «Журавлик»

2016 год

        При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный процесс. Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

        Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Поэтому в нашем ДОУ проводится психопрофилактическая работа с младшими дошкольниками с момента поступления их в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием  с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых  и большим количеством детей.

        Для успешной реализации психопрофилактических занятий с детьми используются современные технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период адаптации к ДОУ, целью которых является обеспечение:

  • психического и социального здоровья младших дошкольников;
  • эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ДОУ;
  • социально-эмоционального благополучия ребенка.

Современные технологии психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период адаптации к ДОУ – элементы игротерапии, музыкотерапии, песочной терапии, релаксационные техники, психогимнастические элементы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

        В рамках использования элементов игротерапии  применяются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.Это такие игры, как«Божьи коровки и ветер», «Дождик и солнышко», «Девочки и мальчики – мячики», «Зайка серенький», «Мыльные пузыри», «Непослушные мышата», «Мама-кошка и котята».

        В рамках использования элементов музыкотерапии применяются различные детские песенки, записи звуков природы и голосов животных, расслабляющую музыку («Кленовые листочки», «Колыбельная для куклы», «Кошка и котенок»). Музыкотерапия развивает у детей слуховое восприятие и внимание, чувство ритма, общую моторику, координацию движений.

        В рамках использования релаксационных техник применяются приемы, способствующие мышечному и эмоциональному расслаблению малышей («Тихий час для мышат», «Листики кружатся и на землю ложатся», «Летаем, как мыльные пузыри»). Релаксация снимает эмоциональное и мышечное напряжение, снижает импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию у дошкольников.

        Применяя элементы психогимнастики,   используются  этюды и игры, имеющие своей целью развитие выразительной моторики («Божья коровка, улети на небо», «Пальчики у нас попляшут», «Ладушки-ладошки», «Музыканты»). А также этюды для достижения расслабления у младших дошкольников («Зайка серенький», «Водичка, водичка», «Как под горкой»).
Основные задачи психогимнастики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, научиться выражать свои чувства и эмоциональные состояния. 

        В рамках использования дыхательной гимнастики  применяются динамические и специальные дыхательные упражнения. Основу дыхательных упражнений составляет упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Это  достигается с помощью звуковых дыхательных упражнений (произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо) и сочетаний звуков (ау, ух, ох)). Это такие упражнения, как «Согреем божью коровку», «Подуем на листочки», «Выдувайся, пузырь»). Дыхательная гимнастика  повышает  общий  жизненный тонус  ребёнка и сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.

        По завершению  психопрофилактической работы с использованием  современных технологий психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ 100 % детей групп раннего возраста адаптированы к условиям детского сада с легкой и средней степенью адаптации, с тяжелой степенью адаптации детей нет.

Используемая литература:

  1.  А.С. Роньжина, Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период даптации к дошкольному учреждению, - М.: Книголюб, 2004.
  2. Ю.А. Афонькина, Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал, - Волгоград: Учитель, 2013.
  3. В.Е. Дружинин, Психическое здоровье детей, - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. М.Д. Махнева, С.В. Рещикова, Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Е.А. Алябьева, Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

Итоговая аттестационная работа Тема: «Современные технологии психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников»

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании необходимости применения современных психолого-педагогических технологий при взаимодействии ДОУ и родителей воспитанников и разработка соотве...

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО»

В статье описаны основные направления адаптационной работы педагога-психолога с детьми раннего возраста с учетом требований программы "Теремок" (И.А. Лыкова). Рассмотрены классические и инно...

Презентация "Современные технологии психолого-педагогического сопровождения воспитанников в МАДОУ"

В данной презентации описывается использование современных технологий использующиеся в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников с речевыми нарушениями....