Главные вкладки

    Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психологической поддержки детей в адаптационный период»
    методическая разработка на тему

    Марьина Юлия Анатольевна

    Технология психологической поддержки детей в адаптационный период

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 316 Октябрьского района                                     города Ростова-на-Дону.

    Методические рекомендации для воспитателей: «Технология психологической поддержки детей в адаптационный период»

    Подготовила:

    педагог-психолог

      Марьина Ю.А.

    2013-2014

    Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.  

    Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.

    Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.

    Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.

    Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.

    Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:

    • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
    • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
    • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
    • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
    • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
    • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.  В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

    Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-3 лет

    Тема занятия

    Цель занятия

    Материалы

    1

    «Божья коровка»

    - создание положительного эмоционального настроя в группе;                             

    - развитие умения действовать соответственно правилам игры;

    - развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

    - развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

    - развитие внимания, речи и воображения.

    игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.

    2

    «Листопад»

    - создание атмосферы эмоциональной безопасности;

    - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    - снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

    - развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

    - развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

    - развитие речи, воображения, творческих способностей.

    большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка)

    3

    «Мячик»

    - сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;        

    - повышение эмоционального тонуса;

    - развитие чувства ритма, координации движений;

    - развитие ориентации в пространстве;

    - обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

    - развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

    большой мяч; Атерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине)

    4

    «Прогулка в осенний лес»

    - сплочение группы, развитие эмпатии;

    - развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;  

    - снижение излишней двигательной активности;

    - обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;                           

    - развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;

    - развитие общей моторики;

    - развитие памяти, речи и воображения.

    картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки

    5

    «Веселый Петрушка»

    - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

    - закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);

    - закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

    - развитие общей и мелкой моторики;

    - развитие восприятия, речи и воображения.

    игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;

    игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;

    мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка)

    6

    «Мячики»

    - развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);

    - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

    - развитие ориентации в собственном теле;

    - развитие общей и мелкой моторики;

    - развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

    большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии

    7

    «Зайка»

    - создание положительного эмоционального настроя в группе;

    - развитие умения подражать движениям взрослого;

    - развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

    - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;

    - снижение излишней двигательной активности, импульсивности;    

    - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

    мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей

    8

    «Мыльные пузыри»

    - создание положительного эмоционального настроя в группе;

    - развитие умения подражать движениям взрослого;

    - развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

    - развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;

    - снижение излишней двигательной активности, импульсивности;    

    - развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

    набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы)

    9

    «Мишка»

    - сплочение группы, развитие эмпатии;

    - снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

    - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

    - развитие координации движений, общей и мелкой моторики;         

    - развитие внимания, речи и воображения.

    игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц

    10

    «Непослушные мышата»

    - преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

    - формирование положительной самооценки;

    - развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;

    - развитие слухового внимания, быстроты реакции;

    - развитие общей и мелкой моторики;

    - развитие чувства юмора, речи и воображения.

    игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;

    магнитофон, кассета с записью плясовой музыки

    11

    «Колобок»

    - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

    - снятие страхов перед сказочными героями;

    - развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

    - развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

    - развитие пространственных представлений;

    - развитие внимания, речи и воображения.

    куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине)

    12

    «Котята»

    - формирование положительной самооценки;

    - развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;                                       

    - снятие мышечного напряжения;

    - развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

    - развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;

    - развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;

    - развитие пространственных представлений;

    - развитие внимания, речи и воображения.

    магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цвета

    Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. 

    Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

    Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.

    Приемы торможения отрицательных эмоций:

    - переключение;

    - игры с песком, водой;

    - игры с бытовыми предметами;

    - пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

    - спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);

    - игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

    В данной статье предложены методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности....

    Методические рекомендации для воспитателей 1 младших групп (дети 2-3 лет)

    Методические рекомендации для воспитателей 1 младших групп (дети 2-3 лет)...

    Статья " Организация психологического сопровождения дошкольников в адаптационный период"

    Статья посвящена проблеме адаптации ребенка к дошкольному учреждению. От того как пройдет привыкание к новому распорядку, незнакомым взрослым и сверстникам зависит дальнейшая благополучная жизнь ребен...

    Методические рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ

    Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...

    Статья " Психологическая поддержка детей в период военных действий"

    Часто мы ошибочно думаем, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые "второй и третий кр...