«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»
консультация на тему

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, шум дождя и т.д., будят детское воображение и фантазию.

Как привести ребенка в музыку?

Одним из путей приобщения ребенка к музыке, элементарных музыкальных способностей является наличие музыкальных впечатлений, воспитание осознанного целенаправленного интереса к звукам окружающего мира, способствующего развитию внимания, творческого воображения мышления, памяти. Постепенное обогащение памяти ребенка звуковыми впечатлениями создает у него слуховой опыт. В это время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать, подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babchenko_i.yu_.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Бабченко Ирина Юрьевна

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

«Человеческий голос — это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры».

3. Кодай

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, шум дождя и т.д., будят детское воображение и фантазию.

Как привести ребенка в музыку?

Одним из путей приобщения ребенка к музыке, элементарных музыкальных способностей является наличие музыкальных впечатлений, воспитание осознанного целенаправленного интереса к звукам окружающего мира, способствующего развитию внимания, творческого воображения мышления, памяти. Постепенное обогащение памяти ребенка звуковыми впечатлениями создает у него слуховой опыт. В это время основой музыкального и речевого развития ребенка является умение слушать, подражать простейшим звукам природы, голосам птиц, животных, бытовым звуком.

В этот период и в дальнейшем большую пользу для развития певческого голоса и речи приносит использование детского фольклора: пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Обучение детей пению - одна из важных задач музыкального руководителя детского сада. Но как сделать так, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным?

Вхождение в мир любого искусства должно проходить через игру. При помощи игры можно научить детей петь, играть на музыкальных инструментах, красиво двигаться, слушать музыку.

Через игру процессы воспитания, развития и обучения происходят незаметно, непроизвольно. Дети не задумываются над тем, легко или трудно это. Они усваивают просто интуитивно, как говорить, петь, ходить. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психологического состояния. В ней есть всё необходимое для развития: интерес, образ, речевое общение, фантазии.

Посредством игры ребёнок учится согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносит свою деятельность с общественными нормами поведения. Легкость усвоения различных навыков в любой деятельности способствует исправлению неуверенности в себе, тревожности. Все это положительно влияет на детей с низкой самооценкой, малообщительные, не умеющие организовать совместную деятельность, которые не ожидают от своих действий ничего, кроме провала. Дети в игровом процессе должны быть все успешны, делая все по-своему, как могут.

Благодаря музыкальным играм дети раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Методологической и теоретической основой опыта являются подходы к проблеме, разработанные известными отечественными психологами и педагогами: Л.С. Выготским, Б. Н. Тепловым, В.А. Сухомлинским. Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.

В своей работе использует методологические пособия и разработки

занятий представителей отечественной детской музыкальной педагогики: О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», парциальную

программу И.М, Каплуновой «Ладушки», «Музыкальные занятия» Т.А. Луневой, А.И. Бурениной.

Цель данного опыта: научить детей владеть своим голосом посредством музыкальных игр.

Для решения цели данного опыта перед педагогами стоят следующие задачи:

  1. Формировать музыкально-слуховые певческие представления,

побуждать детей запоминать, называть песни;

  1. Средствами певческой деятельности развивать музыкальноэстетическое сознание:
  • эмоциональную отзывчивость,
  • сопереживание,
  • музыкальное мышление,
  • творческое воображение.
  1. Развивать звуковысотный слух, выразительную дикцию;
  2. Развивать интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое

общение и движение.

Данный опыт посвящен проблеме ненавязчивого обучения детей владению своим голосом. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью выступает игра. В понимании детей игра - интересное и увлекательное занятие, предполагающее свободу выбора ролей. И это, конечно же, так. Но для взрослых игра - универсальный способ обучения и воспитания. Игра не нарушает психофизичекое состояние ребенка. В ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, речевое общение, фантазия.

Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, слушать музыку.

В своей работе над развитием певческих способностей использую девиз О.В. Кацер - «Учить, играя!», считая, что музыка и пение должны стать частью жизни детей в ДОУ.

В соответствии с донной методикой подготовка к разучиванию песни проводится в игровой форме:

- артикуляционная гимнастика;

- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- ритмодикламация.

Их общая цель - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению.

Игра на развитие речевого и певческого дыхания

Исходное положение (и. н. ) —- стоя, ноги на ширине плеч.

- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону — в другую, «кач» «кач», вдох — выдох, вдох выдох и т. д.

И. п. — стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо — влево, вправо — влево, вдох выдох, вдох — выдох и т. д.

И. п. — то же, только движения выполняем двумя руками.

Затем выполняем опять одной рукой, но той, которую присоединили к первой.

И. п. — то же. Только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо закрываем влево, то же самое на вдох — выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие певческих способностей дошкольников.

Раскрыт опыт работы по развитию певческих способностей....

Развитие певческих умений дошкольников посредством игровых упражнений

Развиваем певческие умения детей в процессе игровых упражнений, а также развиваем эмоциональную отзывчивость на музыку. Эту работу проводит музыкальный руководитель в основной части музыкального...

Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей  дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)  2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...

Развитие певческих способностей дошкольников в процессе использования интерактивных методов обучения

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя ДОУ, в котором собран интерактивный материал для использования развития певческих способностей....

Мастер-класс "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития певческих способностей дошкольников"

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...