Развитие певческих способностей дошкольников.
статья (старшая группа) на тему
Раскрыт опыт работы по развитию певческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация аттестационной работы на высшую квалификационную категорию.
Звуки музыки льются из наших сердец
Нотный стан в легком вальсе кружится
Нежной трелью зальется пернатый певец
Скоро новая песня родится….
А.Ермолов
Одной из основных задач обеспечения качества дошкольного образования является реализация основных направлений развития ребенка, в том числе и художественно – эстетического направления.
Наше дошкольное учреждение работает по комплексной программе «Сообщество», в которой представлены все виды детской деятельности, кроме музыкального воспитания.
Анализируя парциальную программу «Ритмическая мозаика» Бурениной, цель которой - приобщать детей к искусству хореографии, развивать художественный вкус, прививать общую эстетическую и танцевальную культуру, мы сталкиваемся с тем, что в процессе музыкального воспитания, дети занимаются одним видом деятельности, а именно хореографией.
В музыкальной парциальной программе Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» также отдается предпочтение одному виду музыкальной деятельности – игре на музыкальных инструментах. Целью программы является - развитие музыкальных способностей через обучение игре на музыкальных инструментах.
В то же время, целью музыкальной образовательной программы «Камертон» Э.П.Костиной – является всестороннее развитие личности ребенка и качество музыкального образования детей раннего возраста и дошкольников.
Кроме того, программа «Камертон» предполагает музыкальное развитие детей через создание и эффективное использование музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры, что созвучно с задачами комплексной программы «Сообщество», которая реализуется в нашем детском саду.
Меня как музыкального руководителя, прежде всего, волнует полноценное качественное музыкальное образование ребенка. Поэтому тема моей работы: «Организация единой музыкальной – образовательной среды в ДОУ, семье, социуме культуры».
Цель работы - создание единой, продуманной, систематизированной музыкальной среды, которая способствует полноценному, разностороннему музыкальному образованию детей.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
- . Создание коллектива единомышленников родителей и педагогов, заинтересованного в повышении качества музыкального образования детей.
- Повышение уровня музыкальной компетенции родителей и педагогов.
- Обогащение музыкально – предметной образовательной среды в ДОУ и семье.
- Создание музыкального эмоционально – комфортного режима в группе и семье.
Свою работу я решила проводить в пять этапов:
- Начальная диагностика уровня музыкального развития детей.
- Создание музыкальной среды в ДОУ:
- Создание музыкальной среды в семье
- Создание музыкальной среды в социуме.
- Итоговая диагностика уровня музыкального развития детей.
В нашем саду две средние, одна старшая и одна подготовительная группы. Всего в них находится 72 человека. По результатам диагностики уровня музыкального развития детей на начало 2008-2009 уч.года:
Низкий уровень составил - 21%
Ниже среднего –18%
Средний уровень –39%
Высокий уровень –22%
Результаты проведенной диагностики детей на начало года, показали, что знания и умения детей не достаточно высокие. Для того, чтобы музыкальное образование детей соответствовало требованиям нашей программы необходимо было перенести доминанту музыкальной деятельности детей с занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в самостоятельную деятельность.
Всем известно, что красочно оформленные музыкальные мини – центры не оставят равнодушными даже самых застенчивых ребятишек, а разнообразие музыкально – дидактических игр и пособий способствует музыкальному развитию воспитанников.
Но оформление уголков нашего детского сада не привлекало внимания детей, расположены они были в неудобном месте для использования. В музыкальных мини – центрах не было магнитофонов, кассет с детским репертуаром для прослушивания, альбомов с композиторами; не достаточное количество детских музыкальных инструментов, музыкально – дидактические игры были представлены в недостаточном количестве или не соответствовали возрастным особенностям детей. Поэтому и дети не занимались в музыкальных мини - центрах, а значит и не развивали музыкальные способности.
Для того, чтобы музыкальная среда нашего ДОУ преобразилась, мною был объявлен конкурс среди групп всего детского сада на лучший музыкальный уголок «Музыкальные ступеньки», были разработаны критерии конкурса, в котором указывались номинации, требования (Наличие всех видов музыкальной деятельности, соответствие возрасту детей), сроки проведения. (с 2008 г конкурс проходит каждый год).
Чтобы процесс был наиболее продуктивным я провела опрос воспитателей, для выявления затруднений по созданию музыкальной среды в группах. По результатам я получила следующие данные:
60%. – воспитателей испытывают трудности в организации совместной музыкальной деятельности с детьми. Это связано с тем, что педагоги не уверены в правильности проведения музыкально-дидактических игр (45%) и использованию музыкальных и шумовых инструментов (15%), а также у 43% возникли вопросы по правильному использованию музыкального конструктора Костиной.
Исследовав результаты опроса, чтобы музыкальная среда нашего детского сада соответствовала программным требованиям, я регулярно провожу с педагогами нашего ДОУ следующую работу:
- консультации по темам «Создание и использование музыкально – дидактических игр и пособий», «Звуковое оформление дня».
- Семинары – практикумы по использованию музыкально – дидактических игр.
- Индивидуальная работа по проблемам музыкального воспитания.
Так началось системно-плановое взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями. Возникла необходимость ведения «Папки взаимодействия с воспитателем» в которой отслеживается развитие детей, взаимодействие с родителями, мониторинг музыкальной среды группы, взаимодействие с музыкальным руководителем и т.д.
Современная жизнь диктует нам – педагогам новые пути обучения детей. На смену устаревшим догмам пришли новые тенденции, а именно развитие у детей творческих способностей и креативности. Для выявления уровня креативности детей я использую материалы книги Э.П. Костиной «Креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет» и программы «Камертон» с учетом возрастной группы детей. По результатам проведенной диагностики детей
- Низкий уровень - 26%
- средний уровнем 44%
- высокий 30%
Творческим заданиям детей сначала обучаю на занятиях, для того, чтобы они впоследствии могли самостоятельно использовать материал. Используя игры на развитие творческих способностей, дети не только учатся мыслить неординарно, но и приобретают уверенность в собственных возможностей.
Для того, чтобы творчество прочно вошло в жизнь ребенка, стало потребностью мы (совместно с педагогами и специалистами нашего ДОУ) начали работу по изготовлению музыкальных игр и пособий на развитие творческих способностей детей. Такие как: «Сочини песенку», «Кто как идет», нами придуманы игры «В мире музыки», «Споемте, друзья», «Веселый дождик», «Непослушные сапожки». Изготовлены схематические изображения музыкально – ритмических движений, шагов, перестроений, используя их, дети самостоятельно моделируют танец, который они хотят исполнить.
Родители воспитанников являются основными помощниками в организации музыкально – образовательного пространства. Недаром семья – это основа воспитания ребенка. Решая проблему музыкального образования детей мною были поставлены следующие задачи:
- Повышать уровень музыкальной компетенции родителей.
- Побуждать родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском саду и дома.
- Привлечь родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.
От того какая музыкальная обстановка будет создана в семье, дома - будет зависеть уровень музыкальной культуры ребенка. Но не все родители могут самостоятельно справиться со столь сложной задачей. Поэтому работу с родителями мы начали с родительского собрания и экскурсии по группам, где обратили внимание на оформление и содержание музыкальных мини – центров. В помощь родителям мы регулярно проводим консультации и семинары – практикумы. Родители частые посетители музыкальных занятий.
Для того, чтобы знать проблемы, затруднения, возникающие в процессе музыкального развития ребенка в семье, мы регулярно проводим анкетирования, которые помогают выявить их своевременно.
Особое удовольствие получают и взрослые и дети, когда собираются на общие мероприятия: родительские собрания, семинары - практикумы которые мы стараемся проводить в нетрадиционной форме: «Музыкальная гостиная», «Круглый стол», «КВН», «Путешествие в страну Звукляндия», где дети вместе с родителями выполняют разнообразные музыкальные задания. А порой и учат новому своих родителей.
Таким образом, мы решаем не только образовательные задачи, но и сближаем педагогов, родителей и детей.
При такой форме общения родители лучше воспринимают новшества в организации образовательного процесса, легче идут на контакт, больше общаются между собой, если намечается какое – либо мероприятие.
Чтобы творческий процесс стал неотъемлемой частью жизни детей, стал их образом жизни необходимы соответствующие условия в домашней обстановке. Мы ведем работу с родителями по созданию игр, пособий для развития креативности детей. Мною было проведено выступление на общем родительском собрании на тему «Значение и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», в информационных уголках для родителей была представлена консультация на тему «Развитие творчества детей через игру на детских музыкальных инструментах», а также адресная помощь, консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Ведется работа с социумом культуры (ДМШ, ЦДТ, РДК), это интересная и немаловажная работа, где дети пополняют свой музыкальный опыт. Мы организовываем экскурсии в музыкальную школу, где дети не только слушают выступление оркестра народных инструментов, но и сами играют на них, узнают историю рождения инструментов, их звучание. С разнообразными выступлениями в наш детский сад приезжают артисты со всей области: музыканты из консерватории, театр кукол, оркестр народных инструментов ДШИ и РДК.
Объединив и направив наши общие усилия по созданию единой музыкально – образовательной среды, мы достигли высоких результатов в музыкальном развитии детей.
Анализируя данные диагностики уровня музыкального развития детей прослеживается значительный рост.
Высокий – 56%
Средний – 32%
Ниже среднего – 8%
Низкий – 4%
УРОВЕНЬ МУЗ. РАЗВИТИЯ НА КОНЕЦ 2008- 2009УЧ.ГОД
Кроме этого, шестеро детей посещают подготовительный класс ДМШ, восемь выпускников поступили в 1-й класс музыкальной школы.
Свои умения и достижения наши воспитанники демонстрируют в культурном пространстве района и области. Наши дети постоянные участники концертов посвященных «Дню защиты детей». В этом году маленькие артисты были приглашены принять участие в праздновании районного праздника «Троица».
Дети нашего детского сада постоянно радуют ветеранов когда приезжают с концертами ко «Дню пожилого человека», «8 Марта». Большой праздничный концерт был организован ко дню Победы.
2-й год наша танцевальная группа занимает второе место в номинации «Аэробика» в конкурсе «Малышиада» по району, а также два года является победителем среди северных районов в региональном конкурсе, проходящем в г. Семенове. Регулярные выступления на «большой сцене» укрепляют желание детей заниматься музыкой, стимулирует и раскрепощает их.
Таким образом, наши достижения и перспективы позволяют нам говорить о том, что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.
Проведенный анализ по созданию единой музыкальной среды ДОУ, семье, социуме культуры показал такие результаты:
- Достаточно высокий уровень слушания у старших дошкольников.
- Достаточно высокий интерес к определенным музыкальным жанрам, видам, музыке отдельных композиторов.
- Дети знают названия и звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра.
- Ежегодно не менее 20% выпускников продолжают дополнительное музыкальное образование в музыкальной школе, учреждениях дополнительного образования.
Благодаря единой музыкальной среде дети подготовительной группы обладают более произвольным вниманием, у них хорошо развита мелкая и крупная моторика рук и пальцев, они пластичны, у большинства из них правильная осанка, дети легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, имеют творческое самовыражение.
Отсюда следует, что организация единого музыкального пространства в ДОУ, семье, социуме культуры является мощным двигателем в развитии детей не только в музыке, но и в других областях. Развиваются такие психические процессы как: мышление, память, внимание. У детей развито чувство прекрасного, правильная самооценка.
В дальнейшем буду продолжать начатое дело по созданию музыкальной среды:
- Обогащение музыкальных мини центров
- Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей.
- Поддерживать и укреплять взаимосвязь с родителями.
- Поддерживать и укреплять взаимосвязь с социумом культуры
- Повышать уровень самообразования.
Таким образом, наши достижения и перспективы позволяют нам говорить о том, что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"
Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Дополнительная программа по развитию певческих способностей
В материале представлена дополнительная программа по развитию певческих способностей у детей 5-7 лет...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"
Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...
«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»
С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

Развитие певческих способностей дошкольников в процессе использования интерактивных методов обучения
Обобщенный опыт работы музыкального руководителя ДОУ, в котором собран интерактивный материал для использования развития певческих способностей....