Развитие певческих способностей дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Косаренкова Наталья Анатольевна

Раскрыт опыт работы по развитию певческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pevcheskikh_sposobnostey_doshkolnikov_-_kopiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация аттестационной работы на высшую квалификационную категорию.

Звуки музыки льются из наших сердец

Нотный стан в легком вальсе кружится

Нежной трелью зальется пернатый певец

Скоро новая песня родится….

                                                       А.Ермолов

Одной из основных задач обеспечения  качества дошкольного образования является реализация основных направлений развития ребенка, в том числе и художественно – эстетического направления.

Наше дошкольное учреждение работает по комплексной программе «Сообщество», в которой представлены все виды детской деятельности, кроме музыкального воспитания.

Анализируя парциальную программу  «Ритмическая мозаика» Бурениной, цель которой -  приобщать детей к искусству хореографии, развивать художественный вкус, прививать общую эстетическую и танцевальную культуру, мы сталкиваемся с тем, что в процессе музыкального воспитания, дети занимаются одним видом деятельности, а именно хореографией.

В  музыкальной парциальной программе Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» также отдается предпочтение одному виду музыкальной деятельности – игре на музыкальных инструментах. Целью программы является  - развитие музыкальных способностей через обучение игре на музыкальных инструментах.

В то же время, целью музыкальной  образовательной  программы «Камертон» Э.П.Костиной – является всестороннее  развитие личности ребенка и  качество музыкального образования детей раннего возраста и дошкольников.

Кроме того, программа «Камертон»  предполагает музыкальное развитие детей через создание и эффективное использование музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры, что созвучно с  задачами комплексной программы «Сообщество», которая реализуется в нашем детском саду.

Меня как музыкального руководителя, прежде всего, волнует полноценное качественное музыкальное образование ребенка.  Поэтому тема моей работы: «Организация  единой  музыкальной – образовательной среды в ДОУ, семье, социуме культуры». 

Цель работы  - создание единой, продуманной, систематизированной  музыкальной среды, которая способствует полноценному, разностороннему музыкальному образованию детей.  

  Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: 

  1. . Создание коллектива единомышленников родителей и педагогов, заинтересованного  в повышении качества музыкального образования детей.
  2. Повышение  уровня музыкальной компетенции родителей и педагогов.
  3. Обогащение  музыкально – предметной  образовательной среды в ДОУ и семье.
  4. Создание музыкального эмоционально – комфортного режима в группе  и семье.

Свою работу я решила проводить в  пять этапов:

  1. Начальная диагностика уровня музыкального развития детей.
  2. Создание  музыкальной среды в ДОУ:
  3. Создание  музыкальной среды в семье
  4. Создание  музыкальной среды в социуме.
  5. Итоговая диагностика уровня музыкального развития детей.             

В нашем саду две средние, одна старшая и одна подготовительная группы.  Всего в них находится 72 человека. По результатам диагностики уровня музыкального развития детей на начало 2008-2009 уч.года:

 

Низкий уровень  составил - 21%  

Ниже среднего –18%

Средний уровень –39%

Высокий уровень –22%

 Результаты проведенной диагностики детей  на начало года, показали, что знания и умения детей  не достаточно высокие. Для того, чтобы музыкальное образование детей соответствовало требованиям нашей программы необходимо было перенести доминанту музыкальной деятельности детей с занятий, которые проводятся 2 раза в неделю,  в самостоятельную деятельность.

Всем известно, что красочно  оформленные музыкальные   мини – центры  не оставят равнодушными даже самых застенчивых ребятишек, а разнообразие музыкально – дидактических игр и пособий способствует музыкальному развитию воспитанников.

Но оформление уголков нашего детского сада не привлекало внимания детей, расположены они были в неудобном месте для использования.  В музыкальных мини – центрах  не было магнитофонов, кассет с детским репертуаром для прослушивания, альбомов с композиторами; не достаточное количество детских музыкальных инструментов, музыкально – дидактические игры были представлены в недостаточном количестве или не соответствовали возрастным особенностям детей. Поэтому и дети  не занимались в музыкальных мини  - центрах, а значит и не развивали музыкальные способности.

Для того, чтобы музыкальная среда нашего ДОУ преобразилась, мною был объявлен конкурс среди групп всего детского сада на лучший музыкальный уголок «Музыкальные ступеньки», были разработаны  критерии конкурса, в котором указывались номинации, требования (Наличие всех видов музыкальной деятельности, соответствие возрасту детей), сроки проведения. (с 2008 г конкурс проходит каждый год).

Чтобы процесс был наиболее продуктивным я провела опрос воспитателей, для выявления затруднений по созданию музыкальной среды в группах.  По результатам я получила следующие данные:

60%. – воспитателей  испытывают  трудности в организации совместной музыкальной деятельности с детьми.  Это связано  с тем, что педагоги  не уверены в правильности проведения музыкально-дидактических игр (45%) и использованию музыкальных и шумовых инструментов (15%), а также у 43% возникли вопросы по правильному использованию музыкального конструктора Костиной.

Исследовав результаты опроса, чтобы музыкальная среда нашего детского сада соответствовала программным требованиям, я регулярно провожу с педагогами нашего ДОУ следующую работу:

  • консультации по темам «Создание и использование  музыкально – дидактических игр и пособий», «Звуковое  оформление дня».
  • Семинары – практикумы по использованию музыкально – дидактических игр.
  • Индивидуальная работа по проблемам музыкального воспитания.

      Так началось системно-плановое взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями. Возникла необходимость ведения «Папки  взаимодействия с воспитателем» в которой отслеживается развитие детей, взаимодействие с родителями, мониторинг музыкальной среды группы, взаимодействие с музыкальным руководителем и т.д.

Современная жизнь диктует нам – педагогам новые пути обучения детей. На смену устаревшим догмам пришли новые тенденции, а именно развитие у детей творческих способностей и креативности. Для выявления уровня креативности детей я использую материалы книги Э.П. Костиной  «Креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет» и программы «Камертон» с учетом возрастной группы детей.  По результатам проведенной диагностики  детей

  • Низкий уровень -   26%
  • средний уровнем 44%
  • высокий  30%

Творческим заданиям детей сначала обучаю на занятиях, для того, чтобы они впоследствии  могли самостоятельно  использовать материал. Используя игры на развитие творческих способностей,  дети не только учатся мыслить неординарно, но и приобретают уверенность в собственных возможностей.

 Для того, чтобы творчество  прочно вошло в жизнь ребенка, стало потребностью мы (совместно с педагогами и специалистами нашего ДОУ) начали работу по изготовлению музыкальных игр и пособий на развитие творческих способностей детей. Такие как: «Сочини песенку», «Кто как идет», нами придуманы игры «В мире музыки», «Споемте, друзья», «Веселый дождик», «Непослушные сапожки». Изготовлены схематические изображения музыкально – ритмических движений, шагов, перестроений, используя их, дети самостоятельно моделируют  танец, который они хотят исполнить.

Родители воспитанников   являются основными помощниками в организации  музыкально – образовательного пространства. Недаром семья – это основа воспитания ребенка. Решая проблему музыкального образования детей мною были поставлены следующие задачи:

  • Повышать уровень музыкальной компетенции родителей.
  • Побуждать родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском саду и дома.
  • Привлечь родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

 От того какая музыкальная обстановка будет создана в семье, дома -  будет зависеть уровень музыкальной культуры ребенка. Но не все родители могут самостоятельно справиться со столь сложной задачей. Поэтому работу с родителями мы начали с родительского собрания и экскурсии по группам, где обратили внимание на оформление и содержание музыкальных мини – центров. В помощь родителям мы регулярно проводим консультации и семинары – практикумы.  Родители  частые посетители музыкальных занятий.

Для того, чтобы знать проблемы, затруднения, возникающие в процессе музыкального развития ребенка в семье, мы регулярно проводим анкетирования, которые помогают выявить их своевременно.

 Особое удовольствие получают и взрослые и дети, когда собираются на общие мероприятия: родительские собрания, семинары - практикумы которые мы стараемся проводить в нетрадиционной форме:  «Музыкальная гостиная», «Круглый стол», «КВН», «Путешествие в страну Звукляндия», где дети вместе с родителями выполняют разнообразные музыкальные задания. А порой и учат новому своих родителей.

Таким образом, мы решаем не только образовательные задачи, но и сближаем педагогов, родителей и детей.

При  такой форме общения родители лучше воспринимают новшества в организации образовательного процесса, легче идут на контакт, больше общаются между собой, если намечается какое – либо мероприятие.

Чтобы творческий процесс стал неотъемлемой  частью жизни детей, стал их образом жизни  необходимы соответствующие условия в домашней обстановке. Мы ведем работу с родителями по созданию игр, пособий для развития  креативности  детей. Мною было проведено выступление на общем родительском собрании на тему «Значение и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», в  информационных  уголках для родителей была представлена консультация на тему «Развитие творчества  детей через игру на детских музыкальных инструментах», а также адресная помощь, консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Ведется работа с социумом культуры (ДМШ, ЦДТ, РДК), это интересная и немаловажная работа, где дети пополняют свой музыкальный опыт. Мы организовываем экскурсии в музыкальную школу, где дети не только слушают выступление оркестра народных инструментов, но и сами играют на них, узнают историю рождения инструментов, их звучание. С разнообразными выступлениями в наш детский сад приезжают артисты со всей области: музыканты из консерватории, театр кукол, оркестр народных инструментов ДШИ и РДК.

Объединив и направив наши общие усилия по созданию единой музыкально – образовательной среды,  мы достигли высоких результатов  в музыкальном развитии детей.

Анализируя данные диагностики уровня музыкального развития детей прослеживается  значительный рост.

Высокий – 56%

Средний – 32%

Ниже среднего – 8%

Низкий – 4%

УРОВЕНЬ МУЗ. РАЗВИТИЯ НА КОНЕЦ 2008- 2009УЧ.ГОД

Кроме этого, шестеро детей посещают подготовительный класс ДМШ, восемь  выпускников поступили в 1-й класс музыкальной школы.

Свои умения и достижения наши воспитанники демонстрируют в культурном пространстве района и области. Наши дети постоянные участники концертов посвященных «Дню защиты детей». В этом году маленькие артисты были приглашены принять участие в праздновании  районного праздника «Троица».

Дети нашего детского сада постоянно  радуют ветеранов когда приезжают с концертами ко «Дню пожилого человека», «8 Марта». Большой праздничный концерт был организован ко дню Победы.

2-й год наша танцевальная группа занимает второе место в номинации «Аэробика» в конкурсе «Малышиада» по району, а также два года является победителем среди северных районов в  региональном конкурсе, проходящем  в г. Семенове. Регулярные выступления на «большой сцене» укрепляют желание детей заниматься музыкой, стимулирует и раскрепощает их.

Таким образом,  наши достижения и перспективы  позволяют нам говорить о том,  что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей   в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.

Проведенный анализ по созданию единой музыкальной среды ДОУ, семье,  социуме культуры показал такие результаты:

  • Достаточно высокий уровень слушания у старших дошкольников.
  • Достаточно высокий интерес к определенным музыкальным жанрам, видам, музыке отдельных композиторов.
  • Дети знают названия и звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра.
  • Ежегодно не менее 20% выпускников продолжают дополнительное музыкальное образование  в музыкальной школе, учреждениях дополнительного образования.

Благодаря единой музыкальной среде дети подготовительной группы обладают более произвольным вниманием, у них хорошо развита мелкая и крупная моторика рук и пальцев, они пластичны, у большинства из них правильная осанка, дети легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, имеют творческое самовыражение.

Отсюда следует, что организация единого музыкального пространства в ДОУ, семье, социуме культуры является мощным двигателем в развитии детей не только в музыке, но и в других областях. Развиваются такие психические процессы как: мышление, память, внимание. У детей развито чувство прекрасного,  правильная самооценка.

 В дальнейшем буду продолжать начатое дело по созданию музыкальной среды:

  • Обогащение музыкальных мини центров
  • Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей.
  • Поддерживать и укреплять взаимосвязь с родителями.
  • Поддерживать и укреплять взаимосвязь с социумом культуры
  • Повышать уровень самообразования. 

Таким образом, наши достижения и перспективы  позволяют нам говорить о том,  что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей   в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Дополнительная программа по развитию певческих способностей

В материале представлена дополнительная программа по развитию певческих способностей у детей 5-7 лет...

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

Развитие певческих способностей дошкольников в процессе использования интерактивных методов обучения

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя ДОУ, в котором собран интерактивный материал для использования развития певческих способностей....

Мастер-класс "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития певческих способностей дошкольников"

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Развитие певческих способностей у дошкольников

Выступление на семинаре "Развитие певческих способностей у дошкольников"...