Главные вкладки

    Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ»
    методическая разработка на тему

    Марьина Юлия Анатольевна

    Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 316 Октябрьского района                                     города Ростова-на-Дону.

    Методические рекомендации для воспитателей:

    «Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ»

    Подготовила:

    педагог-психолог

      Марьина Ю.А.

    2013-2014

    Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.

    1-ый этап. Первичная диагностика

    Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

    Методы:

    1) анкетирование родителей 

    Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.

    Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка:

    1-ая группа – психофизиологические;

    2-ая группа – социально-психологические;

    3-я группа – стереотипы в общении с взрослым;

    В 4-ой группе каждый вопрос характеризует определенное проявление темперамента: 1– уровень активности, 2 – регулярность, 3 – реакцию на новые ситуации, 4 – приспособляемость, 5 – интенсивность реакции, 6 - характер настроения, 7 – настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8 – отвлекаемость, 9 – чувствительность.

    Выявляется тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

    Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

    Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.

    2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями.

    Задачи первой встречи с семьей:

    - выявить особенности семейного воспитания;

    - дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;

    - прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

    - дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.

    3) диагностика общения и предметной деятельности 

    Методика: диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).

    Целью диагностического обследования является выявление актуального уровня психического развития поступающих в ДОУ детей. Предполагается, что индивидуальные особенности психического развития могут стать фактором, препятствующим благоприятному течению адаптационного периода.

    Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»

    2-ой этап. Текущая диагностика

    Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

    Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:

    - беспричинный плач;

    - двигательное возбуждение;

    - отсутствие самостоятельной активности;

    - навязчивые движения или действия;

    - вредные привычки;

    - нарушения тактильных контактов со взрослым.

    По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов – очень часто; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – редко; 1 балл – иногда; 0 баллов – никогда.

    На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации:

    36-25 баллов – высокий;

    25-14 баллов – средний;

    13-4 балла – низкий;

    3-0 балла – процесс адаптации завершается благополучно.

    При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

    Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

    3-й этап. Итоговая диагностика

    Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

    Метод: наблюдение

    Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.

    Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние кризиса трех лет на ребенка в период адаптации к ДОУ

    Советы для родителей и воспитателей по преодолению ребенком кризиса 3-х лет....

    «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ»

    В документе представлен материал по сопровождению детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ....

    "Психолого-педагогическая поддержа ребенка в период адаптации к ДОУ"

    Данный материал может быть использован в работе воспитателями, педагогами-психологами для организации профилактической работы, направленной на формирование условий успешной адаптации детей раннего воз...

    Информационный лист для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации к ДОО"

    Информационный лист для родителей. В нем приведены рекомендации как вести себя с ребенокм в период адаптации к ДОО....