Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Борисюк Виктория Вячеславовна

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_plana_samoobrazovaniya_2018.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления – залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т. д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования блоков Дьенеша.

Задачи на 2017-2018  учебный год:

1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину.

2. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций  по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.

3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

4. Воспитывать усидчивость, самостоятельность

Перспективный план работы.

Месяц

Тема игры

Программное содержание, дидактическая задача

1

сентябрь

Раздели фигуры

Познакомить детей с признаком предмета – размер. Развивать умение группировать фигуры по величине.

2

Найди такой же.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

3

Найди фигуру.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

4

Дорожки

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

5

октябрь

Разноцветные сранички.

Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цвету.

6

Заселим домики

Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

7

Мышки – норушки.

Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.

8

Второй ряд.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.

9

ноябрь

Домино

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые».

10

Соберём урожай

Развивать

умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).

11

За грибами.

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

12

Найди фигуру

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

13

декабрь

Раздели фигуры

Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.

14

Кулинары

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

15

Второй ряд

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.

16

Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

17

январь

Бусы в подарок кукле

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).

18

Раздели фигуры

Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.

19

Чудесный мешочек

Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

20

Кто быстрее соберёт.

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).

21

февраль

Рыбалка

Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.

22

Домино

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

23

Поручения

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).

24

Найди фигуру

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

25

март

Парные картинки

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.

26

Все в ряд

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.

27

Игра-путешествие «В гостях у сказки».

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

28

Магазин

Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы.

29

апрель

Строители

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы.

30

Кондитерская фабрика

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки – схемы свойств.

31

Садовники

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки — схемы свойств.

32

Кто быстрее соберёт

Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств.

33

май

Игра-путешествие «В гости к мишке»

Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).

Вывод: дидактический материал "Логические блоки" Э. Дьенеша являются универсальным средством формирования элементарных математических представлений и развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста. Создает фундамент для успешного умственного развития и сенсорной культуры, направлены на социально-нравственное развитие детей, умение работать в коллективе, соблюдать правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Отчет о реализации темы самообразования Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

В процессе своей работы в детском саду заметила, как важно с самого раннего возраста развивать логическое мышление у детей. Большинство педагогических исследований Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. ...

Тема самообразования " «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Работа заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша....