Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект на тему

Негодяева Татьяна михайловна

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.

 

 

Практико-значимая работа.

 

 

На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное   автономное   образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования.

«Московский  государственный  областной  социально-гуманитарный институт».

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.

Практико-значимая работа.

На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выполнил:

Негодяева Татьяна Михайловна,

Воспитатель

МДОУ № 28 «Ласточка» Коломенский район

Преподаватель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования

ГАОУ ВПО «МГОСГИ»

Губанова Наталья Федоровна

Коломна  2014

Оглавление

Введение                                                                                                                          5                                                                                                        

  Глава 1. Теоретические подходы к проблеме                                                         7

 художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания.                                       7   

1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания                                10

в дошкольном возрасте.  

1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания.                         14

Глава 2. Творческая деятельность как средство                                                  15

                                   художественно-эстетического воспитания.

2.1. Эстетическая сущность творческой деятельности.                                            15

2.2. Выявление уровня  сформированности                                                               16

художественно-эстетического развития   у детей  3 – 4 лет.

Заключение                                                                                                            18

Список литературы                                                                                              19

Введение

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является в настоящее время одной из главных задач, которую преследуют педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С.Выготский; Д.Б.Эльконин; Л.И.Божович, А.В.Запорожец; Я.З.Неверович и др.) периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Последнее десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили мою тему самообразования «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1.  Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «Организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную  направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание»:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно – эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это – воспитание целостной гармонически развитой личности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и  наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:

- овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;

- развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека.

1.2.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно-эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Педагоги должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Психологи выделяют III основных направления психического развития детей дошкольного возраста:

  1. Формирование личности.
  • ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
  • усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

II. Расширение сферы деятельности ребенка.

  • ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;
  • формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие).

III. Интенсивное познавательное развитие.

  • происходит усвоение сенсорной культуры языка;
  • совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
  • развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;
  • происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности.

На этапе от 2,5 до 3-5 лет происходят следующие изменения:

  • овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры;
  • обогащение содержания творческой деятельности;
  • овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать  произведения искусства и получать  потом от этого удовольствие.

Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.  

К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Поэтому, общаясь ребенком, взрослые должны обязательно подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «Какая красивая, пушистая белка», «Как нарядно одета кукла».

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в ДОУ, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, хореография, «Введение в художественную литературу», «Путешествие в прекрасное», рисование, аппликация, лепка, конструирование. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и обязательно устанавливать пропорции.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающей действительности. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образы прекрасного.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания.

Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

На мой взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

- ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;

- активная педагогическая деятельность;

Глава 2.  Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

2.1. Эстетическая сущность творческой деятельности

Дошкольный возраст - это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что же представляет собой творчество?

Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение  и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

2.2. Выявление уровня  сформированности  художественно-эстетического развития   у детей  3 – 4 лет.

Для определения  уровня сформированности  художественно-эстетического развития у детей  младшего  дошкольного  уровня мной проводилась  диагностика.

  1. Для   реализации исследования использовала диагностический комплекс методик, От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы». Вторая младшая  группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

Обследование  проводилось в индивидуальной форме, оно включает в себя беседу, наблюдение, анализ. К диагностическим  методикам предъявляются следующие требования: материал и условия  выполнения с расчетом на максимальную доступность   для детей по всем параметрам, в методику включаются однородные задания, что исключает влияние случайных  причин.

В каждом задании даются  четкие инструкции и ход  их выполнения  ребенком.

Материалом для обследования являются : вопросы

1. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

4. Умеет отделять от большого куска глины небольшие кусочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней

5. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

6. Создаёт изображения предметов из готовых фигур

7. Украшает заготовки из бумаги разной формы

8. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

На основе критериев , определила  уровни  художественно-эстетического развития   у детей  3 – 4 лет.

Для объективного анализа результатов разработана бальная качественно-количественная оценка. При обследовании за каждый уровень развития художественно –эстетического развития, ребенок получает определенное количество балов от 1 до 5, в зависимости от качества его выполнения. Оценка результатов проводиться по следующим уровнем развития.

Оценка уровня развития:

1 балл – требуется внимание специалиста;

2 балла – требуется корректирующая работа педагога;

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

5 баллов – высокий уровень развития.

В конце обследования производится подсчет баллов.

Исследование проводилось с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет в количестве 10 детей.

Начало проекта:        

Высокий уровень – 0  -  детей

Средний уровень – 8  -детей

Выше среднего – 2 -  детей

Конец проекта:

Высокий уровень – 2  -  детей

Средний уровень – 4  -детей

Выше среднего – 4 -  детей

Проведенная диагностика на конец проекта показала, что у детей сформировалась потребность в  художественно- эстетическом развитии, интерес к творческому поиску, значительно выросло внимание, наблюдательность, умение заметить прекрасное, выразить его в речи, практической деятельности.

Заключение

Проблема нравственно - эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Художественно - эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское  творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 2005.-127с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  3. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1992.-с.156.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007.-175 с.
  7. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.-94с.
  8. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
  9. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1999.
  10.  Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1999.
  11. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 2002.-263с.
  12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  13.  Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1990.-197с.
  15.  Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1999.

Приложение

Мониторинг образовательного процесса

Группа детского сада   от 3 до 4  Художественное  - эстетическое развитие

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками

Умеет отделять от большого куска глины небольшие кусочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Создаёт изображения предметов из готовых фигур

Украшает заготовки из бумаги разной формы

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы

Итоговый результат

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

Валькова

Маша

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

Гвоздева

Яна

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

4

5

Грачева

Валерия

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

Гуцуляк

Влад

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

Замятин Рома

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

Рожнова Валерия

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

Лепехова Вика

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Синицын Илья

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Калинин Илья

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коршунов Артем

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ...

" Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста....

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Развитие художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическая деятельность – это та деятельность детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызы...

Развитие художественно-эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в работе с природным и бросовым материалом»

Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку.Изготовление игрушек, поделок из п...