опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Щербакова Анастасия Сергеевна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Знаменский детский сад «Теремок»

Опыт работы:

«Использование блоков Дьенеша

для развития логического мышления

у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Щербакова А.С.

2018 г.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

2 слайд Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов (памяти, внимания, воображения, логического мышления) необходимо с дошкольного возраста.

3 слайд Этой проблемой занимались такие представители науки: Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».  Наиболее эффективным пособием, на мой взгляд, являются логически блоки Дьенеша. Я определила тему своей работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Работу в данном направлении я начала в 2017 году. Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические игры с использованием блоков способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.

 Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

4 слайд Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников.

          5 слайд   Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

6 слайд  Задачи:

1.Изучить теоретическую часть развития вопроса.

2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.

3.Организовать работу кружка «Играем, размышляем, познаём»в средней группе «Улыбка».

     При решении поставленных задач изучала и анализировала методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, приняла участие в вебинарах «Организация образовательной деятельности с развивающими играми в ДОО в соответствии с ФГОС».
        Разработала перспективный план работы кружка «Играем, размышляем, познаем» в средней группе «Улыбка»  на 2018-2019 учебный год.

7 слайд Создала предметно-развивающую среду, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал: блоки Дьенеша, модели; схемы.

      На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий.

2 этап – практический  

8 слайд Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Я разработала цикл НОД кружка с включением данного дидактического материала на основе программы «От рождения до школы». Был составлен перспективный план на среднюю группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Всяработа планировалась в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.

9 слайд  1)- «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;

-«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;

2) -«Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»

-«Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т.п.».

3)Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие

же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т.п.

            10 слайд 4) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается

разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:

-Какие фигурки оказались у мишки? (все красные), а у зайки? (все не красные).

Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

11 слайд В работе с детьми использую опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий), форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величина - силуэтом дома (большой, маленький).

12 слайд  Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

13, 14, 15 слайд Предлагаю детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки?», «Поручение», «На своё место», «Рассели жильцов», «Построй автотрассу» и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

16 слайд На данном этапе работы мною была дана консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал»; провела открытый показ НОД  по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша. В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, провести  родительское собрание с показом игр для детей с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка); выступить   на педагогическом совете перед коллегами по проблеме «Развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов НОД. Опыт работы может быть рекомендован как начинающим, так и опытным педагогам. Он может быть применён в конструировании - в процессе моделирования, в подвижных играх, в рисовании и аппликации- моделируем узор, орнамент, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.

17 слайд Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются  мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Список использованной литературы:

1.Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»

2.https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839/

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/23/logicheskie-bloki-denesha

4.http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/15/metodika-raboty-s-blokami-e-denesha-i-palochkami-kh-kyuizenera.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, поня...

Реализация плана самообразования на тему «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

Актуальность: умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия у...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план работы по самообразованию.Ф.И.О. педагога Кондрашова Анастасия ОлеговнаСпециальность ВоспитательОбразование  Среднее-специальноеСтаж  педагогической работы 5 летКвалифика...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Блоки Дьнеша как средство развития математических представлений дошкольников...

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Консультация по теме: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста»...