ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа) на тему

Конарева Виктория Эдуардовна

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Главной образовательной целью в 21 веке должно быть полноценное развитие личности, одной из основополагающих целей  образовательных программ – формирование глобального миропонимания, а ценностными основами образования стать  духовность и гражданственность, патриотизм, любовь к Родине.

На сегодняшний день патриотическое воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Можно смело утверждать, что в педагогической науке изменились ведущие методологические подходы к проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. Утверждается новый взгляд на «старые» проблемы: если в прежние годы (советский период) воспитание любви к родине рассматривалось через призму воспитания отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К. Д. Ушинского – прежде всего народности, приобщению к национальному как базе патриотического воспитания. Во все времена эта проблема трудна из-за многогранности предмета исследования и объекта, применительно к которому она ставится, особенно когда речь идет о детях младшего школьного возраста.

Современное патриотическое воспитание наш взгляд.

Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего детства у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Важную роль в формировании личности ребенка играет детский сад. Именно здесь закладывается фундамент духовности. В последние годы в детском саду ощущается тенденция к более глубокому изучению детьми того, что связано с родной историей и культурой.

В целях патриотического воспитания и формирования национального самосознания учащихся можно обратиться к использованию этнокультурологического материала в учебном процессе. Во время проведения уроков рекомендуется  широко использовать такие виды фольклора, как сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки. Ведь именно в этих жанрах особенным образом сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительный качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Этнокультурологический материал: загадки, пословицы, поговорки, приметы, отрывки из сказок может быть распределен в соответствии с изучаемыми орфограммами  и пунктуационными правилами, предусмотренными программой по русскому языку. Задания предлагаются разные: выборочное списывание, запись отдельных слов на изучаемое и повторяемое правило, запись под диктовку, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и др. Особое место на уроках занимают пословицы, имеющие патриотическую направленность.

Приобщение детей к восприятию разнообразных фольклорных знаний дает возможность развивать их образное мышление, ощутить радость познания родного языка, который обладает, по меткому определению           Д. К. Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Определенный интерес представляют колыбельные песни. Педагогическая идея колыбельных песен – это, прежде всего, огромная сила материнской любви, а также всеобщая любовь к детям, нежность, ласка, внимание, забота, доброта по отношению к младенцу, мечты о счастливом будущем ребенка. В незамысловатой, удивительно поэтической форме через колыбельные ребенку преподносится курс природо-, народо-, родиноведения, в основе которого предметы и явления окружающей действительности.

Небольшой объём колыбельных позволяет их использовать при проведении орфографических пятиминуток.

Знакомство с колыбельными песнями дает возможность обратить внимание детей на диалектные слова. Например, что означает в колыбельных про кота   папенька, папка?

На уроках русского языка находится место и для пестушек, потешек, прибауток, небылиц – перевёртышей, закличек, приговорок, игровых приговорок, скороговорок (чистоговорок).

При обучении русскому языку часто используется такой вид работы, как письмо по памяти. Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся. Для письма по памяти подходят заклички – обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам. Закличку заучивают на уроке, затем на одном из последующих уроков пишут по памяти. Закличка происходит от слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться ».

Вхождению ребенка в область народной жизни, народного духа способствует тематические уроки, уроки комплексной работы с текстом, подбор текстов с народоведческой направленностью, постоянное обращение к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, написание сочинений на темы, связанные с русской народной культурой, проведение этнографического комментария.

Включение песен в образовательный процесс дает возможность открыть перед детьми целый поэтический и философский мир, огромный пласт нашей культуры. Песня  в ряду многообразных средств народной педагогики занимает особое место, так как не столько развлекает, сколько  учит уму-разуму, оказывает действенное влияние на чувства учащихся, их сознание и поведение.

На уроках русского языка можно познакомить учащихся с тем, как жили наши далекие предки, о чем мечтали, что пели, рассказывали, что передавали своим детям и внукам. Такие сведения содержатся в русском земледельческом календаре. Ведь именно он является своеобразным дневником и энциклопедией крестьянского быта с его буднями и праздниками. Материалы русского земледельческого календаря способствуют формированию интереса у учащихся к бытовой истории, наталкивают детей на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, дают возможность ощутить себя прямыми потомками и наследниками крестьянской России.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование занимательного материала для развития изобразительной деятельности дошкольников»

Аннотацияк статье воспитателя МБДОУ Центр развития ребенка детскийсад № 79 «Аистенок» г.Новороссийск.Казьминой Ирины Александровны Тема: «Использование занимательного материала для развития...

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю.

Возможности использования краеведческого материала в формировании интереса старших дошкольников к родному краю....

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами

Педагогическое сопровождение развития патриотизма старших дошкольников в процессе ознакомления с былинами...