Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики
консультация

Кукшина Надежда Константиновна

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ranniy_vozrast.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оптимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффективного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работающих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития.

 Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет педагогические действия.

Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.

Систематическое структурированное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [5, с.15].

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (проблемы) освоения малышом образовательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения...», намечают задачи работы и проектируют индивидуальный образовательный маршрут ребенка. В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала наблюдения...» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной). В «Журнале наблюдения...» прописаны критерии и подкритерии по всем областям.

Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оцениваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» применительно к ребенку 3—4 лет раскрывается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского [2] о зонах «ближайшего» и «актуального» развития: 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно; 5 — устойчиво. Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

 ● Начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.

● В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые

● При умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.

● Самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.

● Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осуществляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной [1]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности). Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно — высокий уровень развития). Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).  Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития)

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики 

Этап 1. В «Журнале наблюдения...» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций

При анализе результатов диагностики можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс. Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сентябрьской диагностики приведен внизу полосы. Из таблицы видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проанализировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями.

Бланк индивидуального образовательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

™ Фамилия, имя ребенка.

™ Возраст ребенка.

™ Дата.

™ Основные достижения за предыдущий период.

™ Задачи развития.

Заполнение бланка требует слаженной работы педагогического коллектива, медицинского персонала.

Первично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обращается далее к «узким» специалистам.

Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом совете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продвинулись в наибольшей степени?

— В какой области дети продвинулись в наименьшей степени?

 — Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?

 — Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальнейшем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3] подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержание «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые существенно дополнят знания педагогов-практиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблюдения...» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению элементарных опытов.

Данные рекомендации помогут воспитателям в правильной организации наблюдения за любым объектом....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры "У врача"

Подробный конспект проведения игры с разъяснениями для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению прогулки в детском саду

Материал будет полезен воспитателям при планировании и проведении прогулок....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Русские народные сказки знакомы и любимы с детства каждому ребенку. В своей разработке я предлагаю педагогам организовать театрализованную деятельность на основе этих сказок....