«Технология психолого-педагогической поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
материал (младшая группа) на тему

Рекомендации воспитателям по адаптации ребенка к ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_ml._gr.tehnologiya_2.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ С. П. "Детский сад" "Созвездие"

п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

Консультация для воспитателей:

«Технология  психолого-педагогической поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Подготовила: педагог-психолог

Макарова А.В.

2015 год

Проблема адаптации ребенка к ДОУ традиционно рассматривается с психологической и педагогической точек зрения и в то же время на сегодняшний день является недостаточно разработанной.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период- формирование у него нового, совместного с другими детьми способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученным игрушкам  пр.

Первый этап-развитие контактов со взрослым; ко второму этапу переходят после установления доверительных контактов

Второй этап- освоение новых вдов занятий, игрового пространства. К третьему этапу переходят после формирования уверенного поведения в новой пространственно-игровой среде.

1-й этап Формирование доверительных отношений с новым взрослым

Цель: формирование привязанности к воспитателю

Задачи: Удержание внимания на новом взрослом; установление контакта глаза, эмоционального контакта; стимулирование инициативы в общении, совместных положительных переживаний, подражания, действий по инструкции.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры и с игрушками – забавы, игры-шутки.

2-й этап Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде        

Задачи: Освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчиняться правилам, стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

Задачи: Стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика на эмоции сверстника, формирование умения действовать сообща, обучение обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры хороводные игры.

Принципы организации взаимодействия с ребенком

Педагогическое воздействие следует за направлением  внимания ребенка.

Используются естественные повседневно возникающие ситуации.

Приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство.

Усвоение правил протекает в игровой форме.

Обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка  и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

Требования к организации взаимодействия:

Взрослый организует действия поочередно с ребенком.

Взрослый называет предметы, игрушки, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в  руках.

Взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого.

Создание коммуникативных пауз, выбор темпа разговора с учетом состояния ребенка.

Организация эмоционально насыщенных игровых ситуаций.

Приемы торможения отрицательных эмоций.

Переключение.

Игры с песком и водой.

Игры с бытовыми предметами.

Пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки).

Спонтанные раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами).

Игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.)

Требование к проведению адаптационных игр:

-Игру повторяют в течении дня несколько раз.

-При введении новой игры знакомые игры повторяют.

-Знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы.

-Игры и бытовые процессы каждодневно дополняют приемами торможения отрицательных эмоций.

-Игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у ребенка к ней пропал интерес.

-Продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально  по количеству повторений.

Требования к организации образовательного пространства:

-определение достаточного места для ходьбы, бега игры с мячами, каталками

-создание комплекса предметов для торможения отрицательных эмоций

-соединение уголков с реальными бытовыми ситуациями,

-зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»)

-включение в среду предметов, сделанных мамой, предметов обихода из дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Игровая поддержка ребёнка раннего возраста в адаптационный период

В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми.  Общая задача педагогов и родителей – помоч...

Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период

Задачи статьи:- познакомить с нетрадиционными способами поддержки ребенка в адаптационный период;- развивать направленность на понимание внутреннего мира ребенка, его эмоционального состояния;- ...

Методическая разработка «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Методическое пособие представляет практический материал для педагогов работающих с детьми раннего возраста.  В пособии подробно изложены приемы и рекомендации использования нетрадиционных способо...

Консультация для родителей «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период"

Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т.е. становиться   способным  жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. В детском саду маленьки...

Презентация « В детский сад без слез. Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

Дети, с разной степенью социальной готовности при поступлении в детский сад, изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. Поэтому, именно период адаптации, позволяет устранить данную проблему....

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....