Развитие певческих способностей дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Косаренкова Наталья Анатольевна

Раскрыт опыт работы по развитию певческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pevcheskikh_sposobnostey_doshkolnikov_-_kopiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация аттестационной работы на высшую квалификационную категорию.

Звуки музыки льются из наших сердец

Нотный стан в легком вальсе кружится

Нежной трелью зальется пернатый певец

Скоро новая песня родится….

                                                       А.Ермолов

Одной из основных задач обеспечения  качества дошкольного образования является реализация основных направлений развития ребенка, в том числе и художественно – эстетического направления.

Наше дошкольное учреждение работает по комплексной программе «Сообщество», в которой представлены все виды детской деятельности, кроме музыкального воспитания.

Анализируя парциальную программу  «Ритмическая мозаика» Бурениной, цель которой -  приобщать детей к искусству хореографии, развивать художественный вкус, прививать общую эстетическую и танцевальную культуру, мы сталкиваемся с тем, что в процессе музыкального воспитания, дети занимаются одним видом деятельности, а именно хореографией.

В  музыкальной парциальной программе Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» также отдается предпочтение одному виду музыкальной деятельности – игре на музыкальных инструментах. Целью программы является  - развитие музыкальных способностей через обучение игре на музыкальных инструментах.

В то же время, целью музыкальной  образовательной  программы «Камертон» Э.П.Костиной – является всестороннее  развитие личности ребенка и  качество музыкального образования детей раннего возраста и дошкольников.

Кроме того, программа «Камертон»  предполагает музыкальное развитие детей через создание и эффективное использование музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры, что созвучно с  задачами комплексной программы «Сообщество», которая реализуется в нашем детском саду.

Меня как музыкального руководителя, прежде всего, волнует полноценное качественное музыкальное образование ребенка.  Поэтому тема моей работы: «Организация  единой  музыкальной – образовательной среды в ДОУ, семье, социуме культуры». 

Цель работы  - создание единой, продуманной, систематизированной  музыкальной среды, которая способствует полноценному, разностороннему музыкальному образованию детей.  

  Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: 

  1. . Создание коллектива единомышленников родителей и педагогов, заинтересованного  в повышении качества музыкального образования детей.
  2. Повышение  уровня музыкальной компетенции родителей и педагогов.
  3. Обогащение  музыкально – предметной  образовательной среды в ДОУ и семье.
  4. Создание музыкального эмоционально – комфортного режима в группе  и семье.

Свою работу я решила проводить в  пять этапов:

  1. Начальная диагностика уровня музыкального развития детей.
  2. Создание  музыкальной среды в ДОУ:
  3. Создание  музыкальной среды в семье
  4. Создание  музыкальной среды в социуме.
  5. Итоговая диагностика уровня музыкального развития детей.             

В нашем саду две средние, одна старшая и одна подготовительная группы.  Всего в них находится 72 человека. По результатам диагностики уровня музыкального развития детей на начало 2008-2009 уч.года:

 

Низкий уровень  составил - 21%  

Ниже среднего –18%

Средний уровень –39%

Высокий уровень –22%

 Результаты проведенной диагностики детей  на начало года, показали, что знания и умения детей  не достаточно высокие. Для того, чтобы музыкальное образование детей соответствовало требованиям нашей программы необходимо было перенести доминанту музыкальной деятельности детей с занятий, которые проводятся 2 раза в неделю,  в самостоятельную деятельность.

Всем известно, что красочно  оформленные музыкальные   мини – центры  не оставят равнодушными даже самых застенчивых ребятишек, а разнообразие музыкально – дидактических игр и пособий способствует музыкальному развитию воспитанников.

Но оформление уголков нашего детского сада не привлекало внимания детей, расположены они были в неудобном месте для использования.  В музыкальных мини – центрах  не было магнитофонов, кассет с детским репертуаром для прослушивания, альбомов с композиторами; не достаточное количество детских музыкальных инструментов, музыкально – дидактические игры были представлены в недостаточном количестве или не соответствовали возрастным особенностям детей. Поэтому и дети  не занимались в музыкальных мини  - центрах, а значит и не развивали музыкальные способности.

Для того, чтобы музыкальная среда нашего ДОУ преобразилась, мною был объявлен конкурс среди групп всего детского сада на лучший музыкальный уголок «Музыкальные ступеньки», были разработаны  критерии конкурса, в котором указывались номинации, требования (Наличие всех видов музыкальной деятельности, соответствие возрасту детей), сроки проведения. (с 2008 г конкурс проходит каждый год).

Чтобы процесс был наиболее продуктивным я провела опрос воспитателей, для выявления затруднений по созданию музыкальной среды в группах.  По результатам я получила следующие данные:

60%. – воспитателей  испытывают  трудности в организации совместной музыкальной деятельности с детьми.  Это связано  с тем, что педагоги  не уверены в правильности проведения музыкально-дидактических игр (45%) и использованию музыкальных и шумовых инструментов (15%), а также у 43% возникли вопросы по правильному использованию музыкального конструктора Костиной.

Исследовав результаты опроса, чтобы музыкальная среда нашего детского сада соответствовала программным требованиям, я регулярно провожу с педагогами нашего ДОУ следующую работу:

  • консультации по темам «Создание и использование  музыкально – дидактических игр и пособий», «Звуковое  оформление дня».
  • Семинары – практикумы по использованию музыкально – дидактических игр.
  • Индивидуальная работа по проблемам музыкального воспитания.

      Так началось системно-плановое взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями. Возникла необходимость ведения «Папки  взаимодействия с воспитателем» в которой отслеживается развитие детей, взаимодействие с родителями, мониторинг музыкальной среды группы, взаимодействие с музыкальным руководителем и т.д.

Современная жизнь диктует нам – педагогам новые пути обучения детей. На смену устаревшим догмам пришли новые тенденции, а именно развитие у детей творческих способностей и креативности. Для выявления уровня креативности детей я использую материалы книги Э.П. Костиной  «Креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет» и программы «Камертон» с учетом возрастной группы детей.  По результатам проведенной диагностики  детей

  • Низкий уровень -   26%
  • средний уровнем 44%
  • высокий  30%

Творческим заданиям детей сначала обучаю на занятиях, для того, чтобы они впоследствии  могли самостоятельно  использовать материал. Используя игры на развитие творческих способностей,  дети не только учатся мыслить неординарно, но и приобретают уверенность в собственных возможностей.

 Для того, чтобы творчество  прочно вошло в жизнь ребенка, стало потребностью мы (совместно с педагогами и специалистами нашего ДОУ) начали работу по изготовлению музыкальных игр и пособий на развитие творческих способностей детей. Такие как: «Сочини песенку», «Кто как идет», нами придуманы игры «В мире музыки», «Споемте, друзья», «Веселый дождик», «Непослушные сапожки». Изготовлены схематические изображения музыкально – ритмических движений, шагов, перестроений, используя их, дети самостоятельно моделируют  танец, который они хотят исполнить.

Родители воспитанников   являются основными помощниками в организации  музыкально – образовательного пространства. Недаром семья – это основа воспитания ребенка. Решая проблему музыкального образования детей мною были поставлены следующие задачи:

  • Повышать уровень музыкальной компетенции родителей.
  • Побуждать родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском саду и дома.
  • Привлечь родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.

 От того какая музыкальная обстановка будет создана в семье, дома -  будет зависеть уровень музыкальной культуры ребенка. Но не все родители могут самостоятельно справиться со столь сложной задачей. Поэтому работу с родителями мы начали с родительского собрания и экскурсии по группам, где обратили внимание на оформление и содержание музыкальных мини – центров. В помощь родителям мы регулярно проводим консультации и семинары – практикумы.  Родители  частые посетители музыкальных занятий.

Для того, чтобы знать проблемы, затруднения, возникающие в процессе музыкального развития ребенка в семье, мы регулярно проводим анкетирования, которые помогают выявить их своевременно.

 Особое удовольствие получают и взрослые и дети, когда собираются на общие мероприятия: родительские собрания, семинары - практикумы которые мы стараемся проводить в нетрадиционной форме:  «Музыкальная гостиная», «Круглый стол», «КВН», «Путешествие в страну Звукляндия», где дети вместе с родителями выполняют разнообразные музыкальные задания. А порой и учат новому своих родителей.

Таким образом, мы решаем не только образовательные задачи, но и сближаем педагогов, родителей и детей.

При  такой форме общения родители лучше воспринимают новшества в организации образовательного процесса, легче идут на контакт, больше общаются между собой, если намечается какое – либо мероприятие.

Чтобы творческий процесс стал неотъемлемой  частью жизни детей, стал их образом жизни  необходимы соответствующие условия в домашней обстановке. Мы ведем работу с родителями по созданию игр, пособий для развития  креативности  детей. Мною было проведено выступление на общем родительском собрании на тему «Значение и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста», в  информационных  уголках для родителей была представлена консультация на тему «Развитие творчества  детей через игру на детских музыкальных инструментах», а также адресная помощь, консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Ведется работа с социумом культуры (ДМШ, ЦДТ, РДК), это интересная и немаловажная работа, где дети пополняют свой музыкальный опыт. Мы организовываем экскурсии в музыкальную школу, где дети не только слушают выступление оркестра народных инструментов, но и сами играют на них, узнают историю рождения инструментов, их звучание. С разнообразными выступлениями в наш детский сад приезжают артисты со всей области: музыканты из консерватории, театр кукол, оркестр народных инструментов ДШИ и РДК.

Объединив и направив наши общие усилия по созданию единой музыкально – образовательной среды,  мы достигли высоких результатов  в музыкальном развитии детей.

Анализируя данные диагностики уровня музыкального развития детей прослеживается  значительный рост.

Высокий – 56%

Средний – 32%

Ниже среднего – 8%

Низкий – 4%

УРОВЕНЬ МУЗ. РАЗВИТИЯ НА КОНЕЦ 2008- 2009УЧ.ГОД

Кроме этого, шестеро детей посещают подготовительный класс ДМШ, восемь  выпускников поступили в 1-й класс музыкальной школы.

Свои умения и достижения наши воспитанники демонстрируют в культурном пространстве района и области. Наши дети постоянные участники концертов посвященных «Дню защиты детей». В этом году маленькие артисты были приглашены принять участие в праздновании  районного праздника «Троица».

Дети нашего детского сада постоянно  радуют ветеранов когда приезжают с концертами ко «Дню пожилого человека», «8 Марта». Большой праздничный концерт был организован ко дню Победы.

2-й год наша танцевальная группа занимает второе место в номинации «Аэробика» в конкурсе «Малышиада» по району, а также два года является победителем среди северных районов в  региональном конкурсе, проходящем  в г. Семенове. Регулярные выступления на «большой сцене» укрепляют желание детей заниматься музыкой, стимулирует и раскрепощает их.

Таким образом,  наши достижения и перспективы  позволяют нам говорить о том,  что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей   в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.

Проведенный анализ по созданию единой музыкальной среды ДОУ, семье,  социуме культуры показал такие результаты:

  • Достаточно высокий уровень слушания у старших дошкольников.
  • Достаточно высокий интерес к определенным музыкальным жанрам, видам, музыке отдельных композиторов.
  • Дети знают названия и звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра.
  • Ежегодно не менее 20% выпускников продолжают дополнительное музыкальное образование  в музыкальной школе, учреждениях дополнительного образования.

Благодаря единой музыкальной среде дети подготовительной группы обладают более произвольным вниманием, у них хорошо развита мелкая и крупная моторика рук и пальцев, они пластичны, у большинства из них правильная осанка, дети легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, имеют творческое самовыражение.

Отсюда следует, что организация единого музыкального пространства в ДОУ, семье, социуме культуры является мощным двигателем в развитии детей не только в музыке, но и в других областях. Развиваются такие психические процессы как: мышление, память, внимание. У детей развито чувство прекрасного,  правильная самооценка.

 В дальнейшем буду продолжать начатое дело по созданию музыкальной среды:

  • Обогащение музыкальных мини центров
  • Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей.
  • Поддерживать и укреплять взаимосвязь с родителями.
  • Поддерживать и укреплять взаимосвязь с социумом культуры
  • Повышать уровень самообразования. 

Таким образом, наши достижения и перспективы  позволяют нам говорить о том,  что создание единого музыкально – образовательного пространства в ДОУ, семье и социуме культуры не только улучшает качество музыкального образования детей, но и придает ему новые положительные эмоции, краски, объединяет и взрослых и детей   в достижении общей цели – гармоничному, разностороннему развитию личности ребенка.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Дополнительная программа по развитию певческих способностей

В материале представлена дополнительная программа по развитию певческих способностей у детей 5-7 лет...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

Развитие певческих способностей дошкольников в процессе использования интерактивных методов обучения

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя ДОУ, в котором собран интерактивный материал для использования развития певческих способностей....