Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»
учебно-методический материал по теме

Бабулаидзе Светлана Александровна

Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет

о проделанной работе по самообразованию на тему: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»

                                                                Ф.И.О: Бабулаидзе С.А.

                                                                Должность: воспитатель

                                 Нижневартовск 2015г

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………….        3

2. Значение занимательного математического материала для

    умственного развития детей…………………………………………5

3. Использование занимательного материала в процессе ННОД…6        

4. Система работы……………………………………………………….        7

        4.1 Задачи на смекалку…………………………………………….        8

        4.2 Логические игры и упражнения………………………………        9

        4.3 Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и

              сюжетных изображений……………………………………..        10

        4.4 Использование универсального дидактического

            материала………………………………………………………..        11

        4.5 Использование схем, алгоритмов……………………………        12

        4.6 Математические вечера досуга……………………………….        13

        4.7 Развивающая среда в группе………………………………….        14

        4.8 Работа с родителями…………………………………………...        15

5. Заключение…………………………………………………………….        16

6. Литература……………………………………………………………..        17

7. Приложение

Введение

Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я выбрала использование занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает затруднения у многих дошкольников, а в будущем школьников. Одна из причин затруднения усвоения знаний состоит в недостаточной подготовке мышления.

Подготовка к обучению мыслить не может решаться в наше время так, как решалась много лет назад, она не должна исчерпываться формированием представлений о числах, геометрических фигурах, обучение счету, сложению и вычитанию и т. д.  С точки зрения современного подхода это не обучение математическим операциям, а  формирование логического мышления.

Проблема развития мышления всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике и психологии. Одним из важных направлений в решении этой  задачи выступает создание условий обеспечивающих умственное развитие детей.

Изучив исследования известных педагогов и психологов, я  сделала вывод, что наиболее благоприятный период развития ребенка- дошкольный. Именно в этом возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития: происходит не только увеличение круга представлений и расширение умственного кругозора,  но и перестройка самой умственной деятельности.

Обучение через игру с занимательным материалом - интересное и увлекательное занятие. Занимательные игры, головоломки, задачи вызывают у детей большой интерес. Игра, увлекшая ребенка не перегружает его ни физически, ни умственно. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Я считаю, что выбранная мною тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития ребенка, для подготовки его к школе.  

Значение занимательного математического материала для умственного развития детей

Умственное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные приемы, в том числе и игровые.

Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д.

Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков. Выполняющий задачу-головоломку ребенок приходит к решению в результате тщательного ознакомления с ней, подробного анализа ее условий. Психологи и педагоги Я. А. Пономарев, В. А. Крутецкий, Б. А. Кордемский, А. Насыров и др. определили влияние задач-смекалок на умственное развитие детей.

Так, Б. А. Кордемский подчеркивал особое значение задач-смекалок в развитии у обучающихся существенных элементов математического мышления: математической инициативы, сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей занимательностью, вызывают желание во что бы то ни стало решить их самостоятельно.

К решению занимательных задач дети приходят в процессе поисковых проб. Причем действия дошкольников имеют разный характер. Большинство детей в зависимости от возраста и уровня развития мышления решают задачи в уме, этому сопутствует разносторонний анализ. Под влиянием обучения характер поисковых действий претерпевает существенные изменения: дети переходят от практических к мысленным пробам.

Результатом  поиска решения, как правило, является догадка, которая представляет собой нахождение пути решения.

Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка - это особый вид проявления творчества, нахождение способа решения. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. О проявлениях сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых решающий задачу приходит к выводам, обобщениям. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Проявление детьми смекалки и сообразительности при решении задач возрастает по мере овладения ими определенными схемами анализа, переноса усвоенных общих признаков, способов решения простых задач на более сложные.

Обучение решению занимательных задач способствует развитию самостоятельности детей. Ребенок, решающий задачу, на основе имеющихся у него знаний, умений, усвоенных принципов решения, логики проявляет смекалку, сообразительность, самостоятельность, что помогает ему найти правильный ответ.

Итак, значение элементарных математических занимательных игр и задач состоит в формировании у детей интереса к изучению математики в дальнейшем, развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности.

Использование занимательного материала в процессе ННОД

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений. Условно можно выделить три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры  и упражнения (см. Приложение)

Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Головоломки, ребусы, лабиринты интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (кроссворды, шарады).

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.

Задачи на смекалку геометрического характера частично включаются непосредственно в содержание занятий в старшей и подготовительной к школе группах с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни и трудовой деятельности.

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Каждая игра решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры  в структуре занятия по развитию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она  может быть использована в качестве учебного задания, упражнения. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления.

В развитии у детей математических представления широко используется занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения. Они отличаются от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности; назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения (формировании количественных, пространственных представлений).

В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Развитию логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам. В этих играх используются блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Овладения детьми приемами решения разнообразных логических задач создает основу для проявления ими творчества.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям.

В ходе игр с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи приводящего в решению (правильному или ошибочному).

Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Пентамино» и т.д. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление, создают условия для развития логических компонентов мышления. Отдельные упражнения по составлению фигур включаются в содержание занятий по формированию элементарно математических представлений.

Занимательные вопросы, задачи-шутки приобщают детей к активной умственной деятельности.

На занятиях по развитию у детей шести-семи лет математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их- в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.

Занимательные вопросы, загадки используются воспитателем в ходе занятия с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях.

На протяжении занятия, особенно при переходе от одной части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, интереса к математическим знаниям.

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждения, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Эти компоненты умственной деятельности необходимы в период школьного обучения. Освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление.

                            Система работы.

Эффективными средствами по формированию элементарно математических представлений в моей работе являются:

  • задачи на смекалку (головоломки);
  • логические игры и упражнения;
  • игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;
  • загадки,  задачи-шутки;
  • использование схем, планов, алгоритмов.

Головоломки с палочками относятся к нестандартному математическому материалу. В результате их решения, дети, приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Моя работа была построена в три этапа (по степени сложности).

На первом этапе использовала задачи на составление фигур из определенного количества палочек. На втором - задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. Третий этап предусматривал задачи на смекалку, решение которых состояло в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В начале работы дети решали задачи – головоломки с помощью частичных подсказок, наводящих вопросов. В подготовительной группе дети сами придумывали элементарные задачи, головоломки с палочками. Для этого я беседовала с ними, как придумываются такие задачи, что в них задано, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество палочек).

Для развития логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, использовала логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур (в старшей возрастной группе), задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой (в подготовительной к школе группе).

Кроме того предлагались игры с логическими блоками. Игра «У кого в гостях Вини-пух и Пяточок?» была направлена на развитии способности к анализу, сравнению и обобщению фигур – с начала по двум, затем по трем свойствам и, наконец, по самостоятельно выделенным свойствам. Дети постепенно учились переходить от сравнения двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка. В игре с блоками «Помоги фигурам выбраться из леса» дети учились разбивать множество на классы по совместимым свойствам с помощью логических операций «не», «и», «или» строили истинные высказывания, кодировали и декодировали информацию о свойствах предмета.

Не менее важную роль в своей работе уделяла играм по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Они требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, сообразительности.

Обучение играм «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», проводила последовательно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Эта работа включала в себя ряд этапов. Первый этап предусматривал ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей. На втором этапе – составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета, состоящие в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. На третьем этапе дети по частичному элементному изображению самостоятельно путем проб и ошибок добивались результата. Самый сложный, четвертый этап, на котором очень важна помощь взрослого. Детям предлагалась составлять фигуры по контурному или силуэтному образцу.

Переход детей к построению фигур по замыслу – яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума.

Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях. Дети учатся декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа, решаются «цветные» уравнения (сумма и разность находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок).

В содержание математического развития детей по программе включена работа со схемами, алгоритмами. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов, (действий) в нем. Определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Алгоритм рассматривается в качестве средства обучения.

С целью освоения умения ориентироваться в строгой последовательности действий с детьми проводились различные игры.

Освоение алгоритма состояло в овладении умением последовательно выполнять действия, следуя за стрелкой. В игре «Собери цепочку» требовалось найти недостающий конец цепочки; в играх с логическими блоками «Необычные фигуры», «Автотрасса», развивались способности детей к анализу, умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Дети строили цепочки по правилам, которые требовали учета трех свойств- цвета, формы, размера. Разнообразие в игровые задания внесла дидактическая игра «Водители». Дети знакомились с дорожными знаками и учились ориентироваться в пути по схеме. Дети овладели умением ориентироваться на условный знак – стрелку.    

Неотъемлемой частью занятий является использование занимательных загадок, задач – шуток математического содержания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

Подбор занимательного материала для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая игра подбирается согласно цели и содержанию предстоящего занятия. Она должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Мои наблюдения показали что детей увлекает игровое действие, занимательный материал, который привлекает их своей яркостью, разнообразием.

Наиболее запоминающимися для детей были математические вечера досуга, конкурсы смекалистых и находчивых, игры – соревнования. Они разнообразны по построению и содержанию «Путешествие на необитаемый остров», «Полет на космическом корабле», «Путешествие в страну Математилию».

В содержание включались занимательные задачи, загадки, разгадывание лабиринтов, считалки, небылицы, логико-математические игры, элементы подвижных игр. Математический материал включался с учетом степени сложности развивающего значения, интересов и опыта своих детей.

Все это помогает не только развивать умственную активность детей, смекалку, конструктивные умения, но и разносторонние развитие детей, формировать жизненно-важные качества, как: самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию (умственному, физическому), создавать условия для проявления творчества. Все эти качества необходимы для успешного овладения учебными дисциплинами в школе.

Большое значение для развития детей имеет созданная в группе развивающая среда.

Прежде всего, необходимо создать такие условия для математической деятельности, при которых дети могут проявлять самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.

Уголок занимательной математики – специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами, и определенным образом художественно оформленное место.

Успех игровой деятельности в организованном уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность, увлеченность педагога – основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей.

В уголок помещаются:

  • настольно - печатные игры;
  • игры для развития логического мышления;
  • головоломки;
  • лабиринты;
  • игры на составление целого из частей;
  • игры на передвижение;
  • игровые панно.

Все они интересны, занимательны. Для стимулирования творческой деятельности использую магнитные доски, счетные палочки, альбомы для зарисовки придуманных детьми задач, составленных фигур.

В течении года по мере усвоения игр детьми, я или разнообразила их виды, или вводила более сложные игры с новыми конструктивными решениями.

Руководство самостоятельной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю работу организовывала с учетом индивидуальных особенностей детей.

Мое руководство было направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества. Устраивала разнообразные соревнования, конкурсы на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт.

Работая с родителями по данной проблеме проводила тематические беседы, консультации, просмотр игр и занятий в дни открытых дверей. При подведении итогов подчеркивала своеобразии мыслительной деятельности детей, говорила об индивидуальности каждого ребенка, развивающим влиянии игр, необходимости организации этой работы в условиях семьи.

В папку для родителей помещала информацию:

  • о значении занимательного материала для развития детей;
  • роль занимательного материала в подготовке детей к школе;
  • руководство играми занимательного характера.

Тем самым формировалось творчество родителей, изобретательность, активность в создании условий для полноценного познавательного и личностного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. ...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Приглашаю посмотреть)
Для развития творческих способностей: Авторское интерактивное развивающее пособие для дошкольников и школьников началки
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/17/interak...