Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"
статья (старшая группа) по теме

Ласточкина Ирина Викторовна

 

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»

из опыта работы

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный  образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.

     В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности – тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память.

     Детей, обладающих несколькими видами способностей, принято называть одарёнными. Одарённый ребёнок может даже не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребёнок может быть очень одарённым. Но это свойство остаётся незамеченным никем, если между ребёнком и взрослым нет доверительных отношений. Одарённость проявляется лишь в атмосфере теплоты, доброжелательности, любви и заботы. Окружённые любовью малыши развиваются интенсивнее. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену достаточно высок в настоящее время. Это, во-первых, объясняется значимостью способностей для развития личности, а, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарённые дети. Умелое использование потенциальных возможностей ребёнка в ходе развития может обеспечить достаточно высокий результат. Педагогический коллектив нашего ДОУ №10 «Маленький принц» в течении последних лет ведёт систематическую целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребёнка в различных видах деятельности. Для этого создан проект: «Мы зажигаем звёзды». Проблема выявления одарённых детей сложна и поэтому требует привлечения специалистов высокой квалификации. Поэтому в данном проекте заняты: заведующая ДОУ, старший воспитатель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре и музыкальные руководители. Каждый педагог отвечает за определённое направление. Моё направление  - пение.

В музыкальном направлении определены следующие задачи:

1.стимулировать дальнейшему накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, развитию певческого голоса и музыкального слуха.

2.расширение связей между коллективами ДОУ и колледжем Искусств с    целью развития у детей музыкальных способностей.

Очень важным звеном в нашем проекте  для развития способностей детей  является взаимодействие нашего ДОУ с  учреждениями дополнительного образования. На протяжении последних лет, силами студентов и педагогов Колледжа  Искусств,  в нашем ДОУ проходят запланированные концерты.  Благодаря этим концертам, дети знакомятся с классической музыкой, с произведениями современных и даже татарских композиторов. И самое главное – слушают живую музыку. На последнем концерте у нас выступала скрипачка Элеонора Лерман. Где ещё дети могут услышать такую прекрасную музыку. Ведь не все родители могут приобщать своих детей к музыке.

   Для выявления одарённых детей я использую цикл музыкальных диагностических занятий, который служит не целью отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития  одарённого    ребёнка. В цикл входит 5-8 занятий, каждое из которых посвящено изучению 1-2 музыкальных способностей.

1занятие. Выявление и развитие уровня эмоциональной отзывчивости на музыку.  На занятии дети слушают музыкальные произведения. Мы смотрим за поведением, как ребёнок реагирует на музыку в живом исполнении и грамзаписи.

2занятие. Выявление и развитие динамического слуха.Предлагается ребёнку поиграть вместе со мной. Я на фортепиано, а ребёнок на другом музыкальном  инструменте, например, на металлофоне. Я играю громко и ребёнок громко, я тихо и ребёнок тихо.

3занятие. Уровень развития тембрового слуха.На этом занятии даются задания на различение звучания музыкальных инструментов.

4занятие. Уровень ( звуковысотного)  мелодического компонента музыкального слуха.На этом занятии ребёнок должен спеть любимую песню с аккомпанементом и без него.

5занятие. Уровень развития чувства музыкального ритма   Даю ребёнку задание прослушать определённый музыкальный отрывок, состоящий, например, из 8 тактов. После прослушивания, ребёнок должен прохлопать ритмический рисунок.

6занятие.  Уровень музыкального мышления.  Ребёнок должен уловить общее настроение музыкального произведения: весело – грустно и определить жанровую характеристику музыкального произведения: марш, танец, песня.

Используем программные произведения: П.И.Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы»,  «Марш» Шумана,  «Песня жаворонка», «Полька»  Глинки.

Можно использовать картинки т.к. дети говорят ещё плохо.

7занятие. Уровень развития творческого компонента музыкального мышления.   Ребёнок должен сочинить и сыграть на металлофоне собственную мелодию.

8занятие. Музыкальная память.    Ребёнку даю прослушать 4 такта мелодии, после чего он должен пропеть её  на слог «ля».

     Одной из форм обучения одарённых детей является система творческих конкурсов. Каждый год воспитанники нашего ДОУ принимают участие в городских песенных конкурсах: «Жемчужинки», «Звёздочки 21 века», «Волшебные капельки». Ежегодно занимаем призовые места.

  К 6-7 годам уровень развития способностей наших детей достигает таких высот, что им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Здесь главными нашими помощниками становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для своего ребёнка от детского сада к центру детского творчества, музыкальным школам, вокальным ансамблям, где ребёнок продолжает свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Это наши звёздочки и мы про них не забываем, когда они выпускаются из детского сада, а продолжаем следить за развитием их творческих способностей.

Музыка – лукавая работа,

Чтобы людям сердце взволновать.

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать.

Надо понимать язык снежинок,

Записать о чём поёт капель.

Или вдруг на крыльях журавлиных

Полететь за тридевять земель.

Надо превращаться в медвежонка,

На сосну карабкаться, ворча,

Или трепетать травинкой тонкой

У лесного чистого ручья.

Тот, кто это знает и умеет,

Тот приносит счастье в каждый дом,

Постарайся сделаться скорее

Добрым музыкантом – колдуном!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Дополнительная программа по развитию певческих способностей

В материале представлена дополнительная программа по развитию певческих способностей у детей 5-7 лет...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

«Развитие певческих способностей дошкольников посредством игры»

С первых дней жизни ребенок слышит различные звуки - певучие, приятные или резкие, громкие. Это не только колыбельные песни, потешки, прибаутки, но и звуки окружающего мира: пение птиц, порыв ветра, ш...

Развитие певческих способностей дошкольников.

Раскрыт опыт работы по развитию певческих способностей....

Развитие певческих способностей дошкольников в процессе использования интерактивных методов обучения

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя ДОУ, в котором собран интерактивный материал для использования развития певческих способностей....