Мастер-класс "Музыкально-театрализованная деятельность, как средство развития певческих способностей дошкольников"
материал (старшая, подготовительная группа)

Медведева Елена Геннадьевна

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_muzykalnyh_rukovoditeley.docx34.06 КБ
Файл master-klass.pptx0 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Музыкально-театрализованная  деятельность как средство развития

певческих способностей дошкольников».

Разработали: музыкальные руководители высшей кв. категории  

МБДОУ ЦРР ДС №54 Медведева Е.Г., Мещерякова Е.Н.

Слайд 1

Название  мастер-класса

- Уважаемые коллеги, предлагаем  Вам для удобства общения написать на  стикерах  свои имена и прикрепить их.

Слайд 2

Мастер 1: 

- Сегодня наш мастер-класс посвящён  теме  развития певческих способностей дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.

Слайд 3

 Музыкально-театрализованная деятельность – на наш взгляд,  самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка.

Слайд 4

Различные аспекты музыкально-театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения  этой деятельности  нашли отражение в работах известных учёных  и педагогов. Назову лишь некоторых из них:  В.И. Ашикова, Л.А. Тарасова, Л.Л.Пилипенко, Л.Л.Леонидов

Вопрос к участникам мастер-класса:

- А как считаете вы, что развивает музыкально-театрализованная деятельность у дошкольников? Предлагаю вам, выбрать утверждение, с которым вы согласны,  и объяснить его (участники работают с утверждениями)

- Я считаю, что музыкально-театрализованная деятельность  способствует познанию  окружающего мира потому что……

- Музыкально-театрализованная деятельность  развивает память,  воображение и мышление, потому что…

- Я согласна, что музыкально-театрализованная деятельность способствует  умению передавать  эмоциональные состояния так как…  

- Я уверена, что музыкально-театрализованная деятельность формирует  интерес к литературе и театру, потому что…

- Музыкально-театрализованная деятельность побуждает  к созданию новых образов, так как…….

Мастер 1: Я рада, что наши мнения совпадают, и подтверждают актуальность и необходимость проведения  работы по этому направлению в дошкольных учреждениях.

Слайд 5

Анализ обучающих программ, сочетающих театрализованное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все они  основаны на  программе  «От рождения до школы»  под ред. Вераксы. В дополнение к  этой программе  используют технологии с применением театрализованной деятельности, которые вы видите на слайде.

Слайд 6

При  организации музыкально-театрализованной  деятельности мы используем  разные  формы.  

Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащённая музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее, объёмнее.  В этом направлении, выбрав жанр «музыкальной сказки»,  мы  и стали работать. Этот жанр мы выбрали ещё и потому, что считаем, что он наиболее полно раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, побуждает в детях творческое начало.

Любая деятельность с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребёнок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а всё остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу  мы построили в тесной взаимосвязи как с педагогами, так и с родителями  воспитанников.

Мы разработали модель организации деятельности  по постановки   музыкальной сказки  в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Что же представляет  собой эта модель на практике?

Слайд 7

- Здесь отражены  этапы подготовки  музыкальной сказки   и формы взаимодействия   всех участников образовательного процесса. Вся работа проводится в непосредственно образовательной деятельности по  таким областям как «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественная литература», «Познание»,  в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности детей. При подготовке к каждой сказки эта модель конкретизируется  программными задачами (приложение 1)

Слайд 8

Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Для того, чтобы  создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать  эмоциональный отклик у детей, мы тщательно  подбираем музыкальные произведения.  В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сами сочиняем небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.
       

В ходе  работы над музыкальными сказками  особое внимание мы уделяем  развитию певческих навыков, так как исполняя песню того или иного персонажа, детям  нужно не только  изобразить своего героя, а ещё и правильно передать интонацией, пением, голосом, его характер.

С помощью «голоса – инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным. И здесь наша задача  - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.

Слайд 9

Мастер 2: Работа по развитию певческих навыков включает в себя много задач.   Развивая  певческие способности  детей, я пришла к выводу: с одной стороны - это серьёзное занятие, где дети получают новые умения и навыки, с другой – это творческий процесс, в котором должны присутствовать шутка, игровые моменты, музыкально-дидактические игры,  игра на различных инструментах, двигательная активность, проблемные ситуации.

Слайд 10

Методика и этапы  работы по разучиванию  песенного репертуара широко раскрыта в    специальной  литературе музыкального воспитания, я же хочу поделиться с вами приёмами, которые использую в работе.  

Перед началом знакомства с  произведением я всегда анализирую все требования к звучанию: дыхание, снятие, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения.

Новое произведение я всегда показываю целиком и максимально выразительно. Исполняю его так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.

На начальном этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения:

  • более долгая задержка на паузах;
  • более яркое замыкание слов;
  • больше, чем обычно, протяженность гласных звуков при пении.

Все это делаю для того, чтобы дети более ярко прочувствовали особенности предлагаемой песни.

Слайд 11

Предлагаю детям высказаться о характере прослушанной песни и определить ее настроение с помощью музыкально – дидактических игр: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка», «Выбери настроение».  При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, «рисуют музыку» цветными карандашами, мелками.  

Слайд 12

На  этапе  разучивания песни необходимо подготовить, разогреть  голосовой аппарат. Опираясь на исследования ленинградского педагога А. Яковлева  «Физиологические особенности певческой атаки», и изучив статьи «Методы вокальной работы с детьми», я разработала специальные упражнения – распевания. Используя наиболее удобные фонемы: «а», «о», «у».

Проанализировав значение этих гласных для голосового аппарата, и систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила, качественные изменения в области чистоты интонирования, правильного формирования ротовой полости, расширения диапазона.

Слайд 13

Подготовив голосовой аппарат к пению, приступаем к разучиванию песни.

Работа над трудными мелодическими ходами в песне требует многократных повторений и снижает интерес детей к  разучиванию.

Упражнения же, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести  певческие умения и навыки. Упражнения,  имеющие игровой характер, мелодии на подражание голосам птиц, животных,  попевки, скороговорки, потешки, считалки нравятся детям, и они с удовольствием поют их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, и на прогулке, и дома.

Много времени уделяю так же и работе над дыханием, ведь от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным и естественным. Не все дети сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к крикливому  пению.

Поэтому обязательно рассказываю и наглядно показываю детям, как нужно дышать, чтобы работали мышцы живота, а также нижних и верхних отделов грудной клетки. Закрепляем правильное дыхание, выполняя различные  игровые упражнения, давайте попробуем выполнить их вместе.

Упражнение «Собачка». Предлагаю детям представить, как дышит собачка, которая долго бежала, а затем, попробовать дышать так же. Для этого кладём руки на пояс (рот приоткрыт), дышим  животиком.

Упражнение «Шарик». Предлагаю детям «надуть» шарик в животе.  Вдох делаем через нос, контролируем,  как надувается  живот, плечи не поднимаем. Выдох через рот, с хлопком в ладоши - шарик лопнул.

Упражнение «Свеча». Надуваем шарик в животе, затем предлагаю детям представить перед собой зажженную свечу. Выдох  через рот должен быть лёгким, чтобы не задуть пламя.

Слайд 14

Пристального внимания в работе  над вокалом требует воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача. На первом этапе использую игру, как метод в преодолении трудностей. Играю один звук в нюансе р и прошу детей прослушать, как звучит эта нота. Затем обращаю внимание на то, как мой голос точно повторяет этот звук, полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. А потом спрошу, кто сможет сделать так же. Сначала поет один ребенок, затем два, три, …. Десять и т.д. И вот уже хор звучит совсем по-другому (давайте попробуем вместе).

Слайд 15

Разучивание вокальных партий проходит как на занятиях с подгруппой, так и в индивидуальной работе с детьми.   У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.  Проводя с ребёнком специальные игры и упражнения, пытаюсь развивать ту способность, которая у него менее развита.  

Например, для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты звуков, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение.

Мастер предлагает одной подгруппе строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше  звук). Другой - сложить в «музыкальную коробочку» красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая,  при этом «длину» ленточки.

Если ребёнок тянет звук, но не попадает. Можно поиграть в игру «Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке ребёнка.  Передать ребёнку это предмет вместе со звуком.  Ребёнок должен вернуть предмет и звук обратно.

Ребёнок запомнил песенку, но поёт очень тихо, не слышно. Простой лист бумаги, скрученный  в трубочку, как рупор, усилит громкость.

Если  петь,  изображая то, о чём поётся, двигаясь, а не сидя на одном месте, ребёнку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся.

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют  почти во всех сказках, мы  применяем  двигательные импровизации, которые проводятся  без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики.

Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными.  Двигательные импровизации, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица,  движениями тела, дети постепенно овладевают  средствами выразительности.  

Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной деятельности  дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

А сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и немножко поиграть.

Слайд 16

Практическая часть (приложение 2)

Игра «Озвучивание»

Слайд 17,18

Итог:

Мастер 1: Уважаемые коллеги, как вы уже поняли в этой  импровизированной игре, мы с вами не только вспомнили любимую детьми сказку, но и использовали ряд методических приёмов,   способствующих развитию певческих навыков  детей. Давайте вспомним, какие задания выполняли наши герои, и попытаемся определить, на развитие каких  музыкальных способностей  они были направлены?  (ответы участников)

-  А какие игры на развитие певческих навыков можете предложить Вы? Предлагаем  вам создать методическую копилку.  На  стикерах нужно написать название игры,  и поместить его в  мешочек с определённой задачей  (участники  записывают игры и помещают их в мешочки).

-Посмотрите, как много интересных  игровых приёмов можно использовать для  обучения  детей пению.

Слайд 19

Эффективность их  применения   подтвердилась показателями качества пения детей в конце года.

1. У детей расширился диапазон голоса.

2. Выработалось правильное дыхание.

3.Улучшилась чистота исполнения мелодического и ритмического рисунка.

На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

В методике обучения пению имеется целый ряд приемов, систематическое использование которых способствует развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

 А организация музыкально-театрализованной деятельности является одним из средств, где развиваются и особенно ярко  раскрываются певческие способности дошкольников.    

В наших   дальнейших планах  продолжение работы над постановкой музыкальных сказок, начиная с младшего возраста, создание  театрального кружка, куда будут входить дети из разных групп, заинтересованные воспитатели и родители.

Слайд 20

Рефлексия

Мастер 2:

 

- Что будут вспоминать дети, простившись с детским садом? Трудно сказать. Но важно, наполнить их жизнь творчеством, сделать её яркой и интересной. У каждого из нас свой подход, свой метод. И всё же есть вещи, бесспорные для всех. Это воспитание музыкой!

Подходит к концу наш мастер-класс, и я обращаюсь к участникам с предложением обменяться  мнениями.

Закончите фразу, которая у вас есть  в программке.

- Я убедилась, что  музыкальные игры ….

- Игры  для развития певческих навыков  способствуют ……

- Важно помочь ребёнку развить певческие навыки, потому что…

- Мне показались наиболее интересными следующие приёмы развития певческих навыков….

- Сегодня я поняла, что…

- Как хорошо, что я…

- Я желаю всем участникам мастер-класса…

Мы  хотим  поблагодарить всех за участие, за смелость, за творчество и позитивный настрой. Мы будем рады, если показанные нами приёмы пригодятся вам  в работе.

- Уважаемые коллеги! Просим Вас поделиться своими впечатлениями о нашей встрече (нотный стан и ноты)

Если  вам было интересно,  и вы возьмёте представленные материалы себе в практику работу, то поставьте свою нотку в высокий регистр.

Если вы считаете, что  тема мастер-класса раскрыта не полностью и требует дополнения, то  место вашей ноты в среднем регистре.

А если  вы  считаете,  тему  мастер-класса не актуальной и предложенные приёмы вы не будете использовать в своей  работе, то поставьте свою ноту  в нижний  регистр.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье раскрывается значение театральной деятельности в развитии творческих способностей у дошкольников....

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Анализ деятельности стажировочной площадки «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» на базе ДОУ....