Методические рекомендации для воспитателей по проведению элементарных опытов.
методическая разработка по теме

Данные рекомендации помогут воспитателям в правильной организации наблюдения за любым объектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по проведению элементарных опытов

       Для установления детьми тех или иных явлений. Связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.

Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. 
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинуто и самими детьми. Она должна быть ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывают суждения – предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта. 
         Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознанно ими.
Опыт может проходить и как длительное сравнительное и как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках-схемах.      Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. 
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. 

                      Итак, для проведения опыта необходимо: 
 1.Просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу( например, тепло травки под снегом или нет?) 
 2.С целью большей наглядности следует брать 2 объекта: один – опытный, другой – контрольный (напр., одни посевы овса поливать, другие – нет). 
 3.Обязательное руководством опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать. 
 4.Один и тот же опыт проводится дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз. 
 5.При проведения опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам. 
     6.Обязательное формулирование выводов, полученных в результате опыта.